Тоётоми Хидэёси. (1582-1598)

Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси, родившийся в 1536 г. в состоятельной крестьянской семье в деревне Накамура и выдвинувшийся на службе у Ода.

Фамилия «Тоётоми» была принята им лишь в конце жизни, а обнаруженные недавно документы свидетельствуют, что он стремился присвоить себе фамилию Фудзивара. Настоящее же его имя не Хидэёси, а Хиёси. В восьмилетнем возрасте он лишился отца, а отчим отдал пасынка в буддийский монастырь. Нрав у Хиёси был озорным, он досаждал монахам, и они пытались вернуть его домой, но когда Хиёси узнал об этом, он пригрозил, что сожжет монастырь. Однако его все же вернули к отчиму, который отдал его в обучение сначала горшечнику, затем плотнику, а потом кузнецу. Хиёси всюду быстро осваивал ремесла, но они ему скоро надоедали. Наконец, он вступил в шайку разбойников и пробыл с ними несколько лет.

Однажды он встретил монаха, который шел собирать подаяние на храм, и отправился вместе с ним в странствия. Монах устроил Хиёси слугой у феодала Мацусита, где тот прослужил пять лет. Мацусита решил сделать Хиёси воином и поручил ему купить себе воинское снаряжение. Хиёси бежал, присвоив деньги, купил оружие и под вымышленным именем поступил на службу к Ода Нобунага, где проявил себя как расторопный слуга и способный организатор.

Ода в то время был занят ремонтом замка, но работа затянулась, и тогда он поручил организацию ремонтных работ Хиёси, который разбил рабочих на десятки, поставив во главе каждой ответственное лицо, и через два дня ремонт был закончен. Однажды во время смотра войск Ода рассердился на одного из своих командиров, сказав, что даже Хиёси мог бы лучше командовать, и назначил на место смещенного самурая своего слугу. И действительно, Хиёси командовал лучше, проявив недюжинные способности. Ода стал прислушиваться к советам Хиёси и в 1566 г. поручил ему построить укрепления вдоль пограничной реки Суномата, которая отделяла владения Сайто от земель Ода.

Хиёси, собрав местных разбойников, построил укрепления, отразил атаки Сайто и сам перешел в наступление. Сайто потерпел поражение. Ода наградил победителя частью владений Сайто, присвоил ему штандарт и в знак особого расположения даровал Хиёси второй иероглиф имени своего умершего отца Нобухидэ. С тех пор иероглиф хидэ стал первым в новом имени Хиёси – Хидэёси. Хидэёси настолько почувствовал прочность своего положения, что, приютив у себя главаря разбойников, ослушался приказа Ода о его выдаче и даже помог ему бежать, что подняло авторитет Хидэёси у деклассированных самураев (ронинов), которые все охотнее шли к нему на службу. Отныне Ода поручал Хидэёси в походах возглавлять авангард, и тот всегда справлялся с заданиями.

Спустя два года после смерти Ода Хидэёси отдает свою сестру в жену Токугава Иэясу и договаривается о разграничении сфер влияния. Однако Хидэёси нарушил это соглашение и установил контроль над всем о. Кюсю, а также совершил карательную экспедицию на северо-восток, чем и завершил объединение страны.

Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятим Ода. Он:

· осуществил обмер завоеванных земель и отнес их к «прямо контролируемым владениям», т.е. к землям государственным.

· провел перепись населения в масштабах всей страны и прикрепил зажиточных и средних крестьян к земле (безземельные крестьяне находились вне переписи, им разрешалось передвижение). Перепись отразила упразднение вотчин, существование сельской общины и наличие развитых вассальных отношений. Вводился также очень высокий натуральный налог – 2/3 - князю, 1/3 – крестьянину.

· укрепил общественный порядок, издав в 1588 г. указ об «Охоте за мечами», согласно которому крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие. Один из пунктов указа гласил: «Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки для сооружения великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире они пошли крестьянам на пользу».

· указом 1591 г. официально закрепил сословные различия, запрещая переход из одного сословия в другое. Устанавливается трёхсословное социальное деление: - самураи (си), крестьяне (но), горожане, т.е. купцы и ремесленники (симин). Крестьяне теперь не могли стать воинами и наоборот. Утверждалась система господства военного сословия.

· запретил миссионерскую деятельность. В 1587 г. издал первый антихристианский указ, однако это «закрытие» страны было неполным, поскольку Хидэёси рассчитывал с помощью европейцев получить оружие и суда для своих внешнеполитических авантюр. (В течение 20 дней все европейцы, кроме португальцев, должны были покинуть Японию).

Самым главным действием считал расширение внешних границ, в частности, захват Кореи. Еще в 1583 г. направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. В 1591 г. требования выросли – корейский ван должен был стать вассалом Японии, что отклонялось корейскими властями. В 1592-98 гг. шла систематическая война между Японией и Кореей. Эта кампания окончилась неудачно для Японии и ослабила юго-западных феодалов и крупных торговцев, связанных с внешним рынком.

В 1598 г. Хидэёси умер, оставив 5-летнего сына Хидэёри. Предвидя посягательства на власть, Хидэёси в 1598 г. создал высший орган управления из пяти главных министров, которые должны были править до совершеннолетия Хидэёри. В число этих министров входил и Токугава Иэясу. Сразу же после смерти Хидэёси началась борьба за власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: