Зачет и возврат излишневзысканных сумм налога

Зачет сумм.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Согласно ст. 12 НК существуют виды налогов. С учетом данной классификации переплата, например, по федеральному налогу не может быть зачтена в счет недоимки по региональному налогу, т.е. переплату можно зачесть в счет уплаты по этому же налогу или налогу этой же категории.

Если у организации есть недоимки по другим налогам, суммы переплаты направляются для ее погашения. Зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Причем положение ст. 78 НК не препятствуют представить в налоговый орган заявление о зачете.

Таким образом, решение о зачете должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней либо со дня обнаружения факта, либо со дня подписания акта сверки или со дня вступления решения суда или со дня получения заявления налогоплательщика.

Если у налогоплательщика нет недоимок, то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение принимает налоговая инспекция после получения заявления (п. 4 ст. 78 НК).

Согласно п. 9 ст. 78 НК налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Возврат сумм.

Суммы излишне упаченного налога подлежит возврату в течение месяца со дня получения такого заявления налоговым органом. Решение принимается в течение 10 дней.

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога подлежит направлению налоговиками в территориальный орган Федерального казначества, который в течение 5 дней обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении.

Терриориальный орган Федерального казначества должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплатедьщику денежных средств.

П. 6 ст. 78 НК РФ устанавливает общий срок – месяц. Если срок возврата нарушается, то на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок начисляются проценты за каждый день просрочки срока возврата исходя из учетной ставки ЦБ РФ (п. 10 ст. 78).

Зачет и возврат излишневзысканных сумм налога.

Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя сумму налога, самостоятельно по какой-то причине допускает ошибку в расчетах.

Перечисление налогоплательщиком денежных средств приобретает характер взыскания втом случае, когда производится уплата сумм, доначисленных по решению налогового органа, т.е. здесь требование – мера принудительного характера = не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.

Если налогоплательщик самостоятельно без участия налогового органа перечислил лишнюю сумму в бюджет, то возврат и зачет осуществляется на основании ст. 78 НК РФ. Если по решению налогового органа – на основании ст. 79 НК.

28. Зачет

29. Начисление пеней

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов – правовые ограничения имущественного характера в целях обеспечения фискальных функций государства.

Под обеспечением исполнения обязанности по уплате НиС понимается дополнительные обязательства, возникающие у налогоплательщика и третьих лиц, имеющие целью возникновение повышенных по сравнению с обыкновенной гарантией по уплате налогов и сборов.

Налоговое законодательство содержит специальные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора, и именно: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией (п. 1 ст. 72 НК РФ).

Пени (ст. 75 п. 1) - установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени является неотъемлемым атрибутом недоимки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75).

При этом оформления дополнительных документов не требуется.

Институт пени имеет следующие функции:

1) Стимулирующую

2) Компенсационную – компенсация бюджету потерь из-за задержки платежа. Не является санкцией! Призваны компенсировать утраты бюджета.

Основания для начисления:

А) не соблюдение требований и условий п. 3 ст. 45 или наступление случаев п. 4 ст. 45 НК

Б) при неуплате налога происходит автоматическое начисление пеней (также и на авансовые платежи). Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки.

Пени не способствуют поступлению сумм налога, а гарантирует исполнение обязанности налогоплательщика (при этом направляются в тот же банк, что и недоимка)

НК предусматривает случаи, когда пени не начисляются:

1) (п. 3 ст. 75) - Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

2) (п. 8 ст. 75) -Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

3) П. 6. Ст. 48 - В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.

Возможность снижения пени не предусмотрена.

П. 4 ст. 75 - Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма пени может быть равна сумме налога или превысить сумму налога.

Если у налогоплательщика есть основания полагать, что пени начислялись неправильно, то он может обратиться в суд. (ст. 199 АПК, ст. 254 ГПК).

30. Залог и поручительство, Банковская гарантия

Статья 73. Залог имущества

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.

2. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

3. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

5. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

6. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

7. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Статья 74. Поручительство

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

Статья 74.1. Банковская гарантия

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией.

2. В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.

3. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;

3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Настоящий подпункт не применяется к банкам, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

4. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

5. Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

6. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

7. Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

8. Гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия).

9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, пеней, штрафов.

31. Приостановление операций по счетам в банках

Один их способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Ст. 76 п. 1 - Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Основания применения:

1. Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, которое было вынесено в отношении организаций.

2. В случае непредоставления налогоплательщиком-организацией декларации в течение 10 дней;

3. В случае принятия обеспечительных мер направленных на обеспечение решения о привлечении или отказе в привлечении по результатам проверки.

П. 10 ст. 101 НК После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

П. 2 ст. 76 - Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

П. 3 ст. 76 - 3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

9. Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

32. Приостановление операций по счетам в банках

33. понятие и сущность НК

Обеспечение конституционной обязанности по УНиС требует мероприятий контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.

НК – составная часть государственного финансового контроля и служит формой реализации контрольной функции государства. Вид деятельности НО, урегулированная нормами НК. Цель – получение инфо об исполнении частными субъектами НПО своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к ответственности.

Правовые основания - глава 1 НК.

П. 1 ст. 82 НК - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством(Формы НК) налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

· Закон выделяет основные формы– налоговые проверки камеральные и выездные. (остальные проводятся в рамках налоговых проверок)

· Цель (одни авторы выделяют)– создание такой системы налогообложения, и достижение такого уровня исполнительности среди налогоплательщиков, при котором исключается нарушение НК.

· Другие авторы сводят цель к активной деятельности ОИВ по выявлению и взысканию недоимок в бюджет, а также предотвращение нарушения законодательства.

· Задачи НК

o Обеспечение экономической безопасности государств при формировании централизованных и децентрализованных фондов.

o Обеспечение контроля за доходами

o Улучшение взаимодействия и координации НО

o Проверка целевого использования налоговых льгот, пресечение и предупреждение нарушений налогового законодательства.

Виды НК:

А) предшествующий контроль – профилактические мероприятия по разъяснению НЗ в целях правильного применения (представления и письменные разъяснения по вопросам применения НЗ).

Б) Текущий – мероприятия с целью предотвращения нарушений НЗ (например, камеральная НП)

В) Последующий - ыыявление налоговых правонарушений и применение ответственности (выездные)

При осуществлении НК не допускается распространение информации. Это является нарушениями Конституции при НК, принципов сохранности информации.

НО при осуществлении НК не могут осуществлять и использовать инфо о жизни налогоплательщика.
НК - основная категория НП. Институт НК направлен на создание системы такой налоговой системы, при которой исключается нарушения НЗ.

НК обеспечивает создание нормативно-правовой базы, установление обязанности нал-ки и права, гарантии этих прав.

34. Понятие и виды налоговой проверки

Среди форм НК НП занимают основное место, так как наиб эффективны. НП направлены не только на установление факта нарушения, при котором государство не получает суммы, но и на пресечение нарушений.

НК не содержит законодательного определения НК. Значимость данной формы требует детального понятия того, что должна включать в себя НП.

В доктрине существует ряд подходов.

Практики: НК - основная форма НК, осуществляемая должностными лицами НО с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о НиС. Такое понимание связано с тем, что целью любой проверки является наблюдение за соблюдением законодательства.

НП должна проводиться в независимости от видов НиС должностными лицами в пределах их компетенции.

Цель НП – контроль за соблюдением законодательства о НиС. Это означает, что НП осуществляются НО в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о Ни С, а иными актами (например, ФЗ о применении контрольно- кассовой техники), не относится к НП и НК не регулируется

НП мб проведены в отношении спец субъектов.

П. 1 ст.87 НП - Камеральные и выездные.

Дифференциация по различным основаниям.

1. По основаниям проведения

Камеральная НП - без вынесения решения, основана на предоставлении декларации. Выездная НП – на основании решения НО.

2. Обязательность проведения

КНП – обязательна тогда, когда представлена налоговая декларация в отношении всех налогоплательщиков. ВНП – выборочно, когда есть основания полагать, что налогоплательщиком совершены существенные нарушения законодательства. КНП – наиб типичные и распространенные.

3. По предмету проверки

КНП – исполнение налогоплательщиком обязанностей по тому виду налога и за тот период, за который подана декларация. ВНП – предмет определяется НО и в него мб включены исполнение обязанности по любому виду налога и за несколько налоговых периодов с учетом ограничений ст. 89 НК.

4. По месту проведения проверки

ВНП - по месту нахождения н-ка или по месту нахождения НО. КНП – всегда по месту нахождения НО.

5. По сроку проведения

ВНП – не более 2 мес, за искл случаев продления, КНП – в течение 3 мес со дня предоставления нал декларации.

6. По порядку исчисления сроков проведения НП

ВНП – исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки. Учитываются дни нахождения проверяющих на территории орг-ции. КНП – включает все дни в пределах 3 мес со дня предъявления налоговой декларации.

7. По возможности продления

КНП– не продлевается, ВНП – до 4 мес или в исключительных случаях до 6 мес.

8. По возможности приостановления НП

ВНП -Ст. 89, КНП – не предусмотрено.

В доктрине существует классификация ВНП

А) Комплексные – берется правильность расчета по всем налогам

Б) Выборочная – какие то налоги из всего списка.

В) Первичная ВНП

Г) Повторная – проверяется тот налоговый период и тот налог, по которым уже проводилась НП, может проводиться тем же органом или вышестоящим органом в порядке ведомственного контроля. В случае проведения повторных - п.10,11 ст. 89 НК

Д) Обычные – районными и межрайонными НО

Е) контрольные – проводятся вышестоящими НО в порядке контроля за деятельностью органов, проводивших НП.

Ж) Плановые – на основе готовых планов

И) Внеплановые

НП является основной и наиболее эффективной формой НК. Иные формы НК (объяснения н-ков, проверка данных и осмотр помещений) могут выступать как дополнительные формы, способствующие эффективности НП.

35. Камеральная НП

Порядок и правила проведения КНП ст. 88 НК.

П. 1 ст. 88 Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Основанием проведения является предоставление декларации, расчетов и иных документов.

П.1 ст. 80 – Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

П. 1 ст. 80 Расчет аванс платежа – Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

П. 2 ст. 80 Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Проводится с даты предоставления документов и проводится 3 мес.

Проводится уполномоченными лицами НО в соответствии со служебными обязанностями без разрешения руководителя этого органа.

При исчислении 3 мес срока п. 5 ст. 6.1 срок истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, где нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Проведение КНП за пределами срока само по себе не является основанием для признания недействительным решения НО, принятого по результатам НП. Обязанность ставить н-ка в известность о КНП не имеется у НО. За искл п. 3 ст. 88 НК Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Проведение КНП, при которой НО выявил правонарушения. При осущ д-й осн моменты:

1) Сообщение н-ку в ходе проверки о выявленном нарушении.

2) При подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога производится с учетом особенностей п. 8 ст. 88. НО вправе истребовать документы подтверждающие в соотв. со ст. 172 НК правомерность налоговых вычетов

3) Особ истребования документов п. 8.1 ст. 88

4) Уточнение декларации п. 9.1 ст. 88

П. 3 ст. 88 – Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом сообщение является безусловной обязанность НО. Предъявление требования! Если не выявились ошибки, то основания для истребования дополнительных документов отсут-ют.

П. 7 ст. 88. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Исключительные случаи:

А) использование нал льгот (подтверждение права на налог льготы) или правильность применения налог вычетов ст. 172 НК,

Б) п. 9 ст. 88 природные ресурсы - вправе истребовать иные документы

В) П. 8.1 ст. 88 проверка декларации,

Г) п. 11 ст. 88.

Основания прекращения - не имеет четких границ. Момент окончания – истечение предусмт. П. 2 ст. 88 3 мес срока предоставления декл или который определяет ся по дате в акте по НП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: