Положить, вложить

Полагают умершего в гроб:

а) чужие: женщину — женщина; мужчину — мужчина (чернов. Гн., 351). В гроб кладет кто-нибудь чужой, не родной. Однажды сын сам положил мать в гроб. Она ему приснилась: Смиялась я, як ты вложы ў! Чужыи кладуть ў труну (бреет., Сед., 251)

б) свои (староеимб., Гн., 215)

в) все равно кто (горл., Гн., 206)

г) тот, кто умывал (тереб., Гн., 373)

д) тот, кто делал домовище (труну) (холмщ., Гн., 385; волог., Архив, 217)

е) копач (курск., Гн,, 412) \

ж) крестная мать кладет в гроб ребенку яйцо (закарп., Бог., 263).

Те. кто клали в гроб, затем греют руки над огнем из щепок гроба:чтоб руки не боялись мороза (сев., Бур., 196).

помин, давать на помин. См. тайная милостынька, стрешник, перва встреча

Исподнее покойного раздается:

а) убогим (блр., Дем. 137; тереб., Гн., 376; снят., Гн., 332)

б) гробару (косов., Гн., 283).

Приданое умершей девушки раздается девушкам (дон., Тер., 93). Если умерла девушка, оддають рушника ўсем людзям: то йиё веселле (свадьба). Приданое раздают подругам (гом., Сед., 257).

40 крестов с гайтанком раздают ребятишкам на похоронах некрещеного ребенка (влад., Зав., 98).

Вода и калач с места покойного отдается его ровеснику (ровеснице) (снят., Гн., 314).

Миску и покров с деревища забирает священник (косов., Гн., 289). Хлеб с гроба забирает священник (влад., Зав., 39).

Полотенце, висевшее 6 недель на стене, отдается нищему (твер., Раз., 225).

посвiтíни (надв., Гн., 248), посiжíнэ (косов., Гн., 279) — ночь при покойном. См. ночевать

последнее целование (ц.-слав.)

а) Покойного не целуют (олон., Архив, 902)

б) покойному целуют руки и ноги (старосимб., Гн., 215)

в) после положения в гроб родные и знакомые подходят целовать: ў морду, попом ў руки. В это время тот, у кого есть червоные пятна (родимые), должен взять мизинец покойного и обвести их — так згине (гом., Сед., 256)

г) целуются друг с другом все присутствующие до выноса гроба: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (снят., Гн., 331)

д) прощаясь, берут покойного за руку (холмщ., Гн., 385)

е) щупают пятки (сев., Бур., 196); ухватывают за ноги («чтоб не бояться») (влад., Зав., 97)

ж) касаются, прощаясь, только левой рукой (иначе зерно не родится) (горл., Гн., 207).

послiднi бояри (снят., Гн., 312) — провожающие гроб на похоронах девушки

последний вирiд (снят., Гн., 309) — сборы тела. См. рядильник

потаéнная милостынька (самар., Всев., 33),тайная милостынька— поминальная жертва

40 ночей хозяйка раздает по 3 потаенных милостыньки (хлебец и свечка) бедным бобылкам (самар., Всев^ЗЗ)

40 дней родные покойного раздают тайную милостыньку (спички) беднейшим в часовенках (влад., Зав., 97).

похiд (надв., Гн., 237) — похоронная процессия. См. провожающие

править (надв., Гн., 237)—служить панихиду во дворе после выноса гроба

править стол (блр., Ник., 514) — поминать умершего трапезой. См. поминати

привидi (надв., Гн., 247) — ночь при покойном. См. ночевать, свититься

приказывать (гуцул., Св., 26), плакать — причитать по умершем см. причётница

причётница (олон., рус, сев.), плачея, плакальщица, вопленница, «тота жонка що заводила» — исполнительница погребальных плачей

Учитывают, голосят только свои, наемных плакальщиц никогда не было (холмщ., подлее., Св., 28; стрий., Св., 24; курск., Св., 30; костр., См., 44). Раньше мацери по дзецях нельзя было плакать: не то ребенок будзе ў воде лепяць. Когда же дети по матери плачут — соловьи щебечут. Мужчины не голосяць, воны церплятъ.

Нельзя, чтобы слеза упала на тело покойного: штоб слюз не пускай, штоб на его не капали.

Если сильно плакать, покойный будет сниться, обижаться: ему там хуже. От сильного плача он может стать ходячим мертвецом, пужайлом.

Плакать и учитывать начинают сразу после кончины, после захоронения плач прекращается (гом., Сед., 257). Нихто ны наймае плакаты. Сыны ны плачуть. Нима дочки — плакаты нима кому.

а) Нанимать чужих — позор: значит, мало жалели покойного (бреет., Сед., 250)

б) только родные женщины. Раньше нанимали за шерсть, пшено; одежду, муку (снят., Св., 25)

в) плачет родня. Если некому плакать, тогда нанимают (блр., Крач., 198)

г) есть женщины (наемные), которые голосят за харчи (гуцул., Св., 26)

д) наемные голосят, если покойный был страшенный пянiця и бив жiнку. Плата — полбутылки, платок, место на поминках

е) мать не голосит по первому ребенку (повсеместно)

ж) за старым можно плакать, за малымгрех (надв., Гн., 246)

з) не голосят: по злым; бедным; малым детям (гуцул., Св., 26-27)

и) плачей вообще нет (горл., яс, Гн., 207, 210).

Порядок (чин) плачей:

а) сначала причитают замужние, потом девушки (снят., Св., 25)

б) сначала мать, затем сестра (костр., См., 44)

в) по степени родства (стрий., Св., 24)

г) без всякого чина (холмщ., подлее., Св., 28).

Две причётницы встречают священника. Во время их причети он надевает епитрахиль (Олон. губ. вед. 1867, № 31).

Плач усиливается при положении в трумнý и погребении: «плачем смывают грехи» (холмщ., Св., 28); плачем показывают, що покойник був дорогий человiк (курск., Св., 31); «чем дольше плачут — тем короче посмертные муки» (снят., Св., 25) б) плач по детям топи в слезах (гуцул., Св., 27); «дети уходят глубже под землю» (сев., Бур., 171).

Плач переходит в смех, в срамные голосíня (пародийные плачи эротического характера) (гуцул., Св., 27).

В церкви родные женщины ложатся головами на бока гроба и вопят (твер., Леб., 192).

После погребения плач прекращается (повсеместно); не завершай плач до дому (снят., Св., 25).

Плачея кладет за пазуху горсть могильной земли (арханг., Еф., 137).

провожать душу (сарат., М., 131) — особый обряд после поминок 40-го дня

Участники поминального обеда, обутые в новые лапти, выходят на двор, кланяются в сторону кладбища.

провожающие (витеб., Архив, 133) - участники погребальной процессии

Порядок шествия:

а) крестница с иконой; дальние родственники; гроб; родные (арханг., зап.авт.); икону несет мальчик на новине (яросл., Кос. 220)

б) крест с рушником; близкий с крышкой гроба на голове; духовенство, родные, знакомые (костр., См., 14)

в) попна коне, гроб; женщина с миской; родня; музыканты (косов., Гн.,, 283)

г) (похороны девушки): жених справа от гроба с двумя сватами: попарно подруги с зелеными свечами; свитúлка с мечом; сваха; дружки (дон., Тер., 93). Мацерь не идуть на моглицы (к детям) - грех.

Порядок произвольный. Раньше перед трунóю шел батюшка (гом., Сед., 256).

Всем провожающим раздают по свече и калачу (снят, Гн, 312). Все идут провожать со свечками-проводничками (укр. 707). На провожающих не должно быть ничего красного (гом., Сед_ 256).

На похоронах девушки раздают идущим в процессии пояса (витеб.. Архив, 133) или фýсточки (платочки) (снят., Гн, 312).

Каждый провожает гроб до своего паю (влад. Зав., 95).

Вывоз должен происходить без остановок — иначе будет новый покойник (костр., См.).

Процессия движется медленно, в это время во всех домах бросают работу.

Нельзя переходить дорогу погребальной процессии и обгонять провожающих: умрешь (гом., Сед., 256). Похоронная процессия движется медленно, без остановок, окольным путем на кладбище (брест.. Сед., 251).

На околице или перекрестке женщина, взяв косырь, несколько раз ударяет по дороге (нижегор., 51). На околице родные подают милостыню провожающим. Дедушка-умывальник (см.) бросает на околице села обмывальный горшок (влад., Зав., 95).

Фiрман (кучер) садится на домовину (надв., Гн., 247).

Старуха (родная) несет под полой курицу которую потом отдает бедному семейству (сарат., М., 131).

Идут за гробом, говорят обыденщину. Гроб отъезжает вперед (скид., Гн.,210).

По зарытии всем провожающим раздают по куску пирога или хлеба (влад., Зав., 96).

С кладбища уходят задом и задом выводят лошадь (влад., Зав., 96). Кто первый или последний выйдет с кладбища (особенно кому придется закрывать ворота), скоро умрет. Так что перед выходом с кладбища все мешкают (гом., Сед., 257). С кладбища возвращаются другой дорогой, напрамки (бреет,, Сед., 251).

На дворе дома покойного воз переворачивают: Щобы на обiистю вiдвернулося зле, а привернулося добре (горл., Гн., 207).

Погрiбавники чíстют ци: возвратившись с похорон,

а) не раздеваясь, открывают печной заслон, руки греют; глядят на чело и кирпичи; идут задом к печи, открывают заслон и смотрят в печь (влад., Зав., 96; сев., Бур., 172)

б) очищаются на печке со словами: «Смерть, бери тараканов, а не людей» (минск., витеб., Ш., 532,521)

в) прикасаются к хлебу-соли, затем — к печи (калуж., Архив, 602)

г) касаются камня, горшка, печи (витеб., Ник., 289)

д) моют руки: «чтоб у покойного была чистая душа» (минск., Булг., 186)

е) моют руки водой, разведенной могильной землей (сев., Бур., 177)

ж) руки моют только те, кто копал могилу (бреет., Сед., 251).

проговорить зóрю (калуж., Архив, 605) — обряд на могиле

В течение трех дней по захоронении родные голосят на могиле утром и вечером.

птичье поминовение, побужати могылу (новг., Архив, 869) — кормление птиц на могиле после погребения

Родные кидают тулько крошки, скорлупки (от яиц), штоб птицы клевали (бреет., гом., Сед., 253,259).

пэрэдати (полес.) — исправить упущение при похоронах

Если родные покойного не исполнят его воли относительно какого-либо предмета, полагаемого в гроб, или смертной одэжды, если не кинут денег в могилу, покойный будет сниться и просить об этой вещи, жалицца. Исправить упущение:

а) можно, закопав в могилу монеты, или пэрэдати: вложить вещь, о которой просил покойный, в гроб другого умершего на следующих похоронах (бреет., Сед., 252)

б) нельзя, только доставишь беспокойство умершему. Вот мать зарыла в могилу кольцо, которое забыла надеть дочери. Дочь приснилась ей и плачет: зачем ты это принесла? Только хлопот наделала (гом., Сед., 258).

рядильник (рядильница) (чернит., Гн., 393), наряжальник (влад.) — человек, обряжающий покойника Рядить умершего могут:

а) только чужие (арханг., Еф., 135; гродн., Щ., 543)

б) только женщины (колом., снят., заставн., холмщ., черниг., Гн., 299, 309,363,385,393)

в) только старики и старухи: Нарядюютъ из старийшых; чоловика — чоловик, жучку — бабы. Если не найдут старика, то бабы радять чоловика, з жонок старийшых. За обряжение не платят (бреет., Сед., 250)

г) профессиональные, обслуживающие 2-3 деревни, дедушка-наряжальник — обряжает мужчин; бабушка-наряжальница — женщин (влад., Зав., 93)

д) сам покойный помогает убирать себя и глядится в зеркало: Добре зибраний (косов., Гн., 255).

Наряжальник получает белье и носильное платье: «чтоб покойный не зяб» (влад., Зав., 93).

свитицца (гам. Сед., 251) — сидеть со светом при покойном. См. ночевать

«Ночью свитяцца: зажигают свечку от свечки, электричество тоже горит. В эти ночи на столе оставляют сыту, потапуў тудой накрышать. Горилка штоб у чарци стояла и пляшка (гом., Сед., 256).

Все сидят на полу, на соломе (чернит., Гн., 395).

Греют руки над ватрой (огнем) (косов., Гн., 265).

Будят друг друга, спрыскивая водой изо рта (киев., Гн., 390).

Едят канун, обедают в полночь (курск., Гн., 4-23; чернит., Гн., 395).

Беседуют о покойном (тереб., Гн.,373; колом., Гн., 300; арханг., Еф., 136).

В ночь при покойном:

а) нужно петь обычные светские песни (особенно колядки), чтоб не цвося (не мерещилось что-нибудь страшное) (горл., Гн., 205)

о) дьяк поет особые, «духовные» песни про смерть (надв., Гн., 237)

в) петь совершенно запрещено (чернов., Гн., 341,350).

Старики, ночующие при покойном, ругаются, дерутся (явор., Гн., 383).

Старые рассказывают сказки, потешки, загадывают загадки (чернов., Гн.,350).

Молодежь играет (лубок) в хате или в сенях (закарп., Гн., 237; Бог., 274; подол., Ч., 705).

Молодежь робит смишки за плечма: щиплются, мажутся сажей (надв., Гн.,237).

Старики играют в карты (горл., Гн., 205; тереб., Гн., 374).

Молодежь жартует з трупом на глазах родни (Яс, Гн., 210).

Духовное чтение. Псалтырь над гробом читают:

а) дьяк (обыкновенно)

б) старухи (арханг., Еф., 136)

в) парень и девушка (явор., Гн., 384).

Чтец Псалтыри берет себе холст, на котором лежал покойник (ви-те6.,Ш.,785).

скутальник (влад., Зав., 93). См. рядильник

смутковати. См. жалобу чинити

сокотити душу (снят., Гн., 314) — гадать о присутствии души в доме. См. ночевать

спрáвить покойника (блр., Ш., 508). См. рядильник

срядить (костр., См., 8). См. рядильник

стелить дорогу (чернов., Гн., 343) — обряд во время выноса гроба Женщина из родных кладет в воротах поману (см.).

сторожить дом — оставаться в доме на время погребения и убирать дом. В доме может оставаться:

а) старуха (снят., Гн., 332,344)

б) дальний родственник остается в доме на время процессии (иначе в семье умрут) (пинск., Булг., 186)

в) чужой (снят., Гн., 313). В доме остаются чужие старухи, выметают избу особым веником, чтоб не возвращался (гом., Сед., 2S7J

г) нищенка (закарп., Бог., 270). Заметает хату после выноса гроба.

Получает за это: помáнку (чернов., Гн., 344), кукурузный, овсяный, ржаной ощипок, чтоб не умерла (закарп., Бог.).

Сор, который выметают после выноса, прячут в углу: выносить его нельзя, потому что душа еще 12 дней остается в хате. На двенадцатый день сор закапывают на дворе у покути. Березовые веники, которыми выметают дом после выноса, прячут: биць худобину штоб домовик не гнаў. Другого средства от домовика нет (гом., Сед., 256).

стрéшник (костр., См., 13) —первый встречный на пути погребальной процессии Ему подают:

а) кусок новины, хлеб, нитки: принявшего это встретит покойник на том свете (костр., См., 13; влад., Зав., 94)

б) аршин холста и середку сгибня (казан., Архив, 540)

в) новину (яросл., Кост., 220).

Принявший перву встречу может передать ее затем бедным (влад., Зав., 94).

тримбiтáне (косов., Гн., 263,265) — музыканты. За музыкантами посылают прежде всего. По детям музыку не играют.

тужить (курск., Св., 30) — причитать. См. причётница

умывальник (влад., Зав., 93) — обмывающий покойного Им может быть:

а) хтось — чужий (горл., курск., Чернов., Гн., 264,348,410); если обмоют родные — не увидятся на том свете (снят., Гн., 309)

б) посторонние того же пола, что покойный (колом, Гн., 299; эаставн., Гнч 363; калуж., Уш., 204; витеб., минск., III., 533). Исключение — мать (витеб., Ник, 285), которой позволено обмывать сына

в) старухи, которые обмывают и лиц мужского пола (ясел., тереб,, Ik, 210,372). Необходимо, чтобы число обмывальщиц было четным — иначе покойный станет русалкой (пинас, Булг., 185)

г) вдовы (сев., Бур., 185; вят., Архив, 411; костр., См., 8)

д) старая дева. Про «засидевшихся» говорят: «собирается обмывать покойников» (пошех., Бал.)

е) профессиональные обмывалъщики-старики: дедушка-умывальник, бабушка-умывальница (влад., Зав., 93; явор., Гн., 382)

ж)обьгчно обмывают домашние; старших — чужие (старосимб., Гн., 212)

з) не купают умершего ни до, ни после смерти (косов., Гн., 255).

Умершего — мертвяка, смерцяка, родзицеля — обмывают после того, как запалят свечи. Но если кто предчувствует свою смерть, то просит обмыть его до кончины. Снимая с покойника одежду, раздирают ее (курск., ГМ10; полес. Сед,, 255; гродн., Ш., 552).

Обмывалыцик перед работой пьет водку (гродн., Ш. 552).

Обмывают 3 раза, на полу, на соломе (влад., Зав., 90; курск., Гн., 410) ногами к печи (костр., См., 8).

Обмывают из нового горшка. «Озорного» мужика — в молостве (влад., Зав., 90).

Вдова не должна касаться этих помоев — дети перемрут (витеб., Зав., 285).

Обмывалыцики получают: мыло «от ломоты костей» (яросл., Кос., 219), какую-нибудь вещь на помин: иначе покойный на том свете мокрый ходить будет (костр., См., 8).

Воду, горшок, мыло после обмывания обмывающий относит до рубежа и разбивает (яросл., Кос, 219; влад., Зав., 95), относят туда, где не ходят (горл., Гн., 264), кидают в реку, исток, овраг, болото. Весной на весну бросают — на полую воду (влад., зареч,, Зав., 91), под гору бросают (сузд., Зав., 91), об ограду разбивают — о кладбищенские деревья (влад., Зав., 91), зарывают у дома (если умер старший): в подмостье, в подполье, под передний угол — чтоб домовой не переводился (влад., судог., Зав., 91), горшки ма­лолетних зарываются на дворе или под нашести под курячи (глади Зав., 92).

хрестáрь — участник похоронной процессии — похíда, несущий хоругви. Хрестарей должно быть 5, 7 (нечетное число) чтоб покойный никого с собой не увел (надв., Гн., 237).

хрястáться, хлестáться (с.-рус.) — при причети падать на пол, на стол на полусогнутые руки. Также зозняться и тóрнуться — упасть на землю (Еф., 84,386).

Женщина, плача, припадает к телу так, что ее трудно оторвать; Можэ порватися жунка як плачэ (бреет., Сед., 251).

шить на покойника — шить саван и другое снаряжение

Шить саван должны чужие люди (арханг., Еф., 135). При покойном шьют только белую подушечку в гроб, набитую сеном. Шьют чужие женщины (гом., Сед., 255).

Шьют вперед иголкой (широко распространено).

Шьют на живую нитку, узлов не завязывают.

Ср.: ўшити як на мéрця — шить плохо, впопыхах, небрежно (тереб., Гн„ 373).

щаслива рука (чернов., Гн., 339; гом., Сед., 255) — человек, облегчающий кончину

Им может быть:

а) свой или чужой (чернов., Гн., 353)

б) домашние (пинас, Булг., 173)

в) старуха (жунка стара) (гом.).

Щаслива рука зажигает свечу, вкладывает ее в руку умирающему - для облегчения кончины (чернов., Гн., 339), зажигает Богоявленскую свечу; ставит ее в головах умирающего (пинск., Бул., 273) зажигает во время агонии четверговую свечу — свечу, с которой стояли на службе Великого четверга и потом берегли на смертный час (рус): Як сконаў, жунка старая дае смерцяку ў руку свечку с пчелиного воску. Если человек умирает в больнице, сразу после кончины зажигают спичку (гом., Сед., 255).

Тот, кто зажигал свечу, получает булочку (чернов., Гн., 352). Другие способы облегчить кончину:

Сын может доканáцъ отца — колдуна в подпечье (это не осуждается) (витеб., Ник, 283).

Пьяную бабу (распутницу) вталкивают к умирающему, чтоб скорее умер (обонеж., Кул., 44).

Свички палятъ над мирцом. Як страшно страдав, накрыють скатертью, на которой святили пасху (бреет., Сед., 250).

Як умирав чоловик, так треба убраць подушку и убок кинуць, бо там куриные перья, они мешают умирать.

У столи (в потолке) дырки крутять, так хутко кончициа.

Если умирает колдун, прокрутят потолок. Пока этого не сделают, он не кончается и бура поднимается.

Бабка-знахорка просила перед смертью принести осинку-однолетку, чтоб легче умереть (гом., Сед., 255).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: