№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
| Раздел 1
| История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| История социологии: предмет и основные задачи курса.
| Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса.
Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума.
|
1.2.
| Периодизация истории социологии.
| Основные подходы к периодизации истории социологии. Отечественные и зарубежные трактовки (М. Элброу, В. А. Ядов, П. Штомпка и др.).
|
Темы практических/семинарских занятий
|
1.1.
| История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
| 1. Этапы развития зарубежной социологии.
2. Предмет и основные категории истории социологии.
|
| Раздел 2
| Предсоциология: предыстория западной социологии
|
Содержание лекционного курса
|
2.1.
| Предсоциология
| Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии.
Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество.
Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте.
Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 3
| Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
|
3.1.
| Становление и развитие западной социологии.
| Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки.
|
3.2.
| О. Конт основатель позитивной социологии
| Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3.1.
| Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
| 1. Огюст Конт: рождение социологии.
2. Метод и принципы позитивной социологии. Социальная статика и динамика. Закон трех стадий.
3. Критика позитивной социологии О. Конта.
Подготовить конспект одного из разделов работы О. Конта «Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении)».
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 4
| Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм
|
4.1.
| Социология Г. Спенсера.
| Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов.
|
4.2.
| Теория социальных фактов Э. Дюркгейма.
| Социологический подход Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма.
|
4.3.
| Неопозитивизм
| Неопозитивизм в социологической науке. Принципы и критика неопозитивистского направления. Зарубежные и отечественные представители неопозитивизма.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4.1.
| Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма.
| 1. Развитие и функционирование общества как живого организма. Сравнение «социального» и «животного» в обществе. Критика социологических взглядов Герберта спенсера современниками и последователями.
2. Социологический метод познания общественного и индивидуального Э. Дюркгейма. Правила изучения (выявления) социальных фактов. Э. Дюркгейм о разделении труда.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 5
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
|
5.1.
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
| Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе.
Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
5.1.
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
| 1. Социализм и социология в XIX веке. К. А. де Сен-Симон и Роберт Оуэн представители утопического социализма. Анархизм Жозефа Прудона.
2. Социологические идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социальная история и исторический детерминизм. Социальные классы и классовая борьба. Отчуждение.
3. Последователи марксистского учения отечественные и зарубежные представители.
4. Неомарксизм.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 6
| Понимающая социология М. Вебера
|
6.1.
| Понимающая социология М. Вебера
| Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
6.1.
| Понимающая социология М. Вебера
| 1. Социальное действие. Методы исследования общества, предлагаемые М. Вебером.
2. Социальные нормы и типы господства. Категория «идеального типа».
3. М. Вебер о бюрократии. Политическая социология. Критика интерпретативной социологии М. Вебера.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 7
| «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)
|
7.1.
| «Историческая социология»
| Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизаци и. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби.
Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик. История и прогнозирование будущего.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 8
| Структурный функционализм Т. Парсонса
|
8.1.
| Структурный функционализм Т. Парсонса
| Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии.
Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
8.1.
| Структурный функционализм Т. Парсонса
| 1. Теория социального действия Т. Парсонса. Общество как самоорганизующаяся система: проблемы порядка.
2. Структурно-функциональный метод в социологии: принципы и механизмы исследования. Антипарсоновский кризис в социологии.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 9
| Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм
|
9.1.
| Психосоциологическое направление.
| Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология.
Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психо-социологических концепций в прикладной социологии.
|
9.2.
| Символический интеракционизм
| Символический интеракционизм в истории социологии. Дж. Г. Мид и сторонники направления. Р. Мертон: теория личностной аномии.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 10
| Американская социологическая школа. Этнометодология
|
10.1.
| Американская социологическая школа. Этнометодология
| Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии. Этнометодология: история развития, классические и современные подходы и исследователи.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
10.1.
| Американская социологическая школа.
| 1. Американская социология в работах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида и др.
2. Чикагская школа социологии основные направления и ведущие социологии. Социология Р. Парка.
3. Основные направления социологических исследований, практический характер. Заслуги американской социологии.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 11
| Феноменологическая социология
|
11.1.
| Феноменологическая социология
| Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера.
Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
11.1.
| Феноменологическая социология
| 1. Понятие «социальный феномен». Исследование социальных феноменов (качественные методы социологических исследований). Основы интерпретивной социологии.
2. Феноменология А. Щютца и Ю. Хабермаса. Практика субъектно-субъектных коммуникаций. Изучение социального с помощью феноменов. Критика феноменологического подхода.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 12
| Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
|
12.1.
| Системный подход в социологии.
| Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.).
|
12.2.
| Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
| Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
12.1.
| Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
| 1. Системные парадигмы в социологической науке.
2. Теория сложных социальных систем Никласа Лумана.
3. Аутопоэзис Н. Лумана.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 13
| Социальный бихевиоризм в истории социологии
|
13.1.
| Социальный бихевиоризм в истории социологии
| Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии.
Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного замещения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина.
Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 14
| Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман
|
14.1.
| Модернистский период в истории социологии
| Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни.
Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности.
Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений. Социологические подходы Э. Гидденса.
|
Содержание лекционного курса
|
| Раздел 15
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
|
15.1.
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
| Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества.
Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
15.1.
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
| 1. Кризисы современной социологии.
2. Современные социологические концепции и направления.
3. Социология Пьера Бурдье
На занятии обсудить современные зарубежные социологические направления /под запись/.
|