Пассивные операции коммерческих банков

Пассивные операции банка —это совокупность операций, посредством которых формируются его ресурсы, увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных или активно-пассивных счетах (в балансе россий­ских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).

Формирование пассивов — базовая задача любого ком­мерческого банка. С помощью пассивных операций банки при­обретают ресурсы для совершения активных операций.

К пассивным операциям коммерческих банков относятся:

1) взносы в уставный фонд банка (продажа акций или паев их первым владельцам);

2) получение прибыли банком, а также формирование или увеличение фондов, образуемых банком в ходе его деятельности;

3) депозитные операции (получение ресурсов от клиентов банка);

4) внедепозитные операции (получение ресурсов от цент­рального банка и на денежных рынках).

Коммерческие банки для ведения коммерческой и хозяйствен­ной деятельности должны располагать денежными средствами, т.е. ресурсами. В современных условиях проблема формирова­ния ресурсов имеет первостепенное значение.

Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресур­сы, — это совокупность средств, имеющихся в распоряжении банков и используемых для осуществления активных операций.

По способу образования ресурсы коммерческого банка под­разделяются на собственные и привлеченные (обязательства перед клиентами и кредитными организациями) средства.

Собственные средства — средства, полученные от акци­онеров (участников) банка при его создании и образованные в процессе его деятельности. Они находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.

Структура соб­ственных средств разных банков неоднородна. Они включают:

1)уставный капитал;

2)резервный фонд, фонды специального назначения и другие фонды банка;

3)нераспределенную прибыль.

Привлеченные средства — средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. К заемным средствам относят средства, полученные от кредитных организаций.

Привлеченные ресурсы подразделяются на депозитные, получаемые банком от своих клиентов, в том числе от других коммерческих банков, с которыми у него установлены коррес­пондентские отношения, и недепозитные, приобретаемые на рынке на конкурентной основе (инициатива их привлечения при­надлежит самому банку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: