Парламент

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины.

Палата представителей («нижняя» палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по смешанной избирательной системе единственного непередаваемого голоса. Палата представителей может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в Палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).

Палата советников («верхняя» палата) состоит из 252 депутатов (советников): 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур, от 2 до 6 от каждого округа), по системе единственного непередаваемого голоса; а 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа. Срок полномочий Палаты советников – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, не может быть распущена.

Можно выделить особенности избирательного процесса в Японии. Избиратель на выборах в каждую палату имеет два голоса. Один из них он отдает кандидату по избирательному округу, а второй – за партийный список. Правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет; право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников – с 30 лет; кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал определенного числа голосов. Избирательная кампания очень короткая – 2 недели, причем в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 5,5 минут за все время избирательной кампании. Наиболее распространенная форма агитации – выступления в округе, пресс-конференции и встречи с избирателями. Согласно избирательной реформе 1994 г. регулируется прозрачность финансирования средств, поступающих на избирательную кампанию, пожертвования в фонды отдельных кандидатов запрещены. Запрещается расходовать свыше 19 млн. йен, распространять более 25 тыс. агитационных открыток и использовать более одного автобуса с репродуктором. Сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии – конкуренция уже сложившихся репутаций, признательности. Распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

Компетенция парламента – осуществление законодательной власти, одобрение бюджета, формирование и контроль за деятельностью правительства, осуществление суда в порядке импичмента в отношении тех судей, против которых возбуждено дело о смещении с должности. Для этого каждая палата формирует два вида комиссий – постоянные и специальные, которые являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов. Законы принимаются решением обеих палат. Как и в Великобритании, в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, чем верхняя. Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которых они относятся и контрассигнуются премьер-министром. Затем они направляются императору для промульгации «от имени народа». Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и через 20 дней после опубликования вступает в силу.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция – запрос палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которая включается в повестку дня заседания палаты. Возможно также создание следственной комиссии. Текст интерпелляции заблаговременно рассылается парламентариям и правительству, которое назначает день ответа. В Японии право внесения интерпелляции принадлежит отдельным депутатам палаты представителей.

Ежегодно парламентарии получают вознаграждение из государственной казны, размер которого определяется законом и зависит от занимаемой должности в Парламенте. Им оплачивается часть организационных и представительских расходов. Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии. В распоряжении депутатов парламентская библиотека, ксероксное и компьютерное оснащение, помощь исследовательских и справочных служб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: