Республика и ее разновидности

Республика - форма гос. правления, при которой все высшие органы гос. власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую Р. и Р. смешанного типа (полупрезидентскую). Юридически отличительными чертами президентской Р. (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. В правительстве, как пр., отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских Р. встречаются наличие поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять отдельных министров. Парламентская Р. (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как пр., только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последнее теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. В Р. смешанного типа (Франция, Финляндия, Румыния) элементы президентской Р. сочетаются с элементами парламентской Р. Президент (глава государства) избирается, как пр., на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет лишь общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. По ряду формально-юридических признаков к Р. смешанного типа можно отнести и РФ.

16. Государственные режимы: понятие и виды

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств, однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

17. Выборы: понятие, социальная функция и виды

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

1. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама). В выборах президента юридически принимают участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.

2.Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США).При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента.

3. Во многих парламентарных республиках президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности. 1. Президент избирается парламентом. 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов МСУ или в федеративных государствах — представителей субъектов федерации.

Различают два основных вида мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания лица требуется абсолютное большинство поданных по округу голосов (50 % +1). Мажоритарная избирательная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство. При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту.

18. Референдум: значение, основания и порядок проведения

Референдум (от латинского — «должное быть сообщенным») — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).

Плебисцит — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Выборы президента, особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом (Пакистан).

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей, а в условиях авторитарных режимов — в обстановке насилия и угроз. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.

19. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, органов МСУ, должностными лицами (получающими свой пост в результате выборов).

ИП ЗС – это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан; основной институт КПЗС, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок участия в выборах и способ формирования органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также не действительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

ИП: активное (личное и непосредственное участие в выборах или референдуме) и пассивное (участие в выборах в качестве кандидата и право быть избранным).

Основные принципы: всеобщность, равенство, прямое и тайное голосование. Обычно декларируются в КЗС.

Всеобщность – избирательный корпус, обладающий правом голоса (не лишенных его по тем или иным причинам). Цензовые ограничения (возраст, ценз грамотности, имущественный ценз (практически не применяется), ценз оседлости, моральный ценз, отстранение от участия в выборах женщин, военнослужащих, служителей церкви. Равенство – один избиратель, один голос Прямые (наиболее распространенное и демократичное – непосредственно за кандидата) или косвенные (обычно двухступенчатые: избиратели – выборщики (специальные органы) – голосование за кандидатов; выборы президента в США (51 избирательная компания)). Неявка избирателей – абсентеизм, вызвана безразличием и политической апатией, отсутствием веры в возможные результаты выборов. Введение в законодательном порядке обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны).

20. Понятие избирательной системы. Избирательные системы в зарубежных странах

Избирательная система - совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.

Мажоритарная предполагает следующее подведение итогов – для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного ИО или страны в целом. В одномандатных округах: голосование за конкретного кандидата, как правило, представителя определенной партии. Многомандатные округа: партия выставляет партийный список, избиратель голосует за партийные списки в целом, партия победившая забирает все мандаты по данному округу. Мажоритарная система не может адекватно отразить реальную расстановку политических сил на выборах. Абсолютное (50% + 1 голос; малоэффективна, часто требуются повторные выборы) и относительное (США, Великобритания, Канада, Индия – победителю необходимо получить больше голосов, чем у других кандидатов, а на сколько больше – неважно; хорошо работает когда баллотируются 2 кандидата, если 1 – объявляется победителем без выборов) большинство. Редко встречается мажоритарная система квалифицированного большинства.

Пропорциональная ИС – избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ – полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей – страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС – система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.). Панаширование – голосование за кандидатов из разных списков (Швейцария), сильно искажает пропорциональную систему, используется людьми безразличных к политике и ориентирующихся на личные качества кандидатов.

21. Избирательный процесс

Организация выборов в определенной степени зависит от того, какой вид выборов проводится в стране:

а) очередные – проводятся в специально установленные сроки или по истечению полномочий выборного органа или должностного лица (США – 1 вторник после 1 понедельника ноября високосного года (выборы Президента), специальная директива Правительства или акт главы государства о назначении выборов).

б) Внеочередные (досрочные) или частичные (дополнительные) выборы в обязательном порядке требуют назначения даты выборов главой государства и актом правительства. Досрочные выборы в парламент, как правило, следуют за правительственным кризисом. В законодательный орган или орган МСУ – в случае его досрочного роспуска. Частичные выборы в случае появления вакансий в депутатском корпусе.

Стадии избирательного процесса:

1) Избирательная кампания – комплекс мер, осуществляемых государственными органами и политическими партиями и регулируемых специальным законодательством. Ее правовое оформление находит свое отражение в актах различных государственных органов. Начинается со дня установления или объявления даты голосования и продолжается в течении установленного законом срока.

Состоит:

а) предвыборная агитация за выдвинутых кандидатов или в целом за политические партии

б) финансовые расходы (верхний предел финансовых расходов устанавливается в большинстве стран);

в) территория страны делится на избирательные округа, а те в свою очередь на избирательные участки (одномандатные – избирается один кандидат) и многомандатные - избирается сразу несколько кандидатов);

г) организация специального органа контролирующего ход проведения избирательной кампании и выполнения требований К и З – центральные избирательные органы

д) МИК (местные) осуществляют регистрацию и составление списков избирателей (в большинстве стран граждане сами должны заботиться о включении их в списки для голосования);

е) институт «официальных наблюдателей» и существование в ряде стран специальных судов по избирательным делам;

ж) выдвижение кандидатов на выборные должности

з) голосование (процедура тайного голосования), система официальных (уполномоченным государственным органом по установленному образцу) и неофициальных (отпечатанные самими партиями, с использованием символики и цвета, в отдельных странах (облегчают ориентирование избирателей, особенно неграмотных)) бюллетеней для голосования. Ряд государств допускает голосование по почте или дома (Швеция), в качестве представителя за больных и неграмотных.

2) Определение результатов голосования.

22. Парламент в зарубежных странах: понятие, социальная функция и полномочия

Парламент - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. "П." как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием - Парламентом Российской Федерации, в Литве и Латвии - сеймом и т.д..

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

Парламент избирает, назначает, образует другие органы государственной власти, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Можно выделить ряд других не мене важных компетенций парламента:

- финансовая –это утверждение росписи доходов и расходов государства (государственный бюджет), а также установление налогов;

- ратификация и денонсация международных договоров;

- назначение референдумов;

- контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц, следственные полномочия, контроль парламента может иметь политический характер (например выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий);

- полномочия в области обороны и безопасности, к ним в первую очередь относится, прежде всего, право объявлять войну и чрезвычайное положение.

23. Парламент в зарубежных странах: однопалатные и двухпалатные системы, организация палат. Роспуск парламента

Двухпалатная система - система организации законодательной власти, при которой законодат. собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных).

Д.с. существует в настоящее время как в федеративных, так и в унитарных государствах. В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется частично по наследственному признаку (Великобритания), либо члены их назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям (в России, США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как пр., более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать к.-л. влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.

Однопалатная система (монокамерализм) - структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, исключающая их деление на палаты (см. Двухпалатная система). Такие парламенты называют также "однопалатными". В настоящее время большинство парламентов мира (около 60%) строятся по О.с. О.с. характерна для парламентов унитарных государств (исключение: федеративные Танзания, ОАЭ). В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от О.с. к двухпалатной (Румыния, Польша, Чехия, Хорватия) и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).

24. Законодательный процесс

Под законодательным процессом – понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов вплоть до их принятия и вступления в силу. Законотворчество - более широкое понятие, т.к. охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно создание закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку.

Законодательный процесс в ЗС состоит из следующих стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях, принятие и утверждение закона, его опубликование.

1) Законодательная инициатива. Законопроект должен вносится определенными лицами или органами, по установленным правилам. Различают следующие виды законодательной инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов внесенных одним из депутатов («билли администрации в США). Парламентская инициатива признается во всех государствах (различия – индивидуальные или групповые; законопроект или депутатские предложения). Народная инициатива заключается в предоставлении такого права определенному числу избирателей, предусмотрена не во всех КЗС и используется редко (Швейцария – 50 тыс., Австрия – 100 тыс.). Специальная инициатива – это право вносить законопроекты предоставленное отдельным органам (Швейцария – кантональные органы, Италия – областные советы и Национальный экономический совет).

2) Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях. Называется чтениями. 1 чтение – принятие к рассмотрению и оглашение названия (может быть отклонен). 2 чтение – предварительное рассмотрение, обсуждение принципиальных положений, вопрос о необходимости направления в комиссии. Изменения, дополнения или отклонение законопроекта. 3 чтение – постатейное обсуждение законопроекта.

3) Принятие законопроекта палатой. После 3 чтения при наличие кворума проводится голосование (в некоторых странах 3 чтение считается принятием законопроекта палатой). За простой законопроект должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, а за конституционный – квалифицированное большинство.(Финляндия – требование квалифицированного большинства на все финансовые законопроекты).

4) Утверждение и опубликование закона. Принятый парламентом законопроект направляется на подпись главе государства. В парламентских монархиях и республиках главы государств имеют право вето, но на практике им почти не пользуются (резервное оружие исполнительной власти). Право вето бывает абсолютным (неподписанный НПА считается не принятым) или относительным (неподписанный НПА возвращается в парламент и может быть повторно принят – квалифицированное большинство, абсолютное большинство, большинство от всего парламента). Опубликование закона в официальном издании – промульгирование. Срок вступления от 1 до 28 дней в разных странах, или иной в силу закона.

25. Статус парламентария


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: