double arrow

Литературная модель (Виктора Шкловского)

Виктор Шкловский с рядом других исследователей анализировал особенности искусства. В основу своего представления о работе искусства В. Шкловский кладет понятие "отстранение". Им он объясняет функцию искусства, позволяющего из известного объекта делать новый, неизвестный. По его мнению, целью ис­кусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание. Приемом искусства является прием "отстранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличи­вающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен. При возникновении проблемы автоматизма восприятия искусство функционально занято процессами деавтоматизации восприятия.

В. Шкловский делает акцент на моменте фор­мы, в результате получается высказывание, равное по воздействию на мир литературы. Основой строения художественного произведения ста­новится не стремление к его завершению, к концу, а вся­кого рода задержки и торможения. Вариантом такого замедления действия, например, является троекратное повторение его в эпических произведениях. Одним из первых В. Шкловский предлагает схемы (формулы), по которым строится литературное произве­дение. Так, рассказы Конан Дойля строятся, по его мне­нию, на основе следующей схемы:

I. Ожидание, разговор о прежних делах, анализ.

II. Появление клиента.

III. Ули­ки, приводимые в рассказе.

IV. Ватсон дает уликам не­верное истолкование.

V. Выезд на место преступления (иногда будущего).

VI. Казенный сыщик дает ложную разгадку.

VII. Интервал заполняется размышлениями Ватсона, не понимающего в чем дело.

VIII. Развязка, по преимуществу, неожиданная.

IX. Анализ фактов, осуществляемый Шерлоком Холмсом.

Своими работами В. Шкловский задал новые крите­рии объективности в литературоведении, которые полу­чили дальнейшее развитие, в первую очередь, в западном литературоведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: