Виктор Шкловский с рядом других исследователей анализировал особенности искусства. В основу своего представления о работе искусства В. Шкловский кладет понятие "отстранение". Им он объясняет функцию искусства, позволяющего из известного объекта делать новый, неизвестный. По его мнению, целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание. Приемом искусства является прием "отстранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен. При возникновении проблемы автоматизма восприятия искусство функционально занято процессами деавтоматизации восприятия.
В. Шкловский делает акцент на моменте формы, в результате получается высказывание, равное по воздействию на мир литературы. Основой строения художественного произведения становится не стремление к его завершению, к концу, а всякого рода задержки и торможения. Вариантом такого замедления действия, например, является троекратное повторение его в эпических произведениях. Одним из первых В. Шкловский предлагает схемы (формулы), по которым строится литературное произведение. Так, рассказы Конан Дойля строятся, по его мнению, на основе следующей схемы:
|
|
I. Ожидание, разговор о прежних делах, анализ.
II. Появление клиента.
III. Улики, приводимые в рассказе.
IV. Ватсон дает уликам неверное истолкование.
V. Выезд на место преступления (иногда будущего).
VI. Казенный сыщик дает ложную разгадку.
VII. Интервал заполняется размышлениями Ватсона, не понимающего в чем дело.
VIII. Развязка, по преимуществу, неожиданная.
IX. Анализ фактов, осуществляемый Шерлоком Холмсом.
Своими работами В. Шкловский задал новые критерии объективности в литературоведении, которые получили дальнейшее развитие, в первую очередь, в западном литературоведении.