Гос. доходы: понятие, виды. Резервы роста гос. доходов в РФ

Гос. доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития. Гос. доходы объединены в определенную систему. Основными видами доходов бюджетов являются: - налоговые доходы (к ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы); - неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и др). Источником гос. доходов является национальный доход. Гос. доходы - это часть национального дохода страны, получаемая в процессе его распределения/перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально – экономических, политических планов, а обеспечению оборонной безопасности страны, а также необходимой для финансирования государственных органов. Виды гос. доходов: 1. Доходы бюджетов. 2. Доходы отдельных государственных и муниципальных предприятий. 3. Доходы внебюджетных фондов. 4. Доходы отраслевых/межотраслевых фондов.
В зависимости от формы собственности: доходы от государственного сектора; платежи от организаций; поступления от населения.
По форме изъятия: 1. Добровольные платежи (таможенные пошлины). 2. Обязательные платежи (налоги). На изменение гос. доходов оказывает влияние: рост ВВП, изменение объёмов импорта, увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей; изменение экспортных цен на природный газ; изменения цены на нефть; снижения курса рубля. Гос. доходы возможно увеличить с помощью следующих мер:уменьшение существующей недоимки по налогам, повышение уровня собираемости налоговых, таможенных платежей; ужесточение контроля за сбором акцизов на ликероводочные изделия; стимулирование роста заработной платы в качестве основного источника доходов населения, внутреннего платежеспособного спроса и доходного источника региональных бюджетов; создание экономического механизма стимулирования роста собственных доходов регионов; увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет налоговых доходов и повышения эффективности использования государственной собственности (дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходам от сдачи в аренду, прибыли центрального банка).


12. Гос. расходы, их виды. формы. Направления повышения эффективности гос. расходов в РФ.

Гос. расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.
В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие виды гос. расходов: 1) бюджетное финансирование; 2)финансирование за счет государственных внебюджетных фондов; 3) расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах; 4) бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и на определенных условиях; 5) страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию; 6) выплаты по гос. долгу, как по внутреннему, так и по внешнему; 7) адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств; 8) расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.
Содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.
Гос. расходы осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их в соответствующий финансовый акт: бюджет, смету или баланс.

Принципы гос. расходов: 1. Планированности - расходы должны планироваться на основе Государственных и муниципальных программ (планов). 2. Соответствие планируемых расходов объёма государственных и муниципальных доходов. 3. Целевого направления средств, предусматривающего помимо указанных общей суммы средств выделяемых получателем определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы. 4. Соответствия финансовых расходов, охраняемых законными правами и интересами граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных организаций (принцип законности). 5. Соответствия финансовых расходов требованиям экологических и др. установленных норм законодательства РФ. 6.Безвозвратности/безвозмездности выделения средств. 7. Контроля за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области. Основными направлениями повышения эффективности гос. расходов являются: сокращение межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам (Пенсионный фонд), направляемых на обеспечение сбалансированности их бюджетов; сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг; оптимизация всех действующих расходных обязательств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: