Серебряные годы

Анализ роста, расцвета и упадка культа Богини и матриархата, имевшего место во многих первобытных племенных сообществах и культурах, которые положили начало цивилизации как мы ее знаем ныне, предполагает изучение мифологических, археологических, антропологических и прочих научных источников, — лишь после этого можно обсуждать психологические и метафизические вопросы.

Одним из наиболее выдающихся исследователей в этой области является археолог Мария Гимбутас. Американская шаманка Вики Ноубл в одной из своих статей назвала ее «бабушкой феминистских исследований в археологии, которая предоставила нам научно обоснованные материалы о древней "матриархальной" цивилизации Европы». Свои ранние открытия Гимбутас описала в книге «Богини и боги старой Европы» (1982 г.), где охвачен период с 7000 до 3500 гг. до н. э. Затем вышла книга «Язык Богини», где представлены «убедительные свидетельства того, что культ Богини прослеживается начиная с палеолита» (порядка 30 000 лет назад), затем в сельскохозяйственных цивилизациях неолита (около 9000 лет назад), в «период перехода к патриархату» (около 5000 лет назад) и вплоть до нашего времени.

Уроженка Литвы, Гимбутас утверждает, что в Европе, особенно в Восточной Европе, этот древний культ не угас до сих пор. Однако с ней соглашаются не все исследователи. В статье в «Лос-Анджелес тайме» (11 июня 1989 года) приводятся высказывания ее коллег-археологов, которые называют Гимбутас «романтиком» и упрекают ее в том,что она «сплошь и рядом выдает спорные предположения за факты». Независимо от того, правы они или нет, нам будет полезно ознакомиться со следующей периодизацией истории человека.

Палеолит, или ранний каменный век: культурный период, начавшийся с изготовления первых колотых каменных орудий (от 2,5 до 3 миллионов лет назад) и закончившийся с наступлением мезолита, или среднего каменного века, начавшегося около 12 ООО лет назад.

Неолит, или новый каменный век: культурная эпоха, начавшаяся на Ближнем Востоке между 10 ООО и 7000 гг. до н. э., а в других частях света — позже. Характеризуется развитием земледелия и животноводства, а также производством сложных полированных каменных орудий*.

Бронзовый век: период, пришедший на смену каменному веку, характеризуется изобретением бронзы. Считается, что это произошло ок. 3000 г. до н. э.

Железный век: период после бронзового века, характеризуется распространением железных орудий труда и оружия. Начался на Ближнем Востоке около XII века до н. э., а в Европе — около VIII века до н. э.

О Золотом веке (наиболее ранней из упоминаемых греками эпох) у нас мало эмпирических свидетельств, однако Барбара Уокер отмечает, что это было время, когда «не было дикости, люди не пожирали друг друга, не воевали и йе знали бунтов... Не было ни правительств, ни раздельного владения женщинами и детьми. Ибо все мужчины восставали из земли, ничего не помня о своем прошлом. И таких явлений, как частная собственность и семья, не существовало». И она продолжает: «Считалось, что все это — игра воображения Платона, пока ученые-археологи не обнаружили следы доурбанистических земледельческих сообществ эпохи неолита».

Было высказано предположение, что матриархальное общество возникло в конце последнего ледникового периода (а возможно, и раньше), когда «долгий процесс одомашнивания животных привел к образованию небольших стабильных человеческих сообществ, обладающих обильными источниками разнообразной пищи. Это были сообщества, способные производить и запасать зерно в количествах, дающих уверенность в завтрашнем дне и возможность прокормить потомство. И это увеличение жизненной силы подкрепилось положительными биологическими процессами».

Из приведенной выше периодизации мы видим, что матриархальное общество, — когда согласно свидетельствам Платона и других источников существовало равенство, социальная взаимопомощь и мир, — достигло своего расцвета после 10 ООО г. до н. э. Иными словами, оно установилось как раз в Эру Рака, когда религиозную жизнь определял культ Богини.

* Кроме того, в этот период возникло гончарство, прядение и ткачество. — Прим. перев.

Джакетта Хоукс, Джеймс Фрэзер, Маргарет Мид и другие признанные авторитеты сходятся во мнении, что культ Матери-Богини, или Созидательницы, возник вследствие того, что древние люди не знали о мужской функции в процессе оплодотворения. И до того, как коитус стал ассоциироваться с рождением ребенка, подательницей жизни считали только женщину. Это естественным образом привело к тому, что на протяжении многих столетий родословная определялась по женской линии еще долго после того, как людям стала понятна роль мужчины в процессе размножения. И все же мысль о том, что представители всех первобытных культур не понимали сущности созидательного процесса с участием мужчины и женщины, вызывает доверие далеко не у всех. Например, Гимбутас и некоторые другие исследователи в этой области, придерживающиеся феминистических взглядов, полагают, что некоторые (если не все) женщины отлично понимали значение змеиной энергии уже в древнейшие времена.

Эксперты также полагают, что фигурки «палеолитических Венер»* (а некоторые из них датируются 25 ООО г. до н. э.) и другие женские статуэтки, обнаруженные довольно далеко друг от друга (Испания, Франция, Германия, Австрия, Чехословакия и Россия), скорее всего, изображали мать клана, или дух предков, а не Богиню или мать богов.

Представители верхнепалеолитической культуры Ориньяка (названные так по имени французской провинции Ориньяк в Пиренеях) считаются прямыми потомками кроманьонцев — древнейшего типа людей (рост метр восемьдесят сантиметров), чьи скелеты были впервые найдены в пещере Кроманьон на юге Франции. Кроманьонцы появились в Европе в эпоху позднего палеолита. Свидетельством тому, что эти люди признавали священную природу женского начала, может служить знаменитая Ориньякская Венера из Виллендорфа, послужившая образцом для многочисленных статуэток Геи, популярных ныне среди последователей Нью-эйджевского культа Богини.

В музее Бордо сейчас находится известняковая резная фигурка Матери- Земли с рогом изобилия под названием «Венера из Лозеля» — возрастом в 20 ООО лет; подобная кроманьонская фигурка того же возраста под названием «Венера из Лепажа» находится в парижском Музее Человека (Musee de ГНотте).

* «Палеолетическая Венера» — общее название женских фигурок эпохи палеолита. — Пр-им. перев.

В Чатал-Уюк, юг современной Турции (Catal Ниуик), обнаружены следы матриархального сообщества седьмого тысячелетия до нашей эры. Власть принадлежала жреческому сообществу, о чем свидетельствует количество жриц. При этом не обнаружено никаких свидетельств существования властных структур и борьбы за власть, характерных для патриархального общества. Существовали примитивные искусства и ремесла: обсидиановые зеркала, медные и свинцовые украшения и инструменты, шерстяные ткани, деревянные сосуды с искусной резьбой, — что говорит о существовании стабильной, хорошо организованной общественной структуры, дающей своим членам широкие возможности личного самовыражения. Это сообщество существовало в течение 1500 лет без убийств и войн, — археологи нашли сотни скелетов, но никаких следов насильственной смерти. Обнаружено более 40 святилищ, строительство которых велось начиная с 6500 г. до н. э. и позже. И все они были посвящены Богине, имеющей три аспекта: Дева, Мать, дающая жизнь, и Старуха (Мудрая женщина).

Мерлин.Стоун цитирует Джеймса Меллаарта, бывшего заместителя директора Британского института археологии в Лондоне (он лично участвовал в исследованиях в Чатал-Уюк,), описывающего протонеоли- тические культуры Ближнего Востока, датируемые 9000-7000 гг. до н. э. Он утверждает, что в те времена «произведения искусства представляли собой резные изображения животных и статуэтки высшего божества — Матери-Богини».

Просуществовавшее 3000 лет матриархальное общество Шумерии считается колыбелью цивилизаций. Ученые не обнаружили в этой культуре никаких свидетельств существования военного искусства или внутренних конфликтов. Археологические исследования остатков неолитических поселений в Хассуне, Телль-Халафе, Самаре и Убаде подтверждают отсутствие мужских божеств и существование культа Великой Матери. Зато обнаружено множество изображений женщин, баюкающих ребенка, — тема и по сей день очень популярная в некоторых направлениях христианства.

Наука постепенно отодвигает датировку этих культур еще дальше в прошлое. Тим Рэдфорд в интервью для газеты Guardian (1989) рассказывал об американской конференции в Сан-Франциско, посвященной новейшим достижениям науки. Он цитировал работы Алана Уилсона, биохимика из Калифорнийского университета в Беркли, который за два года работы на основе анализа обширного генетического материала показал, что все современные люди являются потомками одной-единственной африканской женщины, жившей 200 ООО лет назад. На основании исследования генов, наследуемых по материнской линии, Уилсон и его коллеги из Беркли пришли к выводу, что самая древняя родословная — африканская и она насчитывает от 140 ООО до 290 000 лет, что частично подтверждается материалами раскопок. Поскольку генетические исследования указывают, что все материнские родословные в конечном счете сходятся к одной матери, ученые пришли к выводу, что все люди произошли от одной женщины. Исследования в Беркли основаны на изучении тканей 147 человек из США, Новой Гвинеи, Австралии и Южной Африки. После 1987 года эти материалы были подтверждены анализом более 2000 генетических образцов из всего мира.

Профессор Уилсон говорит, что если бы вид Homo sapiens появился в Азии или если бы существовала независимая азиатская ветвь, смешавшаяся впоследствии с выходцами из Африки, то гены современных азиатов были бы более разнообразными. Он полагает, что смешение, вероятно, происходило между мужчинами-захватчиками и оседлыми женщинами в периоды узурпации. Нет сомнений, что с продолжением этих генетических изысканий у нас появится гораздо более полная картина жизни семьи Homo sapiens и той роли, которую играли женщины в ее появлении, становлении и развитии.

Большинство книг, посвященных упадку культа Богини и матриархата, рассказывают о вторжении воинственных «нордических» патриархальных племен с севера, которые принесли своих богов и в конце концов подчинили себе женщин из завоеванных селений. Мерлин Стоун рассказывает о маглемозийцах и кунда — народах, живших в эпоху мезолита (ок. 15 000-8000 гг. до н. э.), преимущественно в лесах и на морском побережье Северной Европы — в частности, в Дании. Их продвижение на юг, в земли, где существовал культ Богини, происходило не быстро, а постепенно, на протяжении приблизительно трех тысячелетий. О завоеваниях, происходивших в исторический период, историки и археологи говорят довольно уверенно, — однако о тех, что имели место до третьего тысячелетия до н. э., мы можем лишь догадываться на основании анализа этимологических связей и археологических находок.

Эти нордические народы, охарактеризованные Джакеттой Хоукс как «преимущественно сельскохозяйственные, патриархальные, воинственные и склонные к завоеваниям», известны под общим названием индоевропейцы, индоарии или просто арии. Их культура была преимущественно патриархальной, а в пантеонах ведущую роль играли мужские божества. Согласно некоторым авторитетным исследователям, арии сформировались на иранском плато к четвертому тысячелетию до н. э. и появились в Анатолии не позднее начала третьего тысячелетия до н. э. Их потомками были хетты — у митаннийских царей и богов часто бывали индоевропейские имена.

Однако не все эти загадочные «народы севера» имели патриархальный уклад. В книге «Ура-Линда» (Oera Linda), где собраны священные писания и история народов Фризии, есть описание матриархальных сообществ, где женщины сражались бок о бок с мужчинами и были во всех отношениях равны им. Ни одно государственное решение не принималось без ведома «Матери» — женщины, специально избранной на роль провидца-советницы по всем военным и государственным вопросам. Впервые книга «Ура-Линда» была обнародована в конце XIX века, а до этого хранилась в частном архиве семьи Овер де Линден в Голландии. Эта книга, как водится, подверглась осмеянию со стороны «истэблишмента», однако в ней содержатся подтверждения некоторых фрагментов из Гомера, Гесиода и других античных историков, которые прежде считались сугубо мифологическими, и это дает нам совершенно новый взгляд на доисторический период. Эта книга послужила подтверждением взглядов тех ученых, которые достаточно свободны от академических догм, чтобы верить, что в древних легендах содержится достаточно много исторических фактов.

Что касается женщин, во фризийском мифе Творения есть немного воды, которая может слегка пригасить античные огни, так долго и так ярко пылавшие в бастионах науки. Хотя фризийский бог-создатель Ур-алда [Wr-alda), видимо, с самого начала был мужчиной, наивысшим духовным авторитетом обладала Фрия, родоначальница народа, которая, согласно мифам, была одной из трех первых людей, рожденных Землей, — и все три были женщинами. Одну звали Лида, и она была «черной с курчавыми, как у ягненка, волосами», вторую звали Финда, и она была «желтая, с волосами, как грива лошади. Она не могла согнуть дерево, но где Лида убивала одного льва, Финда убивала трех», а третью звали Фрия, и она была «белой, как снег на рассвете, и ее голубые глаза могли соперничать с радугой....Подобно лучам солнца, сияли ее волосы, тонкие, как паутинки».

Древние фризийцы утверждали, что некогда они жили в стране под названием «Атланда», которая соединялась со Скандинавией и простиралась на запад до Исландии, а на юг — до уровня Южной Шотландии в Северном море. Хотя у нас эти северные территории ассоциируются с холодным климатом, в книге «Ура-Линда» сказано, что в древности все было иначе и там была очень теплая страна — совсем не то что укрытые снегом земли, какие мы видим там сейчас.

Согласно фризийскому преданию, их страна была уничтожена во время грандиозной катастрофы ок. 2193 г. до н. э. Однако образцы, полученные при бурении дна Северного моря в 1989 году, указывают на то, что этот катаклизм мог иметь место ближе к 5000 году до н. э. И тогда получается, что фризийцы были одним из древнейших известных матриархальных сообществ. Согласно преданию, представители этих народов были ростом около семи футов (2 м 10 см). Мужчины и женщины были во всем равны между собой и знали об истинной природе полов от Фрии, родоначальницы народа. Фрия была великой пророчицей; она хорошо знала историю и обладала способностью предсказывать будущее. Ее пророчества, положившие начало фризийской системе прорицания, были основаны на использовании «Джуулфистов» (Juulfeests), каждый из которых символизировал один солнечный год, и, таким образом, согласно их хронологии, начало древнейшим народам было положено ок. 310 416 г. до н. э.!

После того как Атланда скрылась под водой, ее жители мигрировали на юг и постепенно смешались с представителями народов, встретившихся им на пути. Фризийцы были искусными мореплавателями, и их корабли заходили в гавани самых далеких земель. Из-за этого их прозвали «морскими людьми», или гипербореями,и под этим именем они выступают в мифах и легендах многих древних народов.

Происхождение их родоначальницы, Фрии, не вполне ясно. Кто-то считает, что у нее кроманьонские корни, другие приписывают ей критское или минойское происхождение, тогда как те из нас, кто дает волю своему воображению, причисляют ее к тем высоким прекрасным чужакам, которые несли культуру, науку и искусство в доисторический варварский мир, существовавший до Эры Рака.

Фризийские легенды указывают, что римская богиня Минерва изначально была реальным человеком — фризийской воительницей, образовавшей афинское государство. Минерва, как и ее сестры, была вооружена так же, как мужчины их народа, и, подобно кельтским воительницам, лично вела свои войска в бой. Впоследствии ее обожествили и стали изображать как богиню Афину. Нет ничего удивительного в том, что фризийские описания матриархального общества (которое начало свой эволюционный цикл в условиях мира и благополучия, но потом было вынуждено защищаться от натиска патриархата) затем были продублированы в произведениях Платона и других исследователей древней мудрости.

Подобно другим северным богиням, Фрия (которая, очевидно, впоследствии трансформировалась в богиню Фрейю из скандинавской и тевтонской мифологии) проявляла женские качества, не ограничивавшиеся функциями материнства, что отличает ее от большинства средиземноморских богинь. Несомненно, материнство исключительно важно как для общественного, так и для индивидуального благополучия, однако существуют и другие фемининные функции. И особенно важно реализовать их тем женщинам, чья самооценка сильно пострадала от свойственной христианству недооценки женской души и от фрейдистского фаллоцентризма. Подавление потребности в реализации этих функций может повлечь за собой не менее глубокие травмы, чем причиняет бесплодие женщинам с сильным материнским инстинктом.

С началом исторической эпохи сдвиг в сторону патриархата становится все отчетливее. Естественными союзниками народов-завоевателей были боги, утверждающие свою власть силой, похожие на столь любимых воинственными мужчинами бойцов-героев. В течение непродолжительного времени они обладали равным статусом с Богиней, однако маятник неуклонно склонялся в мужскую сторону. Индоевропейский бог-мужчина (в отличие от сына-любовника, известного во времена культа Богини) царствовал с горных вершин или с небес, потрясая символами своего могущества, — у Зевса это была молния, у Тора — молот, а у Геркулеса — дубина. Характер мифов быстро изменялся, и фемининное начало в них приобретало новое значение. Иногда это начало воплощалось в образе змеи или дракона. Дракон символизирует анимус женщины, а змея — ее фемининную энергию, или аниму.

Есть множество мифов о героях, убивающих драконов или змей, и некоторые феминистки видят в этом образе олицетворение мужчины, подавляющего женщину грубой силой. Однако я не могу согласиться, что каждый мифологический победитель дракона — это женоненавистник.

Мифические чудовища, не похожие ни на одно известное животное, часто ассоциировались с силами Хаоса, — например, Тифон. В конце концов, согласно одной египетской легенде, именно Бает, дочь Ра (или, по Геродоту, сестра-близнец Гора, а значит, дочь Исиды и Осириса), убила змея Апепа. А у Ра была анима, или фемининное альтер это,— Рат.

Яркий пример индоарийского вторжения мы видим в Индии — покорение поклонявшихся Богине дравидов. Известно, что захватчики с севера не владели письмом и позаимствовали алфавит позже — предположительно, у аккадцев. Со временем этот алфавит развился в санскритское письмо, как мы знаем его ныне. Индоарийская культура была сугубо патриархальной: указания на поклонение отцу-предку есть в некоторых гимнах Ригведы, кроме того, индоарийцы ежедневно совершали Питияджну (Pitiyajna) — ритуал поклонения отцам-предкам. При этом в роли священника выступал отец семейства, впоследствии передававший эту функцию своему старшему сыну.

Согласно данным археологических раскопок, древнейшие народы Индии контактировали с жителями Шумерии и Элама ок. 3000 до н. э. и у них были общие верования в женское божество. После того как индоевропейские завоеватели навязали этим народам мужской пантеон, культ Богини ушел в подполье и выходил оттуда лишь время от времени, когда это было «безопасно», — например, ок. 600 г., когда женское божество появилось в пранах и тантрах под разными именами, объединенными частицей «Дэви», что означает просто «богиня». Хотя имя Дэви происходит от санскритского Дев, изначально ее звали Дану, жтш Дити, но это имя в течение длительного времени оставалось забытым.

В древности были очень популярны дуалистические религии — утверждающие, что в мире идет непрестанная война между силами света и силами тьмы. Многие из них оказали огромное влияние на египетский мистицизм и религии античной Греции через восточные мистерии, послужившие основой для системы верований, позднее получившей название гностицизм. В этом дуалистическом противостоянии иногда участвуют женские боги, — примером может служить миф об убийстве Индрой «Богини-Коровы» Дану, что, несомненно, символизирует навязывание индоарийского мужского пантеона поклонявшимся Богине дравидам.

Интересно наблюдать, что даже в так называемые «просветленные» времена слово «Богиня» вызывает страх и неприятие как у мужчин, так и у женщин. Барбара Г. Уокер отмечает: «Мало слов позволяют вскрыть половые предрассудки так эффективно, как слово "Богиня", используемое зместо слова "Бог". Однако в древности все было иначе: Великая Богиня обладала множеством имен; люди понимали, что все они описывают разные аспекты единого божества, и употребляли в ритуалах, жертвах и молитвах те имена, которые больше всего отвечали нуждам момента. Писатели-мужчины на протяжении столетий указывали на политеистическую природу культа Богини, однако, как отмечает Уокер, то же самое можно сказать и о бытующей ныне религиозной концепции: «Мы можем говорить о множестве различных богов: Всемогущий, Яхве, Господь, Святой Дух, Свет Праведности, Христос, Создатель, Законодатель, Иегова, Провидение, Аллах, Спаситель, Искупитель, Заступник, Отец Небесный — до бесконечности, и каждому имени соответствует определенная функция в мировом пантеоне».

В первобытные времена считалось, что как боги, так и богини проявляют свои энергии через все Мироздание. Поэтому духу реки, например Нила, приписывали божественный статус, равно как и деревьям, камням, рощам, пещерам и другим священным местам, излучающим энергию определенного качества. Поэтому люди древности и их последователи з более поздние времена, желавшие жить в согласии с естественными законами нашей планеты и всего Космоса, строили целительский храм з одном месте, а храм для богослужений или для обучения — в другом, в соответствии с характером теллурической энергии.

Вся разумная жизнь (а согласно представлениям шаманов, под эту категорию подпадает все на свете) склонна проявлять себя либо активно, ~ибо пассивно, в соответствии с Законом Полярности. Поэтому логично, что творческое начало — по самой своей природе и для выполнения своей роли — в равной пропорции содержит в себе фемининные и маскулинные аспекты. Если, как утверждают некоторые религии и ззотерические школы, по окончании эволюционного путешествия нам зсем суждено воссоединиться с Первоисточником, возникает вопрос: что происходит при этом с мужчинами и женщинами? И если реинкарнация существует, какой пол у нас будет, когда, по прошествии многих ровней, мы дойдем до конечной цели, что бы эта «конечная цель» собой ни представляла?

Видимо, на разных этапах эволюции планеты (а также на разных этапах жизни отдельного индивидуума) возникает потребность особо подчеркнуть то один аспект, то другой. И нам необходима свобода делать свой выбор в соответствии с этой потребностью, не боясь насмешек, преследования или обвинения в ереси. С точки зрения психологии, излишнее ударение на маскулинном или фемининном начале свидетельствует о перекосе либо на трансперсональном, либо на психологическом, либо на физическом уровне, — и это нужно учитывать как на религиозном, так и на бытовом уровне.

Еще одно интересное свойство Закона Полярности состоит в том,что его проявления не всегда обусловливаются полом тела. Очевидно, греки это понимали, как, несомненно, и многие другие более древние народы. Каким образом они передавали это знание как в научном сообществе, так и среди простого народа, мы внимательно рассмотрим в главе 4.

Богини — например, египетская Сехмет, жена бога ремесел Птаха и мать Нефертума (или, согласно некоторым версиям, мать бога целитель- ства Имхотепа), — отнюдь не были хрупкими женщинами. О могуществе и силе Сехмет говорит хотя бы то, что ее изображали с телом женщины и головой львицы. При этом ее муж был покладист и мягок. Простые люди любили Птаха, ибо его таланты были применимы в их повседневных делах и ремеслах, а поэтому близки и понятны людям. Таким образом, можно сказать, что у Сехмет сильно проявлен анимус, тогда как у ее покладистого мужа, заботящегося о делах простых людей, сильно развита анима. Если взглянуть на все это метафизически, Сехмет как богиня разрушения и возрождения в союзе с Птахом — богом созидания — порождают нечто третье — целительное начало, олицетворенное в Нефертуме (или Имхотепе). Вероятно, древние мудрецы пытались показать нам, что смерть и возрождение, олицетворенные в Богине, в сочетании с созидательным началом, в которое вселенский каменщик Птах вложил такие добродетели, как забота и понимание, несут исцеление и равновесие всякому, кто сможет принять эти энергии и понять их послание. Так должно быть, но на практике получается иначе. Что же касается «почему» и «зачем», — тут нам нужно еще многое понять.

Писательницы-феминистки часто указывают на исторические свидетельства того, что матриархальные общества не знали войн, пыток и подобных извращений, ассоциирующихся с патриархальным правлением Однако при определенных условиях женщины могут быть столь же амбициозными, склонными к соперничеству и жестокими, как и мужчины И лишь при развитии инстинктивной женской склонности заботиться v опекать женщина проявляет ласковую и мягкую сторону своей натуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: