Носильщик

Несут:

а) мужчину, женщину — женатые мужчины, девушку, парня — парубки; детей — хлопцы (заст., Гн., 364; тереб., Гн., 375)

б) женатых — «чужие люди», девушек и парней — парни, детей ныдорослых (до 10 лет) несут 6 девушек. Гробы везут, но чаще несут: кульки нэсуть, то гонорний. Женатых несут на плечах, холостых на полотне, детей на рушниках (бреет., Сед., 251)

в) хлопца — дивчата (черное., Гн., 375)

г) маленьких детей — отец или гробарь (тереб., Гн., 375)

д) «дивки — дивку, хлопца — хлопцы, дзиця — старики» (гом., Сед., 256)

е) девку — парубки, хлопця — дiвчата; се дружки и дружбы (горл., явор., подол., Гн., 205, 384, 388). В гроб кладут чужие: своя родня не строить (ничего) на поминки. Кажуть вут: як умре жинка, то штоб не клали молодые мушчыны, ў гроб ложать старики (гом., Сед., 256)

ж) девицу — 5 девушек с распущенными волосами (самар., Всев., 33), девицы в розовых платках (курск., Архив, 6?)

з) девицу несут свадебные бояре (дон., Тер., 93)

и) гроб несут копачи (могильщики), крышку гроба у незамужних - друзья, подруги (курск., Гн., 413)

к) стариков «на холстах народом несут» (влад., Зав., 95)

л) некрещеных детей — повивальня (колом., Гн., 300).

Носильщиков родные покойного осыпают зерном (волын., Архив, 311).

Сестра умершего подает носильщикам кукýци (кос., Гн., 299).

На похоронах неженатых носильщикам раздают ленты, платки, пояса (укр., Чер., 148).

носить снедáть (пол ее., Атл. 25)—2-й день до погребения. См. побужать

ночевать (брест., Сед., 251) — проводить ночь или две в доме умершего до погребения

Участниками поминального бдения могут быть:

а) только женщины не младше 50-60 лет; 15 баб (укр., Ч.,705); старые бабы (киев., Гн., 390; полт., Ив., 371)

б) только чужие (и старики и молодежь) (чернов., Гн., 350)

в) первую ночь сидят чужие старики и старухи; вторую — кровные (явор., Гн., 383). «Хату с покойником саму не кúдаютъ. Меняются днем и ночью при покойном старики и старухи» (гом., Сед., 256)

г) только родные (чернит., Гн., 395; старосимб., Гн., 215). До погребения ночи при покойном проводят свои — ночують (бреет., Сед., 251)

д) старики и молодежь (горл., Гн., 205)

е) только молодежь (надв., Гн., 237); старшие при этом уходят к соседям (косов., Гн., 265)

ж) детям в эти ночи нельзя спать (волын., Архив, 311).

Проводящие ночь при покойном гадают о его посмертной судьбе — стерегут душу (ю.-зап., Ч., 705); караулят душу (полт., Ив., 371):

а) глядят на разведенный водой мед: душа прилетит мухой и станет пить (полт., Ив., 371)

б) рассыпают муку на столе — узнать, была ли здесь душа (скил., Гн.,229)

в) ищут следов по золе, рассыпанной на полу и окнах. Если следов нет — покойный был праведный (горл., Гн., 207).

поминать — участвовать в поминальной трапезе На поминки приглашаются:

а) соседи, родные, нищие (тульск., Тр., 92)

б) процессия, старики и грабар (тереб., Гн., 376)

в) только женатые (колом., Гн., 300)

г) старухи, старики, дети до 10 лет, несшие гроб и самые близкие; для других ходить на поминки предосудительно (самар., Всев., 32)

д) никого не приглашают (чернит., Гн., 396); поминки родных перешли в пир нищих (обон., Кул., 45)

е) сначала поминают чужие, Потом — фамилия (заст., Гн., 367)

ж) в своей хате поминают старики, духовные; чужие — в соседней (курск., Гн., 420)

з) Ранъшэ тулько родзицели (т.е. родные) собиралис. Зарэ як на свадьбу, так и на поминки, и на другий день придуть, и на трэтий (бреет., Сед., 251).

Гости приходят на поминки со своими ломтями хлеба (смол., Добр., 316).

а) Гости стоят у стола, пока не сгорит сточóк (застав., Гн., 367)

б) перед киселем встают и поют стоя (новг., Ш., 780). В начале обеда едят по три ложки сыты, говорят: «Помяни, Боже, душу его». С первой ложки капают на стол. Сыту передают за солнцэм по кругу (гом, Сед., 257)

в) прежде чем сесть, стоят у стола минут пять, давая поесть умершим (арханг., Архив, 51).

Сидят на поминках неподвижно, не тесно, чтоб не вытиснуть родителей (смол., Добр., 315).

а) Едят из одной миски, приговаривая: «что страўка, то и попраўка» (могил., Ш., 566); из одной миски одной ложкой вокруг (чернов., Гн., 345)

б) едят каждый из своей чашки: кутьця разлита по чашкам, к чашкам прилеплены свечи (смол., Добр., 315)

в) едят мясо руками, чавкают (курск., Гн., 420).

В 40-й день хозяин и хозяйка за стол не садятся (оять, Хр., 16).

Хозяин обходит гостей, прося: — Помянайте! — Нехай Господь помяне душечку покойного! (волын., Юр., 306).

Хозяйка раздает гостям подáўник (снят., Гн., 314).

Раньше сидели на обиди тихо, песен не пели. Зараз напъюцця, писни спивають, як на Украины. Перед обедом молятся: По тры разы одливають кануны на стул ў начали, пусля ўсего — по тры разы. Для покойного ставится стограммовка и прибор (бреет., Сед., 251-252).

Хозяева потчуют, обращаясь к пустому месту справа от священника: Кушай-тко, родоименькой (оять., Хр., 16).

За столом сидят тихо, долго не встают, потому что тот, кто первым выйдет из-за стола на поминках, первым умрет.

Для покойного от каждого блюда отливают ложку под стол. «Наберем ложку каны или кружку воды и льем пуд стул адзин разь.

Остатки поминального обеда выливают на двор к покути (гом., Сед, 257).

Дьячок похищает еду, отложенную для покойного (обонеж., Кул.,45).

Причт, войдя во двор, съедает в воротах лесенку в 24 ступени (калуж., Архив, 602)..

Родственница женского пола чукáет родителев (смол., Добр., 316).

Обедающие рассуждают об умершем, о том свете (блр., Крач., 199).

Все гости молятся в открытую дверь на поминках (казанск., Архив, 548).

Хозяин перед киселем спускает в окно холст и провожает «родных» с печи: — Теперь вам пора домой, да ножки устали... Вот тут помягче, ступайте с Богом (олон., Тер., 123).

После поминок выпивают еще ведро пива в овраге (казанск, Архив, 548).

обпроважувáне (снят., Гн., 313) — порядок: гроб, за ним домашние, затем родственники, затем все остальные. См. провожающие

обряжать (костр., См., 8). См. рядильник

опахивать могилу (олон., Архив, 924), парить родителей — совершать особый обряд на могиле в весенне-летние годовые поминки

Все родные (олон., Архив, 924) или старший из родичей (витеб., Архив, 137) или старшая в семье женщина (блр., Анд., 211) связывают особый веник (число прутьев равно числу членов семьи) и обметают им могилу (витеб., Архив, 137).

Могилу обметают березовым веником: Розог з берёзы наберуть да метуть (гом., Сед., 259).

«Пашут» прутьями по могиле. Если этого не исполнишь — весь год ломит кости.

опускать (гроб в могилу)

Прежде опускания гроба льют в могилу свéчоную воду.

Девушку опускают на рушниках, рушники эти и ленты дарят подругам.

Опускают гроб только старики, а не те, кто нес (гом., Сед., 257).

Гроб опускают не на веревках: на веревках вешаются. Взрослых — на полотне, детей — на рушниках.

Рушники, на которых опускали детей, отдают тем, кто нес; полотно же додому ны ворочаицця (его оставляют на кладбище или отдают кому-нибудь (брест., Сед., 251).

отпускать душонку (влад., Зав., 89) — служить панихиду в 40-й день

отпустить покойника (олон., Ш., 779) — справить поминки 40-го дня

парить родителей (новг., Архив, 869). См. опахивать могилу

первая встреча (влад., Зав., 94; новг., Ш., 794) — жертва во время похоронной процессии. См. Стрешник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: