Уроборос

Приглашаю читателей пуститься вместе со мной в путешествие по туннелям времени. Минуя бесчисленные страницы исторических свидетельств, мы отправимся в доисторические времена, тайны которых, дошедшие до нас в мифах, легендах и сказках, смутно проглядывают сквозь удивительные сказания исчезнувших континентов и канувших в лету цивилизаций. Основным предметом нашего исследования является ЖЕНЩИНА — ее прошлое, настоящее и будущее на этой планете.

Мифы и легенды... Вы можете спросить: много ли в них правды и какое отношение они имеют к сегодняшнему дню? Однако, как мы убедимся, в преданиях прошлого действительно можно найти ответы на некоторые вопросы современности, а иные из них дают нам ключ к пониманию внутренних процессов женской психологии. Профессор Ефремов из России недавно упрекнул западных ученых в том, что они с некоторым снобизмом относятся к народным преданиям. «Историкам следует обращать больше внимания на древние традиции и фольклор», — подчеркнул он. Поскольку нередко оказывалось, что так называемые «мифы» на самом деле описывали исторические факты (например, миф о Трое), нам не мешало бы внимательно прислушаться к совету этого ученого.

Феминизм, фактически, дал начало новой терминологии. Например, американская писательница Риан Айслер (Raine Eisler) ввела в употребление термин андрократия (вместо «патриархата»), обозначающий систему управления, основанную на применении силы или угрозе применения силы мужчинами. В качестве альтернативы она предложила гиланию (gylany — от греческих корней gyne (женщина) и andros (мужчина)).

«Буква / посередине имеет двойное значение. В английском языке она обозначает связь (linking) между двумя половинами человечества, которая должна заменить вертикальную иерархию, установленную при андрокра- тии». В греческом языке эта буква обозначает латинский глагол lyein или lyo, который, в свою очередь, тоже имеет двойное значение: «решать» (как в слове анализ) и «растворять, освобождать» (как в слове катализ). Айслер также использует термины «доминативная иерархия» в отношении систем вертикального управления и «актуализационная иерархия» в отношении систем, вложенных друг в друга (например, молекулы — клетки — органы тела), где налицо ряд все более высоких с эволюционной точки зрения и сложных систем функционирования.

Эдвард К. Уитмонт (Edward С. Whitmont) предпочитает использовать термины андролатрия и гинолатрия, а Луиза Тейш (Luisah Teish) — гинан- дрия. И все эти слова оправданы этимологически. Однако, поскольку существует так много вариантов и исследователи пока еще окончательно не определились с терминологией, я решила использовать для обозначения мужского и женского доминирования в обществе, обычаях и религии традиционные термины патриархат и матриархат.

Внутреннюю силу женщины часто символически обозначают через образ змеи,' причем крупнейшие религии склонны подчеркивать негативные качества змеи, перенося их на женщин вообще. Однако змеиная энергия, связанная с большинством других природных сил, многогранна. И не просто так жрецы Древнего Египта, одной из древнейших цивилизаций мира, особо почитали змея Урея, считая его символом проницательности и глубочайшей эзотерической мудрости. Откуда к ним пришел этот символ? Несомненно, они унаследовали его от одной из доисторических культур. Многие авторитетные исследователи считают эти культуры сугубо мифологическими, и тем не менее мудрецы и духовные учители всего мира бережно пронесли знания о них через темные века невежества, предрассудков и духовной слепоты.

Как антропологи, так и хранители тайных знаний подтверждают, что представления о Богине-Создательнице очень древние. А ученые, исследующие генотип населения планеты, недавно установили, что все люди по материнской линии являются потомками одной женщины, которая, скорее всего, жила в Африке (поэтому ее назвали «черной Евой»). Очевидно, представления о женском созидательном начале появились раньше, чем идея Творца-мужчины. Каким же образом эта изначальная концепция быт искажена и разрушена? И если женское созидательное начало можно отождествить с силой змеи, значит, несомненно, его энергии резонируют с эзотерическим символом Уробороса, который, согласно описаниям гностиков, представляет собой дракона или змея, кусающего себя за хвост. Уроборос символизирует, помимо всего прочего, самооплодотворение и природу, которая постоянно циклически возвращается к собственному началу (завершая круг), откуда ее энергии затем получают возможность подняться к более высоким колебаниям, или более тонкому уровню самореализации.

Этот символизм особенно применим к концепции Богини-Творца, поскольку София, Мудрость, или первичное женское начало, которое гностики называли Мировой Душой, поднявшись на очередной уровень эволюции, или эон (если говорить об иерархии духовных уровней), затем вынуждена совершить жертвенное нисхождение к самому нижнему уровню, чтобы впоследствии вновь вернуться и явить свою подлинную божественность, — замыкая круг Уробороса и завершая очередную эру эволюции.

Говоря в терминах отдельной личности, после того как творческий круг завершен на материальном уровне, дух обретает возможность принять в себя его продуктивные энергии, чтобы продолжить собственный трансцендентный поиск. Подтверждением этому может служить следующий отрывок из апокрифического Евангелия от Египтян — беседа между Христом и одной из его учениц по имени Саломея:

Когда Саломея спросила, долго ли будет торжествовать смерть, Господь сказал: До тех пор, пока вы, женщины, будете рожать детей, ибо я пришел сокрушить работу женщины. Тогда Саломея спросила: Значит, это хорошо, что у меня нет детей? На что Господь ответил: Вкушай каждую траву, но не вкушай траву горькую. Когда же Саломея спросила, когда откроются те вещи, о которых она спрашивала, Господь сказал: Когда вы отринете одежды стыда; когда Два станут Одним, а Мужчина и Женщина — не мужчиной и не женщиной.

Метафизические философы и психологи нередко толкуют эти слова в том смысле, что альтернативой реализации божественной искры через рождение ребенка является ассимиляция этой творческой энергии в индивидуальный дух: внутренний брак анимы и анимуса, или мужского и женского начал психики, ведущий к истинной трансперсональной индивидуализации. Индуисты эту же концепцию формулируют следующим образом: «К чему нам дети, если у нас есть Я?» Первобытные мифы всегда признавали и подчеркивали несовместимость между бессмертием и деторождением.

Почему же нужно сокрушить «работу женщины», чтобы достичь этих трансцендентных высот? Почему не «работу мужчины»? Возможно, чтобы понять, что именно произошло на всех уровнях, нам необходимо проследить испытания, треволнения и победы уроборической одиссеи Создательницы — расцвет и упадок матриархата, символическое «падение» Софии, подчиненное положение женщины, влекущее за собой страдания и унижения? Надеюсь, эти исследования помогут пролить свет на природу и смысл тонких энергий, или проявлений вселенского разума, которые, очевидно, оказывают такое сильное влияние на функционирование социального устройства на материальном, практическом и бытовом уровнях земного бытия. Я не пытаюсь утвердить какие-либо догмы и не настаиваю, что мои предположения являются единственно верным ответом, однако они могут прояснить некоторые вопросы женской психологии и опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: