Бюджет доходов и расходов

(прогноз отчета о прибылях и убытках)

Бюджет доходов и расходов (БДиР), или прибылей и убыт­ковэто план финансовых результатов.

Назначение данного бюджета — показать соотношение всех доходов от реализации по фактически отгруженной потреби­телям продукции или оказанным услугам в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие, связанными с получением доходов и с выде­лением наиболее важных статей расходов.

Кроме того, прогнозный отчет о прибылях и убытках состав­ляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в БДДС.

Важно! Выручку от реализации в БДиР не путать с поступлением денежных средств за поставленную про­дукцию.


Всегда нужно помнить, что в БДиР дается прогноз стоимости отгруженной продукции или товара в соответствии с прогнозом продаж вне зависимости от условий ее оплаты.

Основной смысл БДиР — показать руководству, будет при­быль или нет.

БДиР позволяет также установить лимиты основных видов расходов, нормативы прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации на­логовых и других отчислений в бюджет.

В этом бюджете не отражается движение реальных денежных средств.

БДиР составляется и утверждается на весь бюджетный пери­од, обычно год, с разбивкой помесячно. Может иметь и более детальную разбивку — понедельно, подекадно, в зависимости от требований руководства.

Поскольку БДиР отражает структуру себестоимости продук­ции конкретного вида бизнеса, ЦФО, проекта или предприятия в целом, по нему можно судить о рентабельности, массе прибыли и возможностях погашения кредита.

С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, оп­ределить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вы­шестоящим органам управления.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на ос­нове данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добав­ляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и вели­чине налога на прибыль.

Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себес­тоимости. Для того, чтобы сделать процесс оценки себестоимос­ти адекватным процессу оперативного финансового планирова­ния, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой должен происходить автоматический пересчет себестои­мости в зависимости от изменения факторов потребления ресур­сов и цен.

Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов в ней представляется в виде стандартного набора, который может рас­ширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции.


264 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 265



Бюджет доходов и расходов содержит в сжатой форме про­гноз всех прибыльных операций предприятия и, тем самым, по­зволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных бюд­жетов на годовой бюджет прибылей.

Если бюджетная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы до­полнительный анализ всех составляющих бюджета и его пере­смотр.

Компания может быть неприбыльной в отдельные месяцы, например, если это связано с сезонностью, но суммарная при­быль за год должна быть больше нуля.

Годовая прибыль может быть меньше нуля по 2 причинам:

— деятельность компании организована не эффективно, т. е.
есть резервы повышения эффективности использования имею­
щихся экономических ресурсов компании;

— компания производит продукцию, которая в принципе не
имеет достаточного спроса.

В первом случае усилия нужно направить на изучение основ­ных бизнес-процессов компании с целью поиска резервов повы­шения их эффективности, т. е. нужно опуститься на уровень операционного бюджетирования.

Во втором случае проблему невозможно решить на оператив­ном уровне. Здесь необходимо принимать стратегическое реше­ние о диверсификации или закрытии компании.

Кроме того, бюджетирование доходов и расходов преследует цель повышения эффективности работы компании.

Прибыль компании в плановом периоде может быть положи­тельна, но не достаточна для того, чтобы хотя бы удержать свои позиции в конкурентной борьбе. Прибыль (в абсолютном выра­жении) может быть низкой (по сравнению с конкурентами) по двум причинам (здесь не рассматривается вариант с низким спро­сом на продукцию — см. предыдущий пункт):

небольшие масштабы деятельности компании;

низкая рентабельность.

Следует отметить, что эти причины могут быть взаимосвяза­ны. При увеличении масштабов деятельности компании ее рента­бельность может увеличиться (эффект масштаба).


Еще одна цель БДиРконтроль динамики эффек­тивности работы компании.

Если прибыль положительна, то это еще не означает, что в компании все хорошо. Необходимо также отслеживать и динами­ку эффективности. Если прибыль в планируемом периоде поло­жительна, но меньше, чем в отчетном периоде, то необходимо выяснить, в чем причина таких изменений. Отрицательная дина­мика прибыли может быть связана с 3 причинами (сезонные колебания здесь не рассматриваются):

снижение эффективности работы компании (толь­
ко внутренние причины);

сокращение целевых рынков (только внешние при­
чины);

уменьшение доли рынка компании при сохранении
рынка (как внутренние, так и внешние причины).

В первом случае опять необходимо заняться оптимизацией бизнес-процессов компании.

Во втором случае нужно провести стратегический анализ для принятия решения либо о выходе на новые сегменты рынка, либо о диверсификации, либо о продаже или закрытии бизнеса.

В третьем случае необходимо провести комплексный анализ компании с целью выявления проблем, связанных с маркетингом и сбытом продукции компании, а также потребительских свойств продукции и себестоимости ее производства и реализации.

Несколько слов о формате БДиР.

Задавая структуру себестоимости продукции, бизнеса или ЦФО, формат БДиР в значительной мере определяет не только систему целевых показателей, но и форматы других основных бюджетов, а также порядок консолидации их в сводные бюджеты.

При разработке бюджетного формата необходимо четко опре­делить все его основные статьи: и доходов, и затрат.

В примере был использован укрупненный формат данного бюджета, чтобы не перегружать его информацией. Можно со­ставлять данный бюджет в более детализированном виде, особен­но это касается производственной себестоимости. Вообще же при определении степени детализации данного бюджета необходимо пользоваться тем правилом, что если статья занимает непринци­пиально малую долю в структуре доходов или расходов, то и


266 Бюджетирование на современном предприятии

детально расписывать ее и уделять ей повышенное внимание не стоит. Имеет смысл детально расписывать только статьи, имею­щие определяющее значение для данного бюджета, занимающие наибольший удельный вес. Тогда детальное их планирование и повышенное внимание к управлению этими статьями окажут оп­ределяющее влияние на результат планирования и выполнения бюджета.

Таблица 56

БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «ХИМПРОМ» НА ОКТЯБРЬ 2004 г.

№ п/п Наименование статей ■Пленка» «Пластмасса» Прочая деятельность Всего по предприятию
           
Доходная часть
  Выручка от реализация готовой продукции, в том числе:        
1.1 Бизнес-направление «Пленка»        
1.2 Бизнес-направление «Пластмасса»        
  Прочие доходы и поступления, в том числе:        
2.1 Аренда        
  Всего доходов:        
Расходная часть
  Управленческие расходы        
  Коммерческие расходы, в том числе:        
5.1 Бизнес-направление «Пленка»        
5.2 Бизнес-направление «Пластмасса»        
  Произв. себестоимость реализ. готовой продукции, в том числе:        
6.1 Бизнес-направление «Пленка»        


Бюджетирование на современном предприятии 267

 
           
6.2 Бизнес-направление «Пластмасса»        
6.3 Прочая деятельность        
  Прочие операционные расходы        
  Всего расходов        
  Операционная прибыль        
  Проценты за кредит к уплате (финансовые расходы)        
  Прочие расходы операционной деятельности        
  Балансовая прибыль        
  Налог на прибыль        
  Чистая прибыль        
  Использование собственных средств, в том числе:        
15.1 Общехоз. расходы из собственных средств        
15.2 Капитальные вложения        
15.3 Погашение кредита        
  Остаток собств. средств        
  Налоговые обязательства по НДС        
  Амортизация (начисленный износ)        

Статья «Выручка от реализации готовой продукции» включа­ет в себя стоимость отгруженной в соответствии с прогнозом бюджета доходов продукции предприятия по фактическим отпус­кным ценам для внешних потребителей.

Формат бюджета для предприятия «Химпром» задан.таким образом, что позволяет считать финансовый результат по каждо­му бизнес-направлению.

Суммы выручки от реализации берутся из бюджета продаж, столбец — без НДС.


268 Бюджетирование на современном предприяти и


Бюджетирование на современном предприятии 269



По направлению «Пленка» — 1086250 грн., «Пластмасса» — 825000 грн., прочие доходы — это доходы от аренды — 2100 грн. И всего по предприятию — 1913350 грн.

Далее идет расходная часть.

В строке «Управленческие расходы» показывается величина распределенных управленческих расходов на каждое направле­ние в соответствии с принципом, по которому были распределены общепроизводственные накладные расходы.

Общепроизводственные накладные расходы были распределе­ны по удельному весу прямых расходов на оплату на труда по каждому направлению в общих прямых расходах на оплату тру­да. Удельный вес по направлению «Пленка» составляет 42 %, «Пластмасса» — 58 %. Берем общую сумму управленческих рас­ходов без НДС — 35680 грн. из бюджета управленческих расхо­дов и распределяем соответственно 42 %, или 15041 грн. на направление «Пленка» и 58 %, или 20638 грн. — на направление «Пластмасса».

Далее в таблицу заносятся суммы коммерческих расходов. Данные берутся из бюджетных таблиц по каждому направле­нию — из бюджета коммерческих расходов по бизнес-направле­нию «Пленка» берется сумма расходов без НДС — 20508 грн., из бюджета коммерческих расходов бизнес-направления «Плас­тмасса» — 15751 грн.

Далее необходимо внести в таблицу суммы производственной себестоимости реализованной готовой продукции.

В данный бюджет заносится сумма производственной себесто­имости реализованной продукции именно из таблицы, в которой расчетным путем выведена себестоимость с учетом производствен­ной себестоимости запасов готовой продукции на складе.

Эти суммы составляют соответственно 945322 грн. по направ­лению «Пленка» и 461940 — по направлению «Пластмасса». Сложив данные в строках, получаем суммы расходов по пред­приятию в целом в разрезе статей расходов, в столбцах — по предприятию в целом в разрезе бизнес-направлений.

Следующей строкой в данном бюджете рассчитывается опера­ционная прибыль, т. е. прибыль от операционной деятельности предприятия, как разность между суммой доходов и общей сум­мой расходов.


Далее в бюджете необходимо внести сумму доходов и расхо­дов от прочей деятельности.

В примере присутствует только уплата процентов по имеюще­муся кредиту в сумме 1700 грн. Эта цифра берется из кредитного плана, если таковой составляется, если нет — то из кредитного договора.

Балансовая.прибыль образуется после вычета из операцион­ной прибыли расходов по уплате процентов за кредит. Ее еще называют прибылью до уплаты налогов. Она является объектом налогообложения. Налог на прибыль планируется по ставке на­лога на прибыль, установленной для соответствующего вида биз­неса в соответствующий период. Для примера налог на прибыль составляет 25 %, или 108112 грн.

Чистая прибыль образуется после вычитания из балансовой прибыли налога на прибыль, а также других платежей, исчисле­ние которых осуществляется от прибыли предприятия.

Чистая прибыль является главным целевым показателем БДиР, вокруг которого обычно строится весь процесс оптими­зации отдельных статей данного бюджета. Она же является источником возврата инвестиционного кредита и выплаты диви­дендов. Эти расходы на себестоимость не относятся.

Именно это обстоятельство определяет уровень нормы чистой прибыли, т. е. ее долю в чистых продажах.

Если бизнес не может развиваться без привлечения кредитов, то в наших условиях это фактически означает, что норма чистой прибыли должна быть 20 — 25 %. В противном случае возврат кредита на таких условиях невозможен.

Из бюджета капитальных вложений известно, что предприя­тие планирует закупить основных средств на сумму 46783 грн.

Кроме того, в календарном плане поступлений и платежей запланирован возврат части кредита в сумме 50000 грн.

Все эти суммы нашли отражение в бюджетной таблице спра-вочно как демонстрация направлений использования чистой при­были. Включать эту информацию в отчет о прибылях и убытках не обязательно.

Кроме того, в этом бюджете справочно можно показать сумму налоговых обязательств по НДС как разницу между налоговыми обязательствами по общей сумме выручки от реализации и нало-



           
 
 
   
 
   


говым кредитом, образующимся по общей сумме расходов опера­ционных бюджетов предприятия.

Общая сумма налоговых обязательств по НДС в БДиР состав­ляет 125073 грн.

Справочно в бюджете доходов и расходов можно показать также сумму амортизации, которая рассчитывается путем сложе­ния расходов на амортизацию из каждого операционного бюдже­та — 11565 грн.

На этом формирование бюджета доходов и расходов законче­но. Еще несколько слов о самом формате бюджета доходов и расходов. В примере рассматривается самый общий формат этого бюджета. Однако, в зависимости от требований руководства и целей, которые поставлены перед системой бюджетирования, формат может быть иным. Что касается доходной части данного бюджета, то здесь особых отличий нет. А что касается расходной части, то можно сформировать ее таким образом, чтобы выделить переменные, постоянные расходы, иметь возможность рассчитать маржинальную прибыль и выполнить анализ, основанный на мар­жинальной прибыли.

Формирование расходной части бюджета начинается с опреде­ления прямых переменных затрат. В бюджетировании, как уже указывалось, целесообразно выделять 4 основные статьи с после­дующей их более детальной разбивкой:

— расходы сырья, материалов и комплектующих, приобретае­
мых на стороне у поставщиков.

В торгово-закупочных фирмах — это закупка товара;

— прочие операционные (производственные, эксплуатацион­
ные) расходы, непосредственно связанные с ростом или умень­
шением объема производства и продаж.

В торговых фирмах — расходы по доставке и хранению;

— расходы на заработную плату основного производственного
персонала, чья численность и рабочее время также напрямую
связаны с объемом производства и продаж.

В торговых фирмах — это заработная плата складских рабочих, грузчиков, экспедиторов и, возможно, переменная часть зарплаты торгового персонала, напрямую завязанная на объемы продаж.

В бюджетах издержки на заработную плату лучше сразу отра­жать с начислениями в соответствующие фонды.


       
   
 
 


Зная чистую выручку от реализации, т. е. выручку без НДС и прочих налогов от выручки от реализации и переменные затраты, можно определить валовую или маржинальную прибыль как раз­ницу между чистыми продажами и переменными (прямыми) зат­ратами. Для многих видов бизнеса это первая контрольная точка в оценке финансовой состоятельности проекта или прогнозируе­мого финансового состояния фирмы.

В наших условиях считается, что доля валовой прибыли в чистых продажах не должна быть ниже 4045 %. Постоянные (большей частью накладные) расходы — это расходы, косвен­ным образом связанные с хозяйственной деятельностью. Это рас­ходы, которые нельзя непосредственно отнести на стоимость от­дельного продукта (например, реклама, административные рас­ходы, связь). Сюда включаются все виды затрат, величина кото­рых не зависит прямо пропорционально от объемов производства и продаж. По мере роста объемов продаж и производства доля таких затрат в чистой выручке снижается.

В бюджетировании обычно выделяются такие категории по­стоянных (накладных) расходов:

— общепроизводственные накладные расходы;

— коммерческие (на сбыт);

— управленческие;

— прочие.

Применительно к отдельному бизнесу они могут распреде­ляться на 2 категории:

— расходы бизнес-единицы, структурного подразделения;

— общеорганизационные расходы.

Далее в БДиР могут отражаться внереализационные доходы.

Например:

— от продажи части активов или сдачи их в аренду;

— от реализации отходов;

— штрафы или неустойки за просрочку платежей потребите­
лями по договорам и т. д.

Уровень этих статей и целевые нормативы полностью зависят от конкретных мероприятий, намечаемых на бюджетный период.

Балансовая прибыль образуется после вычета из валовой (мар­жинальной) прибыли всех накладных расходов и прибавления внереализационных доходов.


274 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 275



Чистая прибыль образуется после вычитания из балансовой прибыли налога на прибыль. Это та прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируется собствен­ный капитал бизнеса в части увеличения (или уменьшения) не­распределенной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: