Муниципальная служба — новый вид службы в Российской Федерации. Учреждение муниципальной службы и обособление её от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти.
Первоначально муниципальная служба рассматривалась как составная часть государственной службы. Согласно такому взгляду, муниципальный служащий трактовался как государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. Однако с принятием Конституции РФ 1993 года понятие муниципальной службы приобрело самостоятельное значение.
Новый Федеральный Закон от 2 марта 2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в РФ», подтвердил вышеуказанную тенденцию. Его основными положениями в подтверждении принципа взаимодействия двух видов публичной службы являются следующие:
1. наличие одинаковых принципов осуществления государственной и муниципальной службы, с особенностями присущими службе местного самоуправления (ст. 4. закона 2007 года, ст.5 закона 2004 года).
2. наличие единых реестров должностей муниципальной службы и в местных органах самоуправления.
3. аналогия в подразделении должностей государственной и муниципальной служб на 5 групп (высшая, ведущая, главная, старшая, младшая)
4. подробная регламентация правового статуса муниципального служащего, перечисление его прав, ограничений, обязанностей, запретов, что характерно и для правового положения государственного гражданского служащего.
5. наличие процедур аттестации, конкурса на замещение должности муниципальной службы (равно как и существование подобных процедур на гражданской службе РФ)
6. установление равного возрастного предела для занятия должностей муниципальной и государственной службы - 65 лет.
7. применение новых кадровых технологий при занятии должностей муниципальной (а также государственной) службы, повышение квалификации служащих, содействие продвижению по службе.
Существуют, однако, и некоторые отличия в правовом регулировании двух видов публичной службы. Так, например, для муниципальных служащих не предусмотрено прохождение квалификационного экзамена, равно как и нет указания в законе на присвоение муниципальным служащим классных чинов (последние присваиваются только государственным служащим).
Наряду с признаками, общими для всех видов служебной деятельности, муниципальной службе присущи и особенные, обусловленные спецификой местного самоуправления:
1. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе. В силу этого муниципальным служащим может стать не любой гражданин, а лишь тот, который обладает специальными профессиональными навыками. Вполне обоснованными, в связи с этим, являются требования закона, предъявляемые к претендентам на муниципальную должность, а также к муниципальным служащим.
2. Профессионализм деятельности муниципальных служащих предполагает и то, что она осуществляется на постоянной и платной основе, а не на общественных началах. Обязанности по муниципальной должности муниципальной службы исполняются за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета
3. Муниципальная служба осуществляется гражданами, обладающими особым правовым статусом, который выражен в специфических правах и обязанностях, гарантиях и проч.
Данный вид службы осуществляется на основе целостной системы правовых принципов (верховенства Конституции РФ, приоритета прав и свобод человека и гражданина, самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий и др.).