Система обеспечения безопасности в РФ

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

115.Разграничение полномочий органов государственной власти в системе обеспечения безопасности. Верховный Совет Российской Федерации:
определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;
осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации;
определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;
ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

116.Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

прокуратуры субъектов РФ;

районные, городские прокуратуры;

специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

117.Органы внутренних дел в системе обеспечения безопасности в РФ.

Конституционно-правовой статус МВД России.

ОВД-государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главнойзадачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба спреступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основесоциально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях ПрезидентаРФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и другихнормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной властисубъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба спротивоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, атакже интересы предприятий, учреждений и организаций:

организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечениенеобходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующихобщественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определеннойзаконом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам:обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ.главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектовРФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органывнутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимныхобъектах). Кроме того, в структуру МВД

входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управленияматериально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления,академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения ииные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач,возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения правчеловека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественнымиобъединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массоваяработа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими,типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальнымизаконодательными и иными нормативными актами.

Бурдин К.И.

118.Федеральная миграционная служба РФ: конституционно-правовой статус. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительныефункции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Деятельность ФМС России направлена на обеспечение возможности реализации различными целевыми группами своих прави исполнения ими своих обязанностей.
Целевые группы ФМС России формируют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
В наиболее общем виде целевой группойФМС России являются любые лица, пребывающие на территории Российской Федерации, и, потенциально, любые лица, пребывающие за ее пределами. Так, деятельность ФМС России и информация о ней позволяет любомулицу предполагать способ поведения окружающих (например, в результате контрольных мероприятий, проводимых ФМС России, каждый желающий может формировать рациональные ожидания об уровне преступности иливероятности возникновения очага инфекционных заболеваний в местах массового проживания мигрантов).
В соответствии со своими полномочиями ФМС России ведет регистрационный учет граждан Российской Федерации иобеспечивает выдачу (замену) документов, в том числе внутреннего паспорта, паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (далее – заграничныйпаспорт), а также других документов, подтверждающих наличие статуса у гражданина Российской Федерации (например, статус вынужденного переселенца). Основным из направлений деятельности ФМС России являетсяобеспечение российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения (ПВДНП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: