1. Утверждение империи Мин и политическое развитие Китая.
2. Внешняя политика империи Мин.
4. Борьба за реформы.
После бурных событий, связанных со становлением империи Мин в конце XIV – начале XV в., и потрясений, последовавших за поражением, понесенным от ойратов в середине XV столетия, Китай вступил в сравнительно спокойный период своей политической истории. К началу XVI в. империя Мин по-прежнему выглядела могучим и прочным централизованным государством. Однако именно в начале XVI в. отчетливо проявились негативные последствия тех процессов, которые берут начало еще в период становления империи Мин и подспудно развиваются впоследствии. К отмеченному рубежу выявилось значительное, хотя и неформальное изменение структуры власти, повлекшее за собой разложение правящей верхушки.
При сохранении всех атрибутов неограниченного самодержавия происходит фактическое отстранение императоров от непосредственного ведения государственных дел. Однако реальная власть сосредоточивается не в рамках традиционной имперской управленческой администрации, а в руках неординарных с точки зрения политической традиции «внутри-дворцовых» служб. «Внутридворцовая» администрация не была однородной. Власть в ней делили назначавшиеся императором секретари (дасю-эши) Дворцового Секретариата (Нэйгэ) и выдвиженцы-фавориты, многие из которых были придворными евнухами – людьми, повседневно общавшимися с императором. Этот дележ происходил далеко не мирно. Поэтому вся история минского двора в XVI – начале XVII в. пронизана ожесточенным противоборством отдельных деятелей и клик.
Уже в конце XV в. императоры стали уклоняться от приемов сановников, ведавших государственными делами. У-цзун (Чжу Хоучжао, 1505– 1521) вообще отказался от таких приемов. Практически не занимался решением государственных дел и Ши-цзун (Чжу Хоуцун, 1521–1566), проводя время в поисках эликсира бессмертия и беседах с даосами. Шэнь-цзун (Чжу Ицзюнь, 1572–1620) после 1589 г. под давлением обстоятельств устроил лишь один прием. Си-цзун (Чжу Юцзяо, 1620–1627), передоверив управление всесильному временщику, занимался плотницким делом.
Кроме того, с конца XV в. обозначились черты фаворитизма (до 1498 г. большим влиянием при дворе пользовался Ли Гуан). У-цзун из-за трений с Секретариатом в начале своего царствования возвысил евнуха Лю Цзиня, назначив его главой Приказа жертвоприношений (Сыли-цзянь). Тот в 1508 г. возглавил созданный им новый сыскной орган – Нэйсинчан, свел на нет влияние дворцовых секретарей и приобрел такую власть, что стал опасен для трона. В результате в 1510 г. он был казнен, а его имущество – конфисковано. При Ши-цзуне сначала усиливается влияние главы Секретариата Ян Тинхэ, помогшего ему получить престол. Затем большую силу при дворе поочередно приобретали секретари Чжан Цун (после 1529 г.), Ся Янь (после 1536 г.) и особенно Янь Сун (с небольшими перерывами с 1542 по 1562 г.)- В первые десять лет царствования Шэнь-цзуна практическая власть находилась в руках Чжан Цзюйчжэна. Наконец, при Си-цзуне всеми делами управлял евнух Вэй Чжунсянь, произвол которого превзошел бесчинства всех предшествующих. Будучи главой Приказа жертвоприношений, он передал в этот Приказ из Секретариата все государственные дела, возглавил сыскной орган Дунчан, распоряжался жизнью и смертью придворных и чиновников. Его падение произошло лишь после смерти возвысившего его императора.
В свою очередь, роль Дворцового Секретариата заметно возросла с 20-х годов XVI в. Тогда было официально признано, что этот орган стоит выше Шести Ведомств, считавшихся высшей администрацией после 1380 г. Одновременно усилилась дифференциация внутри Секретариата, где преимущественные позиции получил его глава (шоуфу). В секретари попадали в основном ученые мужи из столичной академии Ханьлинь. Но были среди них и начальники отдельных из Шести Ведомств, которые по совместительству сохраняли и эту свою должность.
Так как Секретариат не являлся органом «регулярной» бюрократической машины, то его функции не были четко определены. Но практически секретари составляли проекты императорских указов и прочих официальных бумаг, налагали резолюции на поступающие сообщения и писали ответы на доклады чиновников. Все это, естественно, подразумевало получение одобрения императора. Помимо того, секретари имели право подавать «тайные доклады» монарху лично, а также беседовать с ним о политических делах или толковать ему книги в его учебном кабинете. Это открывало немалые возможности для влияния на императора. Поэтому неудивительно, что некоторые из глав Секретариата, такие, как Ся Янь, Янь Сун, Чжан Цзюйчжэн, фактически не отличались по своему положению и влиянию от существовавших ранее (до 1380 г.) канцлеров. Секретари вели также подневную хронику текущих событий для составления «Записей о свершившемся» (ши лу) в каждое из царствований и составляли книги по истории.
Отмеченное отстранение императоров от реального управления государственной машиной отнюдь не означало умаления их прав и возможностей для произвола. Они были вольны выдвигать и убирать фаворитов, поощрять ту или иную придворную группировку, по своему усмотрению одаривать, казнить, наказывать и т.п. Но на деле ни один из позднемин-ских императоров не представлял собой сколько-нибудь значительную политическую фигуру.
Рельефно обозначившиеся в начале XVI в. перемены в управлении сопровождались быстро прогрессировавшей деградацией правящих кругов. Тон в этом задавали сами императоры. У-цзун, например, совершал грабительские налеты на близкие и далекие окраины столицы, опустошал лавки и дома своих подданных, захватывал и увозил женщин. Огромные суммы шли на увеселения – пиршества, поездки, охоты, содержание зверинца, парков и т.д. Расходы двора возросли в пять-шесть раз по сравнению с предшествующим царствованием. На праздник по поводу бракосочетания Шэнь-цзуна были истрачены средства, предназначавшиеся для укрепления обороны границ. Более 33 млн. лян серебра (1 лян – 37,3 г) было затрачено при этом императоре на строительство дворцов и приобретение драгоценностей. Шэнь-цзун употреблял опиум, развратничал, вымогал «подарки» от сановников и государственных учреждений, продолжал безмерные траты средств, любил наблюдать за казнями.
Не отставали от монархов и временщики. Получая практически бесконтрольную власть, они использовали всевозможные средства для обогащения. После ниспровержения Лю Цзиня у него было конфисковано 2,5 млн. лян золота, 50 млн. лян серебра и много иных ценностей. Огромным состоянием обладали Янь Сун и Вэй Чжунсянь. Окружил себя роскошью и Чжан Цзюйчжэн. Вэй Чжунсянь вынуждал местные власти строить храмы в свою честь и поклоняться поставленным там его изображениям. Его величали здравицей «9500 лет», желая почти такого же долголетия, как императору, – «10 тысяч лет».
Временщики расставляли всюду «своих людей». На этой почве возникали противоборствующие клики: Шаньдунская, Хунань-Хубэйская, Чжэцзянская, придворная группировка «праведных» и группировка евнухов яньдан. К концу правления династии Мин число евнухов достигло приблизительно 100 тыс. человек. Они занимали ответственные и выгодные посты не только при дворе, но и в провинциях, будучи губернаторами, правителями городов, командующими войсками, инспекторами двора и т.п. Восемь наиболее влиятельных из них в начале XVI в. получили прозвище «тигров». Однако было бы упрощением сводить противоборство в правящих верхах к противостоянию евнухов и остальных сановников. Те и другие, преследуя личные и групповые интересы, вступали в сложные отношения. Например, глава Секретариата Янь Сун действовал в контакте с придворными евнухами, Чжан Цзюйчжэн также добился высокого положения с помощью евнухов. Взяточничество сделалось нормальным явлением. К концу XVI в. число претендентов на чиновное звание так возросло, что чины стали давать по жребию. «Удачный» жребий зависел опять-таки от подношений.
Невнимание императоров к государственным делам выразилось в конце XVI в. в забвении практики утверждения служащих на различные посты. Многие должности оставались вакантными, хотя в претендентах на них недостатка не было. Подолгу не назначались начальники ведомств и их помощники.
Склоки и интриги охватывают в XVI в. и «малые дворы» удельных властителей. В начале века вновь, как сто лет назад, происходят вооруженные конфликты между удельной аристократией и правительством. Многие удельные властители и их разросшаяся родня продолжали чинить произвол в своих уделах. Они смещали назначаемых из центра чиновников, бросали неугодных в тюрьмы, казнили, обзаводились собственными сыскными организациями, грабили и эксплуатировали население, не считаясь с принятыми ограничениями и предписаниями.
В начале XVI в. снова, как и в первые десятилетия империи Мин, усиливается служба сыска, распространяется практика арестов и казней.
Все это, вместе взятое, пагубно отражалось на поведении местных властей. Здесь наряду с усилением страха и раболепия перед вышестоящими также усиливаются произвол, коррупция, стремление ко всемерному обогащению.Тенденции к разложению обнаруживают себя и в армии. Система военных поселений, задуманная как способ содержания солдат и командиров, была сведена к минимуму еще в конце XV в. ввиду перехода полей военнопоселенцев в практически частное распоряжение армейского на- чальства и привилегированных сановников. Многие военнопоселенцы бросали свои участки и бежали. В результате правительство все чаще переходило к практике найма солдат. С появлением наемников постепенно отмирало наследственное военное сословие – «военные дворы». Появление и рост в течение всего XVI в. наемного войска имели и свои преимущества, ибо солдаты не отвлекались на полевые работы. Однако с его появлением казнокрадство военных чиновников отнюдь не уменьшилось. Подготовка и боеспособность армии также были не на высоте. Это проявилось в неспособности предотвратить монгольские набеги, участившиеся в первые годы XVI в., после объединения монгольских племен Даян-ханом.
Особенно значительные монгольские вторжения происходят в 1532 и 1546 гг. Попытки китайских войск отвоевать у монголов Ордос не принесли успеха. В 1550 г. монгольские войска овладели г. Датун и подошли к стенам Пекина. Оттеснение их потребовало новых наборов солдат и переброски войск из глубинных районов империи. Лишь в конце 60-х годов имперским армиям удалось потеснить монголов, вслед за чем был заключен мирный договор 1570 г. Но отдельные набеги с северо-запада продолжались и позже.
Неблагоприятная обстановка в XVI в. складывалась и на морских рубежах. Здесь в начале 20-х годов вновь (как в конце XIV – начале XV в.) обостряется борьба с пиратством и контрабандной торговлей. Активное участие в этой торговле принимали японцы. Чтобы пресечь нападения пиратов на побережье, правительство Мин ввело строгий запрет на всякие сношения с заморскими странами и закрыло принимавшие иноземцев и их товары Управления торговых кораблей (Шибосы). Этот шаг знаменовал собой окончательный отказ от достигшей столетие назад апогея политики всемерного привлечения «данников» из заморских краев, служившей повышению престижа китайского двора и открывавшей каналы для иноземной торговли. Сопряженное с этим прекращение морской торговли не устраивало китайское купечество приморских районов. Поэтому торговые связи продолжались нелегально. Наибольшие усилия по поддержанию описываемого «морского запрета» были предприняты в 1547–1549 гг. губернатором Чжу Ванем. Но противникам запрета удалось его сместить. Вслед за тем пиратские флотилии активизируются и доходят по р. Янцзы до Нанкина. Лишь в начале 60-х годов удается отбить их натиск.
В этой сложной обстановке происходит открытие и освоение западноевропейскими мореходами, торговцами и колонизаторами морского пути в Китай. В 1516 г. к его берегам подходит корабль состоявшего на португальской службе итальянца Рафаэля Перестрелло. В следующем году прибывает португальская эскадра Фернана д'Андраде и первый португальский посол – Томе Пиреш отправляется в Пекин. Португальцы пытались получить факторию в Китае, но переговоры не дали результатов. Тогда возникли вооруженные столкновения. В 40-х годах XVI в. португальцам удается явочным порядком получить торговую базу близ Нинбо, где начинают селиться их колонисты. Но в 1549 г. они были вытеснены оттуда усилиями Чжу Ваня. Конфликты и столкновения продолжались, пока в 1557 г. с помощью подкупа местных властей португальцы не получили в свое распоряжение город и порт Макао (Аомынь).
Говорить о полном разложении китайской армии было бы неправильным. Свидетельством тому служит не только стабилизация положения на монгольской границе и приморских рубежах в 60-х годах XVI в., но и победы в боях с регулярной армией правителя Японии Хидэёси в Корее в самом конце века. Дважды, в 1592–1593 гг. и 1597–1598 гг., китайские войска, призванные на помощь корейцами, вытесняли оттуда многочисленную японскую армию, пытавшуюся захватить страну и затем нанести удар по северным районам Китая. Но это был последний крупный внешнеполитический успех империи Мин.
В начале XVII в. на северных границах возникает новая угроза в лице консолидировавшегося союза маньчжурских племен. В 1618 г. маньчжурский хан Нурхаци начинает войну, в которой китайцы понесли ряд поражений и утратили свои земли в Ляодуне и южных районах Маньчжурии. Правда, затем им удается остановить маньчжурское продвижение в собственно Китай. Но в 1644 г. именно маньчжурская конница оказалась той силой, которая привела к окончательной гибели империи Мин.
В 20-х годах XVII в. к берегам Китая подходят голландцы, захватившие южную часть Тайваня. Но проникнуть на континентальную территорию им не удалось. Почти одновременно у Гуанчжоу появляются английские корабли. Добиваясь права вести здесь торговлю, они разрушили из орудий китайские укрепления в Хумэне (близ Гуанчжоу). В 1603 и 1639 гг. испанские конкистадоры, обосновавшиеся на Филиппинах, спровоцировали здесь массовую резню китайских колонистов. Минское правительство отказалось защищать их интересы, считая жителей многочисленных китайских поселений в странах Юго-Восточной Азии нарушителями «морского запрета».
В 1618 г. в Пекине побывала первая русская миссия, возглавлявшаяся томским казаком Иваном Петлиным. В доставленной им назад в Россию грамоте китайского двора содержалось предложение наладить посольский обмен и торговлю. Такой обмен мыслился китайским правительством в традиционной форме прибытия «данников». Империя Мин отнюдь не была намерена пересматривать исходные идеологические основы построения внешних отношений, несмотря на упомянутый отказ от политики привлечения «данников», резкое сокращение в XVI–XVII вв. посольских связей и военные неудачи на пограничных рубежах. Несоответствие традиционной китайской доктрины построения внешних связей и принятых среди европейских народов дипломатических норм послужило источником непонимания и трений с самого начала появления кораблей европейцев у китайских берегов.
В конце XVI в. в Китае начинают оседать христианские миссионеры из различных стран. Прибывший в Гуанчжоу в 1581 г. итальянский иезуит Матео Риччи в 1601 г. перебрался в Пекин и достиг там большого влияния при дворе. Известно также о деятельности другого итальянского миссионера, Н.Лонгобарди, португальского – Д.Пантоха, немецкого – А.Шааля и многих других. Наряду со своими основными обязанностями они выполняли и определенные дипломатические функции, способствуя проникновению европейцев в Китай, а также собирали различные сведения о стране для своих покровителей и правительств.
Обозначившееся на рубеже XV–XVI вв. разложение правящей верхушки и внешнеполитические неудачи вызывали у части сановников и представителей причастного к власти учено-служилого сословия стремление исправить положение. Наиболее активно выступали служащие Цензората и ученые-конфуцианцы из академии Ханьлинь. Оппозицией- ные настроения стали выражаться в традиционной форме подачи докладов на высочайшее имя с критикой существующих порядков и различными предложениями для улучшения дел. Податели докладов не были формально объединены и не имели общей программы, но их требования и предложения сводились приблизительно к одному и тому же. Они настаивали на прекращении «нерегулярности» управления, т.е. хотели, чтобы император реально взял в свои руки государственные дела и решал их в полном соответствии с конфуцианскими нормами, опираясь при этом на должностных лиц из ординарного административного аппарата. Конкретно же предлагалось отстранить от управления временщиков и взяточников, отменить устаревшие законы, укрепить армию, прислушиваться к мнениям, выражаемым в поступающих «снизу» докладах. Некоторые доклады были выдержаны в достаточно резкой форме и содержали требование к императору признать свою вину перед Поднебесной.
Двор, однако, не шел на сколько-нибудь существенные перемены. Особо упорствующих жалобщиков арестовывали, подвергали наказаниям и изгнанию. Правда, со вступлением на престол Ши-цзуна, не являвшегося прямым наследником и пришедшего к власти с помощью главы Секретариата Ян Тинхэ, наметились некоторые перемены. Была провозглашена «новая политика», казнили наиболее одиозных деятелей прежнего царствования, ограничили произвол евнухов, на 10 тыс. человек сократили репрессивно-сыскные организации, отобрали у придворных награбленные земли, снизили налоги. Но меньше чем через два года все стало возвращаться к прежнему. В 1524 г. Ян Тинхэ был отправлен в отставку. Сторонники перемен в знак протеста устроили коллективный плач во дворце, стоя на коленях. Этот штрих многое говорит о методах борьбы. По сути, реформаторы втягивались в ту же борьбу придворных клик.
Плакальщики были схвачены и биты палками. Но петиции с обвинениями и предложениями продолжали поступать (хотя и не так интенсивно, как в начале XVI в.). В 1572 г. при дворе почти неограниченную власть получает глава Секретариата Чжан Цзюйчжэн, являвшийся сторонником реформ. Наиболее существенными были его реформы в области экономики. Но происходили некоторые изменения и в политической сфере: был усилен контроль за результативностью действий административного аппарата, возрождены аудиенции чиновников при дворе, укреплен командный состав армии. Однако после смерти Чжан Цзюйчжэна в 1582 г. его реформы были осуждены и во многом сведены на нет.
Следующая яркая страница борьбы за реформы связана с группировкой Дунлинь. Ее основатель Гу Сяньчэн, принимавший участие в столкновении придворных клик по поводу выбора наследника престола, в 1594 г. был отправлен в отставку и уехал в г. Уси (в низовьях р. Янцзы). Здесь он преподавал в местной академии Дунлинь и сплотил вокруг себя группу единомышленников. Они писали и распространяли свои сочинения и памфлеты на политические темы, по-прежнему подавали доклады двору, поддерживали одних деятелей и порицали других. Их деятельность вызвала отклик в стране. Многие присоединились к движению, в частности ставший затем активным его деятелем сановник Ли Саньцай. Формально движение организовано не было и по-прежнему не имело четкой программы. Но в политическом плане дунлиньцы выдвигали тезисы, сходные с требованиями реформаторов начала века: участие императора в государственных делах, отстранение временщиков и евнухов, внимательное рассмотрение поступающих докладов, борьба со взяточничеством, выдвижение в чиновники лишь после получения ученой степени, отмена публичных палочных избиений, укрепление армии. В области экономики они выступали сторонниками снижения налогов и повинностей, ослабления контроля над частной торговой и промышленной деятельностью, отмены государственных монополий и т.п.
Вплоть до смерти Шэнь-цзуна в 1620 г. группировке Дунлинь не удалось провести в жизнь свои предложения. Лишь с приходом к власти поддерживаемого ими ранее наследника, ставшего императором Гуан-цзуном (Чжу Чанло), она получила возможность действовать. Реформаторы оттеснили придворных евнухов, выдвинули на государственные посты своих людей, отпустили средства на оборону границ, отменили налоги на рудники. Но через два месяца Гуан-цзун был отравлен, а реформаторы отстранены от управления; власть перешла к Вэй Чжунсяню. Правда, дунлиньцы пытались продолжать борьбу. Возглавивший движение после смерти Ли Саньцая в 1624 г. Ян Лянь (Гу Сяньчэн умер еще в 1612 г.) подал доклад с перечнем 24 «больших преступлений» Вэй Чжун-сяня. В результате в 1625–1626 гг. произошли массовые аресты и расправы над дунлиньцами, после чего движение потеряло свое былое значение.
Неудачные попытки реформ предопределили дальнейшее разложение правящих верхов, что с 20-х годов XVII в. вызывало все больший стихийный протест населения. Народные выступления против властей наблюдались и раньше. В 1509–1513 гг. довольно крупные очаги восстаний вспыхивают в провинциях Хэбэй, Хэнань, Шаньси, Шаньдун и др. Их основной движущей силой было угнетаемое безудержными поборами крестьянство. Но с первых лет XVI в. отмечаются и отдельные выступления работников, занятых на горных разработках и в крупных мастерских. С последних лет того же столетия наблюдаются и выступления горожан, среди которых наиболее значительным было восстание ткачей в г. Сучжоу в 1601 г. Всего же с 1596 по 1626 г. можно выявить более двадцати городских движений протеста. В 1608 г. наблюдалось серьезное возмущение среди солдат. Волна крестьянских движений снова нарастает в 10-х годах XVII в., охватывая Хэнань, Шэньси-Ганьсу, Гуйчжоу, Шаньдун. С 20-х годов пламя восстаний становится неутихающим, вспыхивая то в одних, то в других районах.
С 1625 г. отдельные повстанческие отряды вели постоянную борьбу в районе Шэньси–Ганьсу. В 1628 г. предводители десяти отрядов объединили свои усилия, избрав главным вождем Гао Инсяна, после чего движение приобретает характер крестьянской войны. В 1635 г. руководители тринадцати наиболее крупных отрядов договариваются о совместных действиях. Однако уже в следующем году правительству удается, подтянув силы с северных границ, нанести повстанцам ряд тяжелых поражений. После этого движение быстро пошло на убыль. Ряд вождей, в том числе игравший заметную роль Чжан Сяньчжун, перешли на службу правительству.
Но победа оказалась неполной. Уже в 1639 г. восстание вспыхивает с новой силой. На этом этапе решающую роль в нем сыграли Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Закрепившись в Хэнани, а затем в Хубэе и Хунани, Ли Цзычэн переформировал на строго централизованных началах армию и приступил к созданию противостоящего официальным властям административного аппарата. В начале 1644 г. в занятой им перед тем и объявленной западной столицей Сиани он принял титул императора, назвав свое государство Да Шунь. В апреле того же года его войска вступили в Пекин. Император Сы-цзун повесился. Одновременно закрепившийся в Сычуани Чжан Сяньчжун также был объявлен императором и сделал своей столицей г. Чэнду.
Воссоздавая прежние формы управления, Ли Цзычэн и его сподвижники вместе с тем сменили всю прежнюю правящую верхушку, арестовав или казнив особо ненавистных народу притеснителей. К тому же в новой империи при Ли Цзычэне существовал совет из двадцати видных повстанческих деятелей, который решал наиболее важные военные и гражданские дела. Количество чиновников было сокращено. Уездными и областными начальниками стали выходцы из восставших. В ходе движения сформировалась и отличная от прежней социальная политика повстанческого руководства. Был выдвинут лозунг уравнения земли и имущества, многие богатые и знатные казнены, а их владения розданы участникам движения и населению. Повстанческие власти отменяли на несколько лет налоги с крестьян, списывали недоимки и долги, уничтожали реестровые списки налогоплательщиков. Правда, затем налог снова ввели, но во много раз меньший, чем существовавший в последние годы империи Мин. В войске велась строгая борьба с мародерством и насилием. Были выпущены на волю арестанты, приняты на службу гонимые прежним режимом сановники. В области торговли и ремесла провозглашался принцип «справедливого обмена».
Многие из этих мероприятий, особенно осуществленные в ходе восстания перераспределение земли и налоговая политика, несомненно способствовали улучшению положения крестьянства, оздоровлению ситуации в стране. Однако их результаты были сведены на нет скорым падением новой власти и разгромом восстания. В том же, 1644 г. войска командующего обороной северных границ У Саньгуя совместно с маньчжурской конницей разгромили армию Ли Цзычэна, заставили его уйти из Пекина в Сиань, а затем далее на юг. В следующем году Ли Цзычэн был убит, а остатки его отрядов рассеяны. Вслед за ним был разгромлен Чжан Сяньчжун. Призванные У Саньгуем маньчжуры заняли Пекин и провозгласили своего малолетнего правителя императором новой династии – Цин. Ее власть, несмотря на упорное сопротивление проминских сил, особенно в центрально-южной части страны, постепенно установилась во всем Китае (подробно см. гл. 17).
К началу XVI в. продолжал достаточно успешно действовать хозяйственный механизм, установленный в первые годы существования империи Мин и базировавшийся на традиционных принципах, хотя в нем происходили изменения, все более отдалявшие его от принятых первоначально за образец порядков. Служившее основой страны сельское хозяйство, в котором издревле ведущее место занимало земледелие, было для своего времени высокоразвитым и продуктивным. Многовековой опыт сельских тружеников в сочетании со специализированными и разнообразными орудиями труда, отлаженной системой орошения, умелым использованием природных условий позволял в ряде районов получать по два урожая в год при средней урожайности 2 ши зерна (1 ши, иначе – дань, – 107,37 л) с 1 му земли (1 му – приблизительно 0,046 га). Средние ежегодные поступления зерна в казну за счет налогов составляли в начале XVI в. 26,8–27,7 млн. ши, что соответствовало уровню, установившемуся с 40-х годов XV в., и даже немного превышало его.
Однако именно в первые десятилетия XVI в. внутренние процессы, наблюдавшиеся в аграрных отношениях в течение всего предшествующего столетия, заметно усиливаются и обостряются. Это в равной степени относится и к размыванию фондов государственной земли за счет превращения ее в частные владения, и к росту крупной земельной собственности, и к сокращению учтенных, облагаемых налогами земель, а следовательно, числа налогоплательщиков и доходов казны. Все эти процессы были тесно взаимосвязаны и выражали общую тенденцию в развитии аграрных отношений в Китае в XVI – начале XVII в. Но в разных районах огромной страны они протекали не одинаково. Их ход не всегда был поступательным, иногда правительству удавалось приостановить его или даже повернуть вспять. Иначе говоря, отмеченные тенденции проявлялись отнюдь не однозначно прямолинейно, хотя и достаточно отчетливо.
Размывание фонда государственных земель шло различными путями. Во-первых, с разложением системы военных поселений все большее их число переходило в частное распоряжение местного военного начальства, чиновников и присылаемых для надзора дворцовых евнухов. С 20-х годов XVI в. начинается возрождение системы поселений. Однако это возрождение проходило на иной, чем прежде, основе. Власти вербовали для обработки поселенческих полей гражданский люд, сдавая ему участки на условиях, напоминавших аренду. Закрепленные за отдельными хозяевами участки со временем приобретали черты фактического владения, а поднимаемая целина сразу считалась их «вечной собственностью».
Во-вторых, в начале XVI в. резко увеличилось число «усадебных полей» (чжуан тянь) и «императорских усадеб» (хуан чжуан) – земельных владений поместного типа, продолжавших в большинстве числиться государственными, но фактически полностью переходивших в частное распоряжение своих хозяев и передававшихся по наследству.
Что касается «усадебных полей» знати, то к середине XVI в. они составляли приблизительно '/20 часть всех пахотных площадей в стране. Особенно велики были усадебные угодья удельных властителей и их кланов. О масштабах размывания государственного фонда может свидетельствовать следующий пример: если в начале существования империи Мин в районе Сучжоу–Сунцзян частные земли составляли всего около 7% всех площадей, то в начале XVI в. – 59%.
Крупные земельные владения образовывались в описываемое время не только за счет казенных земель. По-прежнему основным каналом приобретения земельной собственности оставалась купля-продажа земли. Вложение денег в землю приносило твердый доход, поэтому цена на землю в XVI в. несколько поднялась и составляла в зависимости от качества от 50 до 100 лян серебра за 1 му. Зачастую богатые и знатные побуждали крестьян продавать и передавать им землю силой. В юго-восточных районах страны крупные землевладения составляли в среднем 700 цин, в Хэнани – от 500 до 1000, владения в несколько сотен цин были характерны и для Шэньси.
Крупные земельные владения в подавляющем большинстве не представляли собой единого массива, а были разбросаны в различных местах. Эксплуатировались они также не как единые хозяйства, а либо с помощью приписанных к данной земле крестьянских дворов, ведших самостоятельное хозяйство (как было в случае с «усадебными полями» знати), либо с помощью арендаторов, что в описываемое время было наиболее распространено.
Вместе с тем само понятие собственности в то время в Китае не было юридически разработано. Отсюда проистекала определенная расплывчатость в разграничении казенных (гуань) и частных (минь) угодий, позволявшая под теми или иными предлогами присваивать казенную землю, а сильным мира сего захватывать как государственные, так и частные владения. Надо учитывать и произвол властей, всегда в той или иной степени существовавший в средневековом Китае и позволявший, не приобретая землю в собственность, присваивать до половины поступавших с нее налогов.
Обладатели крупных и средних земельных владений изыскивали всевозможные способы, чтобы освободить как можно больше своих угодий от уплаты налогов. В результате фонд учтенной, облагаемой налогами земли к началу XVI в. сократился по сравнению с концом XIV – началом XV в. на 2,3 млн. цин, а сумма поступавших налогов (в натуральном выражении) – приблизительно на 2–3 млн. ши зерна. В источниках специально подчеркивается, что это было результатом произвольных захватов земли императорской родней, а также действий «обманщиков из народа» (т.е. непривилегированных землевладельцев). Есть основания полагать, что данный процесс продолжался довольно интенсивно вплоть до 70-х годов XVI в.
Среднегодовое поступление налогов упало с 20-х годов того же столетия до 22,8–24 млн. ши зерна. Новая кадастровая перепись в конце 70-х годов выявила около 3 млн. цин «утаенной» от налогообложения земли, а так как вся зарегистрированная тогда земля составила около 7 млн. цин, то учтенная ранее площадь должна была равняться приблизительно лишь 4 млн. цин. По сравнению с началом века эта последняя цифра дает сокращение еще примерно на 2 млн. цин.
Соответственно уменьшилось и количество податных дворов, служивших основной единицей обложения налогами. Продавать свою землю или просто бежать с нее вынуждала жестокая эксплуатация, усугубляемая широко распространенным произволом властей.
Налоговая система в XVI в. была весьма запутанной. Хотя юридически в стране продолжала действовать система «двух налогов» (летнего и осеннего), налоговые реестры не отражали реального положения в землевладении и землепользовании. Собирался налог преимущественно натурой – продукцией, производимой в данном районе. Насчитывалось до 20 видов такой «основной» продукции. Существовали различные нормы пересчета налогов из одного вида продукции в другой. За счет налогоплательщиков осуществлялась доставка собранной в виде налога натуральной продукции в казенные хранилища в уездных, областных и столичных центрах. Затраты на такую перевозку иногда превышали сумму самих налогов.
В среднем налог с государственной земли составлял приблизительно 1 ши с каждого му земли, т.е. около 50% урожая. На частных землях он был несколько ниже, в «усадебных» владениях знати и двора – выше этой средней нормы. Помимо основного налога продолжали существовать различные дополнительные сборы и трудовая повинность для непривилегированных слоев населения. Исчисление налогов в серебре хотя и имело место в отдельных районах, но до середины XVI в. не было сколько-нибудь широко распространено.
Сокращение налоговых поступлений отнюдь не вело к уменьшению расходов двора. Наоборот, они возрастали. Выше уже говорилось о своеобразном скачке расточительности двора в начале XVI в. Ее проявления наблюдаются и позже. Росли и расходы на оборону границ, содержание наемных гарнизонов. По сравнению с первоначальным управленческим аппаратом империи Мин в XVI в. значительно возросло количество гражданских и военных чиновников, получавших содержание из казны. Весьма существенной расходной статьей стало выплачивание жалованья императорской родне, обитавшей в удельных владениях. Число ее быстро множилось, достигнув к рубежу 60–70-х годов XVI в. приблизительно 28 тыс. человек. Положенное им содержание в начале 60-х годов составляло 37,3% поступавших от налогов средств.
Казна не могла обеспечить покрытия требуемых расходов. С 50-х годов XVI в. не хватало средств даже на половину из них. Сложившееся положение можно охарактеризовать как острый финансовый кризис. Выход из него сторонники реформ видели в упорядочении системы землевладения и налоговых ставок. Эту задачу попытались решить получивший фактическую власть в начале 70-х годов XVI в. Чжан Цзюйчжэн и его помощники, опираясь на опыт самопроизвольно возникавших в отдельных местах новых форм взимания налогов. В 1577–1581 гг. была проведена новая всеобщая опись облагаемых земель и налогоплательщиков, увеличившая учтенный земельный фонд более чем на 40%, а количество податных дворов (по сравнению с данными конца XV в.) – на 1,5 млн. В 1581 г. был декретирован новый порядок сбора налогов – так называемый единый налог (итяобянь).
Сутью нового порядка была замена всех прежних разнообразных налогов и повинностей единой денежной ставкой, исчислявшейся в серебре. Считалось, что прежние налоги составляют 60% этой общей ставки, а повинности – соответственно 40%. Сумма единого налога исчислялась властями для десятидворок и стодворок, т.е. фискальных общин, а внутри этих объединений производилась раскладка на отдельные дворы исходя из количества получаемого ими урожая и числа работников. Высчитывалась и общая сумма, положенная для выплаты с каждого уезда и области.
Упорядочение и унификация налогов, упразднение трудовых повинностей несомненно должны были облегчить финансовый кризис, улучшить положение налогоплательщиков, и прежде всего несшего непосредственную тяжесть налогового бремени крестьянства. Но положительные результаты этой реформы оказались довольно кратковременными. К тому же новая налоговая система была в неодинаковой степени внедрена в различных районах обширной империи. При раскладке налогов по подворьям в одних местах за основу бралась продуктивность хозяйства (т.е. количество и качество земли), в других – число работников. Кое-где денежные выплаты по-прежнему подменялись натуральными (зерновыми). Там же, где налог был переведен в денежное выражение (исчисляясь в серебре, он уплачивался медной монетой), положение плательщика, особенно небогатого, осложнялось общей неразвитостью товарно-денежных отношений в сельских районах страны. Наконец, на следующий год после начала реформы (1582 г.) умер ее главный инициатор – Чжан Цзюйчжэн, после чего многие его начинания были приостановлены и дальнейшее продвижение реформы лишилось систематических усилий со стороны двора.
Уже в 90-е годы XVI в. в связи с войной в Корее ставка единого налога была повышена на 9 ли (1 ли – 37,3 мг) серебра с 1 му земли. В 1601 г. произошло новое повышение, и к 1630 г. эта ставка превышала первоначальную на 2 фэня 4 ли 9 сы (1 фэнь – 373 мг, 1 сы – 0,37 мг). В 1618 г., в связи с активизацией военных действий в борьбе с маньчжурами, был введен особый, «Ляодунский» налог на общую сумму 5200 тыс. лян серебра. После 1627 г. его увеличили еще на 1600 тыс. лян. Кроме того, ввели налоги на содержание «карательных войск», на «обучение войск» и другие поборы на общую сумму 18 млн. лян. В результате только за одно десятилетие после 1618 г. налоговое бремя возросло в два раза. Рост налоговой эксплуатации в сочетании с произволом властей и накоплением огромных богатств в руках удельных властителей, знати, временщиков, администрации в целом привел в конечном итоге к вспышке крестьянской войны, похоронившей державу Мин.
Рассматриваемый период отмечен заметным прогрессом в области городского, профессионального ремесла и торгово-промышленной деятельности. Особенно значительные изменения наблюдаются во второй половине XVI – начале XVII в. Происходившие в этой сфере производства сдвиги позволяют исследователям говорить об экономическом подъеме в стране с середины XVI столетия.
Взятые в совокупности, отрывочные данные (за неимением систематических) свидетельствуют о росте городского населения. Если в конце XIV в. в Сучжоу было 245 тыс. жителей, то к середине XVI в. – 339 тыс., а к концу периода Мин – 650 тыс. Население Цзиндэчжэня к концу данного периода стало приближаться к 1 млн. человек. Число жителей торгово-промысловых поселений, фактически превращавшихся в города, но не имевших полного городского статуса – чжэней и ши, в среднем составляло (в центрально-южном районе страны) от 10 до 20 тыс. человек. В крупных чжэнях в конце XVI – начале XVII в. могло обитать около 50 тыс. жителей, а в наибольших – до 350 тыс. Если к началу
XVI в. в уезде Уцзян насчитывалось 3 ши и 4 чжэня, то на рубеже XVI–XVII вв. – 10 ши и 7 чжэней. Разумеется, отмеченный рост наблюдался не повсеместно и был характерен прежде всего для центрально-южных районов страны, наиболее развитых в экономическом отношении. Но в общих чертах он отражал преобладавшую тенденцию развития описываемого времени. Отмеченный рост был связан с развитием городского ремесла, с одной стороны, и обезземеливанием крестьян в процессе концентрации земли в руках крупных землевладельцев – с другой.
В больших городах наблюдается значительная локализация отдельных видов ремесла в тех или иных кварталах. В Нанкине, например, были улицы красок, парчовая, медная, железная и т.п., в Пекине – улицы и переулки шелковых нитей, котлов, шапок, виноваренный, масличный, хлопковый, жестяной, ювелирный и т.д. Отдельные данные свидетельствуют и о росте ремесленного населения в городах. В Сучжоу, например, более половины населения в начале XVII в. было занято различными ремеслами. С середины XVI в. ремесленно-торговые кварталы образуются в «застойной» части крупных городов, т.е. в их предместьях. К рубежу XVI–XVII столетий число жителей этих предместий иногда стало превышать количество «внутристенных» обитателей. Характерно, что наибольшее количество торгово-промысловых поселений городского типа возникало вокруг городов, являвшихся крупными центрами сосредоточения ремесла и торговли (Сучжоу, Сунцзян, Цзядин, Цзясин и др.). Это служит косвенным показателем более тесного вовлечения в торгово-промышленную деятельность прилегавшей к таким центрам сельской округи.
Последнее подтверждается также сведениями о расширении посадок технических и сырьевых культур вокруг ремесленно-торговых городов. В XVI в. увеличиваются площади под масличными культурами, виноградом, хлопком, индиго, табаком, сахарным тростником, тутовником. К рубежу XVI–XVII вв. вокруг г. Цзядин было занято хлопком до 70% возделываемой земли, а в районе современного Шанхая – до 50%.
Отдельные города становятся главными центрами того или иного вида ремесла в масштабах всей страны. Среди известных в XVI в. 40 центров производства фарфора пальма первенства принадлежала Цзиндэчжэню, а в шелкоткачестве по-прежнему первенствовали Сучжоу и Ханчжоу, в изготовлении железных изделий вперед выдвинулся Фошаньчжэнь, в производстве бумаги – Шитанчжэнь, в красильном и лощильном деле – Сунцзян, Фэнцзин, Чжуцзунь и т.д.
По своему качеству и количеству изделия китайского шелкоткачества, хлопкоткачества, фарфорового дела и бумажного производства отвечали наивысшим мировым стандартам. На высоком уровне находились крашение тканей, художественные ремесла, обработка сельскохозяйственного сырья. Достаточно развиты были горнодобывающие промыслы, плавка и обработка металлов. Увеличивались масштабы ремесленного производства, совершенствовались техника и технология труда.
Наблюдается дальнейший прогресс в разделении труда, увеличении сортов и видов продукции какой-либо отрасли ремесла. Властями были зарегистрированы и соответственно различно оценивались 23 вида тканей, 7 видов кожи и шерсти, 14 видов бумаги, 25 видов фарфоровых изделий, 13 видов красителей, 28 видов различного сырья для ремесла, 36 видов продуктов моря и т.д. В XVI в. в казенных ткацких мастерских г. Нанкин работали мастера 32 различных специальностей, в Сучжоу в начале XVII в. – 16.
О мощности передовых отраслей китайского ремесла в описываемый период можно судить по следующим цифрам. Только в казенных мастерских на рубеже XVI–XVII вв. ежегодно выпускалось приблизительно 90 тыс. кусков, или отрезов, шелка длиной 40 чи (1 чи – 31,1 см) и шириной в 2,2 чи. Лишь по заказу двора в 1554 и 1597 гг. было соткано по 30 тыс. кусков шелка, а в 1606 г. ко двору поступило 24 600 кусков атласа для шитья одежд императору и императрице.
Казенное ремесло в Китае в XVI в. управлялось через столичное Ведомство работ и специальное дворцовое Ремесленное управление (Нэйфу цзяньцзюй). О его масштабах можно судить и по тому, что в начале XVI в. в четырех провинциях страны имелось 19 местных управлений, ведавших только казенным ткацким производством. Основную рабочую силу казенных мастерских составляли отбывавшие посменно трудовую повинность работники. Однако число таких обязанных нести трудовую повинность ремесленников к 60-м годам XVI в. составляло 142 тыс., что значительно меньше их количества, зарегистрированного в начале правления династии Мин (почти на 90 тыс.) и в XV в. (приблизительно на 150 тыс.). Это было связано с санкционированной властями в конце XV в. возможностью откупаться от отработок фиксируемой в серебре платой.
Процесс перехода ремесленников на выплату денежного налога вместо отработок привел к тому, что последние были отменены в 1562 г. Трудовую повинность заменил ежегодный налог в 4 цяня 5 фэней серебром (1 цянь – 3,73 г.). На выплату налога перешло тогда до 80% ремесленников, а к концу 60-х годов XVI в. – около 90%. Он был закреплен налоговой реформой 1581 г.
Однако это не привело к исчезновению казенного ремесла. На средства, поступавшие в счет налога, власти, ведавшие казенными мастерскими, нанимали мастеров и работников, причем зачастую насильно. Кроме того, оставалась такая категория ремесленников, как чжуцзо, которые были обязаны отрабатывать повинность на дому. К 1645 г. их насчитывалось более 15 тыс. человек, т.е. почти вдвое меньше, чем в начале XV в., но на 3 тыс. больше, чем в середине XVI в. Оставалось и небольшое число отрабатывавших повинность ремесленников, приписанных к военному сословию. Однако авторитарные порядки управления позволяли властям и после налоговой реформы сохранять практику принудительной эксплуатации ремесленников. Это осуществлялось с помощью издавна существовавших «принудительных закупок», когда казна по устанавливаемой ею заниженной цене скупала продукцию различных видов ремесла, и с помощью оплачиваемой, но фактически принудительной «вербовки» работников для выполнения поступавших сверху в приказной форме «заказов». Такие «заказы» уже с середины XVI в. зачастую превышали возможности казенных мастерских и перекладывались на частного ремесленника.
Однако, несмотря на перечисленные оговорки, замена трудовой повинности денежным взносом сыграла стимулирующую роль в развитии китайского ремесла, существенно сузив рамки мешавшей естественному прогрессу частного ремесленного производства казенной промышленности и значительно изменив ее характер. В этом отношении показательно, что в 1628 г. было сочтено рациональным закрыть казенное производство в основных центрах шелкоткачества – Сучжоу и Ханчжоу (и такое положение сохранялось до конца существования империи Мин).
Частное ремесленное производство в XVI – начале XVII в. переживает как чисто количественный рост, так и глубокие качественные изменения. Если во второй половине XV в. в Цзиндэчжэне было 50 частных печей для обжига фарфора, то к концу XVI в. – около 300 печей, на которых было занято 16 тыс. мастеров. В производстве бумаги работало от 50 до 60 тыс. человек, в г. Сучжоу, в его восточной части, «все занимались ткачеством».
Основной фигурой в частном ремесле оставался индивидуальный мастер, обладавший собственными средствами производства и работавший с помощью своих домочадцев или с привлечением учеников и помощников со стороны. Его хозяйство заносилось в государственные списки ремесленных дворов как податная единица. Помимо выполнения трудовых повинностей (а после 1562 г. денежных выплат вместо нее) ремесленник уплачивал ежегодный налог. Большинство городских ремесленников было охвачено цеховой организацией (хан, туань и т.п.), строившейся по профессионально-земляческому принципу и имевшей свои уставы, правила, сложившиеся отношения с властями.
В описываемое время, и особенно к концу XVI в., среди «ремесленных дворов» прослеживается заметная дифференциация. Более состоятельные прибегают к привлечению наемных работников, расширяют производство. Наряду с мелкой мастерской-лавкой чаще, чем раньше, появляются такие, где было 20 и более станков. Хозяевами таких крупных мастерских выступали как разбогатевшие ремесленники, так зачастую и чиновники, обычно связанные с надзором за данным произведет- вом, и обладавшие значительными средствами торговцы. В горнодобывающем деле появляются компании, основанные на паевых началах. Здесь, а также в ткачестве, изготовлении фарфора, бумаги, красильном и лощильном деле, сахароварении начинает широко применяться наемный труд. Если в начале XVI в. в Сучжоу зафиксированы случаи единовременного найма до 100 работников, то к рубежу XVI–XVII вв. – до нескольких тысяч. Один из хозяев железорудных копей, Чжан Шоуцин, имел около трех тысяч наемных работников. В начале XVII в. в Цзиндэчжэне насчитывалось несколько десятков тысяч наемников. В экономически развитых районах центрально-южного Китая, прежде всего в ткачестве, появляется организация труда типа рассеянной мануфактуры с раздачей сырья отдельным работникам и получением от них в определенные сроки продукции за установленную плату.
Сравнительно крупные мастерские (как частные, так и казенные), где применялись разделение труда, наем работников и денежная оплата приближались по характеру к простейшим формам мануфактуры.
Все отмеченные явления в сочетании с некоторыми признаками усиления товаризации сельскохозяйственной продукции позволили китайским исследователям поставить вопрос о зарождении в конце XVI – начале XVII в. в Китае зачатков капиталистического способа производства. Однако, нисколько не принижая значимость этих явлений, а также отмечая несомненный прогресс китайского ремесла в отмеченный период, необходимо сказать о следующем. Прогрессивные изменения наблюдались отнюдь не повсеместно, а лишь в наиболее экономически развитых районах страны. Сведения о больших мастерских отрывочны. Их описания носят печать исключительности, необычности подобного явления. Поэтому многие другие исследователи склонны говорить лишь о тенденции к развитию мануфактуры или же о мануфактуре феодального типа. Превращению их в капиталистическую мануфактуру препятствовали недостаток капиталов, отсутствие развитого права собственности, высокие налоги, весь авторитарный порядок управления, не гарантировавший от произвола властей. Натуральное хозяйство в земледелии и ориентация ремесла на создание потребительских, а не меновых стоимостей оставались в целом абсолютно преобладающими. Процесс разорения крестьян вел к расширению арендаторства, а не к возникновению сколько-нибудь широкого рынка труда.
К тому же, несмотря на определенные сдвиги, ремесленная техника в целом оставалась на уровне ручного труда. Производство станков было по-прежнему ручным и не выделилось в особую отрасль производства. В рамках одного и того же производства передовые технологические приемы сочетались с самыми примитивными. Уровень мастерства китайского ремесленника превышал уровень техники. Наемный труд не до конца избавился от сопровождавшей наем внеэкономической зависимости. Поэтому его сравнительно широкое применение не вело к коренным преобразованиям в характере производства.
Во внутренней торговле развивались тенденции, наметившиеся еще в XV в. По отдельным, хотя и не систематическим данным можно судить о нарастании ее общего объема. Между 1506 и 1521 гг. сумма налоговых поступлений, собиравшихся с товаров при провозе их в Пекин через крепостные ворота, возросла в 6 раз в ассигнациях и в 2 раза в звонкой монете. В середине XVI в. в город ежегодно поступало на продажу около 1200 тыс. кусков различных тканей, 6 тыс. тюков хлопка, 500 вьюков шелка-сырца и 20 тыс. цзиней (1 цзинь – 596,82 г) северного шелка-сырца, 10 тыс. чжанов (1 чжан – 3 м 11 см) кожи, 30 500 ши риса, 200 подвод с мясом, 200 тыс. ящиков чая, 500 тыс. свиней, 300 тыс. баранов, 500 цзиней яшмы (или нефрита). В Шэнцзэчжэне в конце XVI – начале XVII в. «сотни и тысячи контор» (яхан) закупали и продавали шелка. Интенсивность торговли производила сильное впечатление на европейцев, посещавших китайские города в XVI в. (Г.Перейра, Г. де Круз и др.).
В крупных городах действовали специализированные рынки, или торговые ряды: в Пекине – гончарный, угольный, рисовый и сенный, в Нанкине – съестной, медно-железный, кожевенный, деревянные, бамбуковые, барабанные ряды, ряд луков и стрел. В других городах находились шелковые, хлопковые, фарфоровые, сахарные, железные и прочие рынки. Усилилось движение встречных потоков сырья и продукции между различными районами страны. На север шли шелка и хлопчатные ткани, на юг – хлопок-сырец. Пекин в XVI в. превращается в крупнейший торговый центр, тесными узами связанный с торгово-промышленными центрально-южными районами. В связи с этим вновь возрастает роль Великого Канала как торговой артерии. На одно из ведущих мест в области торговли выдвигается стоявший на нем город Линьцин.
В конце XVI – начале XVII в. значительное число сельских ремесленников привозило свои товары на городские рынки. Вместе с тем продукция городского ремесла через разъезжавших по стране купцов и бродячих торговцев проникала в самые глухие и отдаленные районы. Приезжий купец становится обыденной и повсеместной фигурой в обществе. Купеческий капитал в отдельных случаях участвовал в скупке сырья, раздаче его ремесленникам, получении от них готовой продукции и перепродаже ее. Некоторые цеховые объединения типа хан и бан стали приобретать чисто торговый характер, т.е. превращались в своеобразные гильдии. В торговых операциях участвовали (иногда непосредственно, иногда тайно) обладавшие богатствами знать и чиновничество.
В XVI в. получают развитие посредническая торговля и комиссионерская деятельность. Именно этим занималось большинство торгово-посреднических контор (яхан, ядянь, якуай). Как отмечалось, в одном лишь Шэнцзэчжэне их были «сотни и тысячи», хотя это, несомненно, и известная гипербола. Деятельность многих из них охватывала и сельские районы.
Однако в целом отмеченные процессы на внутреннем рынке не привели к радикальному изменению ситуации. Наметившееся отделение торговли от ремесла не завершилось. Здесь сказывались и тормозящее воздействие казенного ремесла и казенной торговли, упоминавшихся выше принудительных закупок властями товаров по заниженным ценам и сохранение монополии казны на реализацию соли, железа, чая, уксуса, вина и других товаров (хотя со второй половины XVI в. торговля ими все чаще отдавалась на откуп частным купцам). Власти стремились сохранять мелочный надзор за торговой деятельностью: устанавливали правила, время и место торговли, ограничивали ассортимент, фиксировали цены и т.п. Товары по-прежнему облагались налогами и таможенными сборами при перевозках. К концу XVI в. число таможен возросло, налоговое бремя усилилось. С 1596 г. двор стал рассылать по стране особых уполномоченных для сбора на местах торговых налогов (цзянь). Всеми способами выколачивая налоги, они вводили дополнительные поборы, чинили произвол. Не изменился и традиционный подход императорского правительства к торговле как к «низкому», «второстепенному» занятию. Попытки реформаторов в конце XVI – начале XVII в. несколько ослабить давление властей на торгово-промысловую деятельность успеха не имели. В результате развивавшаяся торговля была вынуждена приспосабливаться к феодальным порядкам и могла лишь ограниченно способствовать появлению новых форм производства.
К началу XVI в. происходят заметные изменения во внешней морской торговле Китая. К тому времени правительство почти отказалось от попыток свести все контакты по морю к обмену посольскими миссиями. Управления торговых кораблей (Шибосы), находившиеся в крупных портах и призванные контролировать все заморские сношения, к означенному моменту уступили часть своих полномочий местным властям, получавшим от торговли с иноземцами значительные доходы. В 1514 г. гуандунские власти добились разрешения для иноземных кораблей в любое время прибывать к южнокитайским берегам. Еще в конце XV в. был ослаблен так называемый «морской запрет» на выход частных китайских судов в море. При наличии специального разрешения и соблюдении установленных правил такой выход стал возможен.
В 1507–1509 гг. в центральную казну отправлялись лишь наиболее редкие и ценные заморские товары, остальные же пускались местными властями в свободную продажу. «Иноземные товары продавались очень дешево, и много бедных людей разбогатело, пользуясь распоряжением о возможности их закупки», – отмечается в источниках. Одновременно росло число частных торговых посредников, участвовавших в сбыте доставлявшихся к берегам Китая товаров. Благодаря им от половины до 70% товаров попадало в руки местных богатых и знатных домов, связанных с торговлей, до официальной регистрации прибывшего корабля. Лишь после этого о нем докладывали властям, которые описывали товары и взимали налоги, а оставшееся пускали в продажу по казенным каналам.
Однако усиливавшееся у побережья пиратство, где наряду с китайцами действовали вооруженные отряды из южной Японии, а также силовые действия появившихся к описываемому времени португальцев спровоцировали в начале 20-х годов XVI в. новую попытку китайского правительства полностью прекратить все неконтролируемые (а в отдельные годы и всякие вообще) сношения с заморскими странами. Естественно, это не могло остановить внешнюю морскую торговлю, а лишь переводи- ло ее на нелегальное положение, толкало к использованию контрабандных способов и обостряло ситуацию в прибрежных районах, вызывая недовольство местных жителей и властей.
Апогей запретительных мер связан с деятельностью начальника морской обороны Чжу Ваня в 1547–1549 гг. Однако под натиском противников запретов Чжу Вань был отозван и казнен. После этого морская торговля вновь оживилась по всему юго-восточному побережью. Наконец, в 1567 г. были отменены всякие запреты на сношения со всеми заморскими кораблями (кроме японских). Соответственно ослабел и «морской запрет» для китайских мореплавателей. В результате к концу XVI в. частная торговля китайских купцов охватывала практически все крупные порты стран Южных морей, а количество китайских колонистов, поселявшихся там на длительное время или на всю жизнь, значительно выросло по сравнению с началом XV в. В Сиам (Таиланд) и Сингапур ежегодно приходило более сотни китайских торговых кораблей. На Филиппинах только в 1583 г. их побывало около 200.
В Китай ввозились различные породы поделочной и ценной древесины, благовония и ароматические средства, лекарства, металлы и руды (железо в брусках, медный купорос, олово, ртуть), сера, красители, хлопок-сырец, горючие материалы, продукты питания тропических стран (бананы, кокосовые орехи, таро, бетель, перец, гвоздика и т.д.), драгоценности (золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, кораллы, слоновая кость), а также крокодиловая кожа, оперение редких птиц, панцирь черепах и т.п. Из Китая в заморские края шли шелковые и прочие ткани, фарфор, изделия из бронзы и железа, продукция художественных ремесел, ювелирные изделия, бумага, пищевые продукты (в том числе зерно).
Однако и после 1567 г. китайское правительство пыталось сохранить определенный контроль за морской торговлей. Все выходившие в море корабли должны были иметь письменное разрешение (инь пяо), за которое надо было заплатить. В зависимости от размеров корабля взимался налог. Кроме того, по возвращении корабля с доставленного товара также выплачивались налоги. Ежегодные поступления от обложения морской торговли в 70-х годах XVI в. только в районе Чжанчжоу составляли 29 тыс. лян серебром, а в районе Макао – от 22 до 26 тыс. лян. Правительство по-прежнему остерегалось тех, кто покидал пределы страны, и не поддерживало никаких официальных связей с обосновавшимися в странах Южных морей китайскими колонистами и отказывалось, как отмечалось выше, защищать их.
На северо-западных границах империи по-прежнему велась торговля с кочевыми и оседлыми народами, основу которой составлял обмен китайского чая на лошадей. Сохраняя монополию на чай, государство пыталось направить эту торговлю через Казенные каналы, осуществляя обмен через специальные управления – чамасы и придавая ему форму доставки иноземцами «дани». Однако наряду с этим выдавались лицензии на торговлю чаем и частным купцам. Частная торговля с иностранцами, обмен чая на лошадей, шерсть, войлок и другие товары, оказывалась выгодной обеим сторонам и подрывала казенную. Не раз предпринимавшиеся в XVI в. попытки ограничения и запрещения частной торговли не могли ее остановить.
Некоторые изменения произошли в XVI – начале XVII в. и в денежном хозяйстве страны. Хождение ассигнаций законодательно не отменялось. Но, обесценившись к середине XV в., они к описываемому времени почти не участвовали в практическом обращении, уступив свое место медной (бронзовой) монете и серебру, ходившему в весовых, часто маркированных слитках. Тем не менее вплоть до 20-х годов XVII в. казна продолжала выплачивать часть жалованья чиновникам и солдатам в ассигнациях, обесценившихся к тому времени до предела.
Вытеснение из обращения ассигнаций потребовало возобновления отливки медной монеты (которая не отливалась после 1433 г.). Первая партия новой монеты была отлита в 1503 г., а затем, после 1527 г., ее отливка стала массовой и регулярной. Каждый медный вэнь весил около 1 цяня 3 фэней (примерно 4,8 г). Как и прежде, он имел квадратное отверстие посередине, плоский ободок по краям и датировку по девизу годов правления императора. На рубеже XVI–XVII вв. вновь (как и в XIV в.) появляются монеты разных номиналов. С 20-х годов XVII в. ходили монеты самого разного размера, веса и достоинства.
Все большее утверждение серебра в качестве одной из основ денежного обращения является характерной чертой экономической истории Китая в XVI–XVII вв. Этот процесс шел параллельно с обесцениванием и вытеснением ассигнаций. Закреплению серебра в обращении способствовали ослабление в середине XV в. запрета на использование в торговле драгоценных металлов и переход к исчислению части налога в серебре. Реформы 1562 г., касавшиеся трудовой повинности, и 1581 г., о введении всеобщего обложения, окончательно утвердили серебро в качестве мерила в налогообложении. Это способствовало и укреплению денежных функций серебра в целом. Именно с 60-х годов XVI в. в стране начинает ощущаться нехватка этого металла. Увеличивается его ввоз из зарубежных стран, в частности в виде монет, чеканившихся в испанских владениях в Латинской Америке. Ввоз их в конце XVI в., осуществлявшийся через захваченные испанцами Филиппины, достигал в отдельные годы нескольких сотен тысяч штук. По количеству накопленного серебра стали исчисляться состояния знати и купцов (последние делились по этому признаку на три разряда: имевшие свыше 100 тыс. лян, свыше 10 тыс. и лишь несколько тысяч или сотен лян). В то же время весовое серебро проникало и в розничную торговлю и обыденные расчеты. Золото же (также употреблявшееся в слитках) оставалось по преимуществу средством накопления и мало участвовало в обороте (его обменный стандарт на серебро в начале XVI в. составлял приблизительно 1:7, а к середине XVII в. – 1:13).
Несмотря на широкое распространение серебра как средства платежа и использование иностранной монеты, императорское правительство не перешло к отливке или чеканке монеты из драгоценных металлов, оставляя основной денежной единицей медный вэнь. Платежеспособность медной монеты и серебра по-прежнему во многом зависела от цены на зерно. Последняя же имела общую тенденцию к повышению.
В социальных отношениях в Китае к концу XVI – началу XVII в. можно проследить некоторые изменения: укрепляется положение городской верхушки, еще более возрастает социальный престиж богатства, окончательно оформляется цеховая структура ремесла, уходят в прошлое некоторые формы кабальных отношений старого типа, ослабевает личная зависимость наемных работников в ремесле и арендаторов в деревне, появляются новые формы социального протеста. Но эти сдвиги происходили в рамках прежней, официально закрепленной властями схемы сословного деления, несшей отпечаток многовековой традиции. Заметного разрушения феодальной по сути социальной структуры не произошло.
Господствующий класс империи Мин состоял из нескольких неравнозначных по своему положению прослоек. Верхнюю страту привилегированного сословия составляла аристократия. Она состояла из императорских родичей, рассредоточенных по различным удельным дворам, и «заслуженных сановников», обладавших наследственными титулами знатности. Если последние были сравнительно малочисленны, то удельная аристократия, как уже упоминалось, быстро разрасталась. В начале XVI в. она насчитывала около трех тысяч человек, а к концу династии – предположительно 150–160 тысяч. Положение их было не одинаково и определялось строгой иерархией в зависимости от степени родства по отношению к императору. Все кланы императорских родичей жили за счет выплат из казны и эксплуатации легально или нелегально приобретенных земельных угодий. В начале XVI в. было лишь 20,4 тыс. гражданских чиновников и около 10 тыс. военных, т.е. удельная аристократия, даже если учесть, что бюрократический аппарат тоже разрастался, примерно к началу 80-х годов должна была сравняться с ним по численности, а затем намного превзойти его. Этот момент очень важен, ибо свидетельствует об известной аристократизации социальной пирамиды к концу периода Мин.
Практически положение аристократов занимали также сановники из высшей столичной администрации и придворные фавориты-евнухи.
Реальное влияние и могущество представителей аристократической верхушки выходили за рамки юридически закрепленных правил. Через своих подчиненных они чинили расправы над личностью и имуществом простолюдинов разного положения и состояния: сгоняли для выполнения не санкционированных правительством работ, принуждали отдавать землю, выгоняли с насиженных мест, отбирали жен и дочерей, забивали насмерть батогами. Санкции против них предпринимались, как правило, лишь тогда, когда такого рода действия переходили всякие границы. Например, Лян Чу, сын одного из членов Дворцового Секретариата, истребил около двухсот человек, чтобы завладеть их землями.
Чиновничество, как и прежде, сохраняло высокое положение в обществе, сочетавшееся с непременным материальным достатком. Оно также было привилегированным слоем господствующего класса, хотя и не относилось к аристократии. Помимо жалованья чиновники (или их семейные кланы) обладали земельными владениями и часто занимались (сами или через посредников) торгово-промысловой деятельностью. Многие имели и нелегальные доходы. Пополнение их рядов осуществлялось через систему государственных экзаменов. При этом наблюдается некоторое ослабление влияния наследственности при получении чинов, сокращение длительности существования своеобразных чиновных династий. Однако это отнюдь не значило, что свободный доступ в чиновную касту выходцев из социальных низов расширился. Большая сменяемость административных кадров обеспечивалась за счет расширения на местах круга представителей местной элиты, имевших реальную возможнос