Болезни органов пищеварения в структуре соматической заболеваемости населения занимают одно из первых мест. Наблюдается высокий уровень распространенности гастроэнтерологических заболеваний и среди детей. Начинаясь в детском возрасте, заболевания органов пищеварения более тяжело протекают у взрослых: проводят к развитию тяжелой патологии со стороны желудка и 12-ти перстной кишки, желчекаменной болезни, в патологический процесс вовлекаются и другие отделы гастробиллиарной системы.
Цель деятельности студентов на занятии:
Студент должен знать:
Ø анатомо-физиологические особенности желудка, 12-ти перстной кишки и желчевыводящих путей;
Ø факторы, способствующие заболеванию гастробиллиарной системы у детей;
Ø основные признаки заболевания и гастробиллиарной системы у детей;
Ø характеристику болевого синдрома;
Ø принципы функциональных и специальных методов исследования в детской гастроэнтерологической практике;
Ø принципы классификации заболеваний желудка, 12-ти перстной кишки и желчевыводящих путей;
Ø диагностические критерии заболеваний желудка и 12-ти перстной кишки, желчевыводящих путей;
Ø принципы лечение и диетотерапия при гастроэнтерологической патологии;
Ø особенности диспансерного наблюдения за ребенком.
Студент должен уметь:
Ø выявлять факторы, способствующие заболеваниям желудка, 12-ти перстной кишки и желчевыводящих путей у детей;
Ø обследовать больного с заболеваниями гастробиллиарной системы, оценить болевой синдром, данные анамнеза;
Ø назначить план дополнительного лабораторного, инструментального, рентгенологического исследования и оценить их результаты;
Ø поставить диагноз в соответствии с существующей классификацией;
Ø назначить диету и лечение больных с гастробиллиарной патологией;
Ø составить план диспансерного наблюдения за детьми с патологией желудка, 12-ти перстной кишки и желчевыводящих путей.
Содержание обучения:
1. Факторы, предрасполагающие к развитию гастроэнтерологической патологии.
2. Семиотика заболеваний органов пищеварения (хронический гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).
3. Классификация заболеваний пищеварительного тракта.
4. Методы дополнительного обследования гастроэнтерологических больных.
5. Принципы терапии и профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
6. Семиотика заболеваний желчевыделительной системы (хронический гепатит, холецистит, дискинезии желчевыводящих путей).
7. Классификация заболеваний билиарной системы.
8. Принципы лечения, профилактики, диспансерного наблюдения больных с заболеваниями желчевыделительной системы.
Список рекомендуемой литературы.
1. Арсентьев В. Г., Девяткина С. В., Гончар Н. В. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов /под ред. Шабалова Н.П. - СпецЛит, 2010. – 935 с
2. Пропедевтика детских болезней / Под редакцией Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняевой, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 725 с
3. Детские болезни: Учебник для студентов лечебного факультета / под ред.А.Баранова, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.
4. Калоева З.Д., Каряева С.К., Дзилихова К.М., и др. Фоновые заболевания детей раннего возраста Учебное пособие для студентов, Владикавказ, 2010.
5. Калоева З.Д., Каряева С.К., Дзилихова К.М., и др. Железодефицитная анемия у детей. Учебно-методическое пособие для студентов. Владикавказ, 2011.
6. Калоева З.Д., Дзилихова К.М., Каряева С.К. и др. Схема истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов, Владикавказ, 2010.
7. Калоева З.Д., Дзилихова К.М., Каряева С.К. и др. Методика исследования больного ребенка. Учебно-методическое пособие для студентов. Владикавказ, 2010.
8. Методические указания для внеаудиторной работы студентов 4 курса медико-профилактического факультета по дисциплине «Педиатрия».