№ п/п
| Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам)
| Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию
| наименование оценочного средства
|
1.
| История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
- Определение основных этапов и периодизации истории социологии (отечественные и зарубежные трактовки);
- Рассмотрение предмета истории социологии;
- Роль и место истории социологии в освоении социологической специальности.
| ОК-10 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Знать:
этапы развития и институциализации социологии; научные парадигмы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их;
анализировать первоисточники и систематизировать полученные знания.
Владеть:
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации; навыками усвоения большого количества новых имен (персоналий) и терминов.
| 1. Конспект первоисточников.
2. Задания для реферирования статей.
3. Группа вопросов в тестовых заданиях.
|
2.
| Предсоциология: предыстория западной социологии
- Понимание связанности социальных процессов в истории общества;
- Анализ протосоциологических традиций и методов;
- Причины появления социологии.
| ОК-10
Знать:
этапы развития и институциализации социологии.
Уметь:
связывать «старые» социологические теории и с новыми реалиями общественной жизни;
Владеть:
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
| 1. Работа с лекционным материалом.
|
3.
| Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
- Принципы позитивизма;
- Социология как наука;
- Социологические законы и принципы;
- Социология О. Конта.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их;
связывать «старые» социологические теории и с новыми реалиями общественной жизни.
Владеть:
способностью к восприятию, анализу, обобщению информации; навыками усвоения большого количества новой информации.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Тестовые задания.
|
4.
| Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм
- Организмический подход Г. Спенсера;
- Социальные факты;
- Теория разделения труда;
- Э. Дюркгейм о самоубийстве;
- Неопозитивизм в зарубежной социологии.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их;
Владеть:
способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.
Знать:
структуру социологической теории и концепций.
Уметь:
расширять и углублять собственную научную компетентность.
Владеть:
навыками анализа социологических источников.
| 1. Конспект первоисточников.
2. Тестовые задания.
3. Задачи и проблемные вопросы.
|
5.
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
- Социальные идеи и утопии в истории общества;
- Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса.
- Законы общественного развития;
- Классовое общество и классовая борьба в обществе
- Аналитический обзор трудов К. Маркса и Ф. Энгельса.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы и теоретико-методологические кризисы, их влияние на развитие отечественной социологии.
Уметь:
анализировать первоисточники и систематизировать полученные знания.
Владеть:
способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1
Знать:
основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия
Владеть:
методиками аналитической деятельности.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Тестовые задания.
3. Задания на семинарских занятиях.
|
6.
| Понимающая социология М. Вебера
- Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация;
- Рациональное и иррациональное в социальном поведении;
- Социологические методы М. Вебера;
- Социальные нормы и типы господства, понятие «идеального типа»;
- Обзор работы «Протесантская этика и дух капитализма»;
- Критика веберовской социологии.
| ОК-10
Знать:
этапы развития и институциализации социологии.
Уметь:
связывать «старые» социологические теории и с новыми реалиями общественной жизни.
Владеть:
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1
Знать:
основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия.
Уметь:
расширять и углублять собственную научную компетентность.
Владеть:
методиками аналитической деятельности;
навыками анализа социологических источников.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Тестовые задания.
3. Экзаменационные вопросы.
|
7.
| «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)
- Историческая социология: направление в социологической науке;
- Историческая социология «осевого времени» К. Ясперса;
- Социология цивилизаций А. Тойнби;
- Социальное развитие локальных цивилизаций;
- «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби).
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их;
Владеть:
навыками усвоения большого количества новых имен, терминов, направлений.
ПК-1
Знать:
социологические теории и концепции.
Уметь:
расширять и углублять собственную научную компетентность
Владеть:
навыками составления рефератов и выступления перед аудиторией;
навыками получения информации из различных источников, включая Интернет.
| 1. Рассмотрение рабочих понятий.
2. Экзаменационные вопросы.
|
8.
| Структурный функционализм Т. Парсонса
- Теория социального действия;
- Структурно-функциональный подход в социологии;
- Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы;
- Нормативное регулирование и социальный порядок в социальных системах;
- Критика структурного функционализма Т. Парсонса.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы и теоретико-методологические кризисы.
Уметь:
использовать в своей научно-исследовательской деятельности теоретические и практические наработки социологов.
Владеть:
культурой мышления, способностью к восприятию информации.
ПК-1
Знать:
фундаментальную структуру социологической теории.
Уметь:
приобретать и использовать новые знания и умения.
Владеть:
методиками аналитической деятельности.
| 1. Конспект лекций.
2. Экзаменационные вопросы.
3. Задания для работы с дополнительной литературой.
|
9.
| Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм
- З. Фрейд - сущность психоаналитического метода;
-Психоанализ и социология;
- Р. Мертон: теория личностной аномии;
- Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг);
- Критика психологического направления в социологии;
- Использование психо-социологических концепций в прикладной социологии.
| ОК-10
Знать:
этапы развития и институциализации социологии.
Уметь:
использовать в своей научно-исследовательской деятельности теоретические и практические наработки социологов.
ПК-1
Уметь:
приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность.
| 1. Задания для работы с дополнительной литературой.
2. Экзаменационные вопросы.
|
10.
| Американская социологическая школа. Этнометодология
- Предмет и методы социологических исследований в американской социологии;
- роль эмпирических исследований в становлении социологического направления;
- Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др.;
- Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии.
| ОК-10
Знать:
этапы развития и институциализации социологии.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их;
анализировать первоисточники и систематизировать полученные знания.
Владеть:
культурой мышления.
ПК-1
Знать:
вспомогательные ключевые понятия.
Уметь:
приобретать и использовать новые знания и умения.
Владеть:
методиками аналитической деятельности и защиты результатов научных изысканий.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Экзаменационные вопросы.
|
11.
| Феноменологическая социология
- Феноменология А. Щютца;
- Типизированное воспроизводство социальной реальности;
- Социология повседневности;
- Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций;
- Критика феноменологического направления в истории социологии.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их.
Владеть:
навыками обобщения информации.
ПК-1
Знать:
фундаментальную структуру социологической теории.
Уметь:
расширять и углублять собственную компетентность.
Владеть:
методиками аналитической деятельности.
| 1. Экзаменационные вопросы.
2. Аналитический обзор.
3. Тестовые вопросы.
|
12.
| Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
- Общество как сложная саморазвивающаяся система;
- Социальные системы: функции, свойства, типология.
- Сложная самоорганизующаяся социальная система;
- Системный метод в социологии;
- Критика системного подхода в социологии.
| ОК-10
Знать:
научные парадигмы и теоретико-методологические кризисы.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их.
ПК-1
Знать:
фундаментальную структуру социологической теории.
Уметь:
приобретать и использовать новые знания и умения.
Владеть:
навыками получения информации из различных источников, включая Интернет.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Экзаменационные вопросы.
2. Тестовые задания.
|
13.
| Социальный бихевиоризм в истории социологии
- Предшественники бихевиористского направления в социологии;
- Социальный бихевиоризм: теории и схемы;
- Теория «оперантного замещения» Б. Скиннера;
- Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина.
| ОК-10 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Знать:
этапы развития и научные парадигмы социологии.
Уметь:
всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их.
Владеть:
способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1
Уметь:
приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность
Владеть:
методиками аналитической деятельности.
| 1. Экзаменационные вопросы.
2. Обсуждение схемы /на семинаре/.
|
14.
| Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман
- Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества;
- Т. Лукман: социология религиозной жизни;
- Социальное конструирование реальности.
| ОК-10
Уметь:
систематизировать полученные знания.
Владеть:
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1
Знать:
вспомогательные ключевые понятия.
Владеть:
методиками аналитической деятельности.
| 1. Экзаменационные вопросы.
2. Задание на сравнение научных школ /обсужд. на лекц. или семинарск. занят./
|
15.
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
- Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье;
- Постмодерновый этап в развитии мировой социологии;
- Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс);
- Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра;
- Современная социальная теория Э. Гидденса;
- Современные социологические школы и научные сообщества;
- Кризис современной западной социологии;
- Социология социальных изменений П. Штомпки;
- Современное общество в работах М. Валлерстайна.
| ОК-10
Знать:
этапы развития и институциализации социологии.
Уметь:
анализировать первоисточники и систематизировать полученные знания.
Владеть:
способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.
ПК-1
Знать:
фундаментальную структуру социологической теории.
Владеть:
навыками анализа социологических источников;
навыками получения информации из различных источников, включая Интернет.
| 1. Конспект первоисточника.
2. Экзаменационные вопросы.
3. Тестовые задания.
|