1) эссе должно:
• демонстрировать понимание студентом предмета и объекта социологии, умение подчеркнуть актуальность и проблемную ситуацию;
• показать освоение студентом основных понятий социологической теории, используемых в теме;
• воспроизводить механизмы социологических законов и правил и особенности социологического анализа общества;
• учитывать особенности социологических методов и методик;
2) тема письменной работы должна быть раскрыта с позиций социологии, независимо от того, какой материал используется (публицистические статьи, жизненный опыт, библиографический материал, социальная статистика и т. д.);
3) в содержании работы студенту необходимо продемонстрировать самостоятельность написания эссе и глубину понимания проанализированных источников и литературы;
4) некоторые темы могут содержать междисциплинарные материалы, в которых необходимо раскрыть специфику социологии;
5) используя перекачанные материалы из Интернета, учебные статьи, информацию из специализированных словарей, важно продемонстрировать умение корректно цитировать и пересказывать первичный текст (с оформлением соответствующих ссылок, сносок, описаний и т. д.);
6) в письменной работе полезно содержать список использованной литературы, где для каждого источника должны быть указаны автор (ы) или редактор, место издания, год издания и точно указанные страницы на цитируемые источники;
Особенности эссе по истории социологии:
1) меньший по сравнению, например, с рефератом объем работы;
2) менее жестко привязан к тексту предлагаемого источника (ов), не обязан содержать подробный пересказ содержания первоисточника;
3) эссе имеет ярко выраженный творческий характер и анализирует ситуации с помощью рассматриваемых социологических понятий и концепций;
4) эссе должно продемонстрировать определенный уровень овладения, навыки оперирования изученными понятиями, то есть применения их при рассмотрении некоторых социальных ситуаций - здесь можно использовать газетные материалы, материалы из Интернета;
5) эссе должно показать уровень социологического мышления студента, демонстрируя скорее аналитическую работу, а не комментирование и описание исходного текста[1].