Пассивные операции банка —это совокупность операций, посредством которых формируются его ресурсы, увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных или активно-пассивных счетах (в балансе российских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).
Формирование пассивов — базовая задача любого коммерческого банка. С помощью пассивных операций банки приобретают ресурсы для совершения активных операций.
К пассивным операциям коммерческих банков относятся:
1) взносы в уставный фонд банка (продажа акций или паев их первым владельцам);
2) получение прибыли банком, а также формирование или увеличение фондов, образуемых банком в ходе его деятельности;
3) депозитные операции (получение ресурсов от клиентов банка);
4) внедепозитные операции (получение ресурсов от центрального банка и на денежных рынках).
Коммерческие банки для ведения коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать денежными средствами, т.е. ресурсами. В современных условиях проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение.
Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресурсы, — это совокупность средств, имеющихся в распоряжении банков и используемых для осуществления активных операций.
По способу образования ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и привлеченные (обязательства перед клиентами и кредитными организациями) средства.
Собственные средства — средства, полученные от акционеров (участников) банка при его создании и образованные в процессе его деятельности. Они находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.
Структура собственных средств разных банков неоднородна. Они включают:
1)уставный капитал;
2)резервный фонд, фонды специального назначения и другие фонды банка;
3)нераспределенную прибыль.
Привлеченные средства — средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. К заемным средствам относят средства, полученные от кредитных организаций.
Привлеченные ресурсы подразделяются на депозитные, получаемые банком от своих клиентов, в том числе от других коммерческих банков, с которыми у него установлены корреспондентские отношения, и недепозитные, приобретаемые на рынке на конкурентной основе (инициатива их привлечения принадлежит самому банку).