Вещественная модель (Жана Бодрийяра)

Ж. Бодрийяр попытался проанализировать дискурс ве­щей, то есть вещественную коммуникацию или коммуникацию с помощью вещей. Это не совсем "выгодный" объект исследования, поскольку вещественная природа тут смыкается с символической и может мешать исследователю. Поэтому в своих трудах он добавил в категорию объекта понимание символического объекта. В дискурс среды у него попадают язык красок, субстанций, объемов, пространства. Ж. Бодрийяр начинает свой анализ с особенностей расстановки мебели, где отражается социальная структу­ра эпохи. В эпоху буржуазии интерьер носит патри­архальный характер. Вся мебель здесь различна по своим функциям, но жестко включена в систему, тяготеет к двум центральным предметам — буфету и кровати. Действует тенденция за­нять, загромоздить все пространство, сделать его замкну­тым. Всем вещам свойственна многофункциональность, несменяемость, внушительность присутствия и иерархи­ческий этикет. Современный же гарнитур Бодрийяр на­зывает деструктурированным, в котором ничто не компенсирует выразительную силу прежнего символического строя. Происходит освобождение функции ве­щи, она сводится к простейшей конструктивной схеме. Функция предметов интерьера более не затем­няется моральной театральностью старинной мебели. Она не осложнена более ритуалом, этикетом. Новым типом человека становится не раб вещей, а че­ловек расстановки. Современные вещи становятся более функциональными, чем знаковыми. Ж. Бодрийяр также исследовал функции коммуникативности цвета. По его мнению, черное, белое, серое представляют собой нулевую степень красочности. Особый характер отмечался у белого цвета, так как из поколения в поколение все, что является непосредствен­ным продолжением человеческого тела (ванная комна­та, кухня, постельное и нательное белье), отдано на от­куп белому «хирургически - девственному» цвету.

Покупку товара также рассматривал в плос­кости, когда товар функционирует как забота фирмы о публике. Сама покупка играет второстепенную роль. Исследователь объяснял, что изобилием товаров устраняется дефицит, широкой рек­ламой устраняется психическая неустойчивость. Ведь человеку проще, когда не приходится самому придумывать мотивации для поступков, любви, покупок. Рассмотренные исследования Ж. Бодрийяра представляются интересными для функционирования массового сознания, поскольку все институты общества направлены на то, чтобы избавить человека от "страданий" по поводу выбора хорошей или пло­хой газеты, работы, сорта сыра и т.д. За него мотивацию выбора создают и подсказывают другие. Реклама, подобно сновидениям, как считает Бодрийяр, фиксирует потенциал воображае­мого и дает ему выход. Другими словами, происходит как бы институализация индивидуаль­ного, человек постепенно лишается возможности выс­траивать свой собственный выбор.

3.3. Коммуникативные модели в менеджменте и маркетинге

Свою специфику имеют коммуникации в организациях, в малых группах. В отли­чие от массовых коммуникаций члены малой группы имеют возмож­ность высказывать собственные суждения, что повышает возмож­ность раскрытия потенциальных способностей. При обсуждении ин­формации в малой группе руководитель может повышать эффективность коммуникации, поощряя аргументированные высказывания и ценные предложения, добиваясь точности и объек­тивности информации. Коммуникации способствуют утверждению авторитета руко­водителя, повышают эффективность функционирова­ния всех других сфер жизнедеятельности организации. Поэтому руководители не менее трех четвертей своего време­ни тратят на формирование взаимодействия как внутри организа­ции, так и вне ее.

В организациях коммуникации осуществляются одновремен­но сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуника­ции между руководителями и подчиненными преимущественно осуществляются сверху вниз. Информационное воздействие, которое преобладает в таких коммуникациях, строится как по об­щим, так и по специфическим принципам и правилам, предпола­гающим их знание, умение ими пользоваться и приобретение со­ответствующего опыта. Наиболее правильно организована систе­ма коммуникаций в тех организациях, в которых все сотрудники участвуют в организационных коммуникациях. При этом не име­ется в виду, что все участники коммуникационных процессов в равной степени управляют информационными потоками.

Стиль управления обуславливает тип построения модели коммуникации на предприятии. Руководители, придерживающиеся либерального стиля управления, используют преимущественно неформальную многоканальную модель коммуникации. Они поощряют расширение свя­зей по всем направлениям. Отсюда коммуникативные связи ре­презентативно отражают структуру организации, а информация доходит до получателя достаточно полной и адекватно отражает состояние дел. Консервативный (авторитарный) стиль управления поощряет хорошо структурированную цепь команд. Ограничивается число связей, коммуникации осуществляются преимущественно сверху вниз. В данной модели качество коммуникации не всегда соответствует требовани­ям организации, много информации искажается или теряется в каналах прямой и обратной связи.

В рамках теории управления выделяют такие основные функции коммуникативности, как контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. Коммуникативность выполняет функцию контроля поведения членов группы. Иерархическая структура организаций и соподчиненность в них требует от работников придерживаться ее. Работника, нарушающего своими действиями стратегию компании, просят привести свои действия в соответствие со стратеги­ей компании, и таким образом коммуникативность выполняет контролирующие функции. Коммуникативность усиливает моти­вацию, повышая осознанность действий путем доведения до ра­ботников сведений о том, что должно быть сделано, почему эту работу нужно выполнить так и в указанные сроки. Посредством коммуника­тивности люди выражают свое отношение к происходящему, она способствует выражению эмоциональных ка­честв работников и позволяет реализовать их социальные потреб­ности. Функция коммуникативности связана с ее ролью в соедине­нии процессов передачи информации и принятия решений. Она реализуется через представление информации, которая необходима личностям и группам для принятия решений, и её идентификации для оценки и последующего выбора альтернативного решения.

Реклама, пропаганда и паблик рилейшнз как виды деятельности входят в сферу общественных связей и отношений. В области данных прикладных коммуникаций коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на но­вый (иной) тип поведения. Пропаганду даже часто опреде­ляют как такой тип коммуникации, где могут расходить­ся цели коммуникатора и адресата, т.е. коммуникатор может переводить адресата на цели, выгодные не ему, а коммуникатору.

Можно выделить факторы, которые формируют процесс рассматриваемых коммуникации, задают их форму и содержание. Фактор коммуникатора устанавливает задачи и цели, которые он пресле­дует и которые влияют на данный процесс. Фактор целевой аудитории определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Фактор канала коммуникации задает стан­дарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители. Например, сообщение по те­левидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио. Сообщение также можно представить как сосредото­чие ряда факторов, например, содержания (факта) и кон­кретной техники воздействия. Главным фактором для поиска аргументов при этом является модель мира аудитории: что в ее представлениях о мире является позитивом, а что — негативом. Данный набор знаний позволяет коммуникатору прийти к нужным ему целям. Фактор аудитории, знание ее модели мира все еще недооценивается коммуникавистами. Точнее, недостаточен адекватный инструментарий для ее анализа. Ауди­тория всегда была важна в таких прикладных коммуника­циях, как реклама и пропаганда. Для коммуникатора не менее важными чем модель мира аудитории являются возможности канала коммуни­кации. Условно говоря, мыльная опера как канал требует одного набора параметров, газета — другого. При этом те или иные национальные (региональные) особенности могут устанавливать те или иные характеристики каналов. Незна­ние этих особенностей может приводить к ошибкам и к неэффективной коммуникации.

Коммуникация как многофакторный феномен позво­ляет при своем сознательном конструировании опирать­ся на те или иные характеристики. Коммуникатор при этом имеет возможность отбирать выгодные для себя ха­рактеристики. Можно сказать, что в отличие от получа­теля информации коммуникатор оперирует данными метауровня. Он ведет одновременно коммуни­кацию и метакоммуникацию, в то время как объект воздействия принимает участие только в коммуникации. Естественно, что в подобном случае у коммуникатора больше шансов достичь своих целей, даже если они будут расходиться с целями слушателя (зрителя). Успешный коммуникатор ведет свою коммуникацию по заранее проверенному пути. Это вариант актера, кото­рый уже заранее знает, в каком месте его аудитория зас­меется, а в каком заплачет, поскольку у него есть опыт множества проведенных спектаклей. Это также знание метакоммуникативного плана профессионального уровня. Все мы, общаясь, накапливаем метакоммуникативный потенциал. Однако индивидуальный опыт и опыт профессионального порядка несопоставимы по эффек­тивности. Профессионал достаточно четко прогнозирует дальнейшее поведение своей аудитории, основываясь на апробации предлагаемых подходов. По этой причине, например в случае рекламной кампании, все слоганы, ролики предварительно проверяются на фо­кус-группах. Обладая подобным метакомуникативным знанием, на­ходясь одновременно в ситуации коммуникации и метакоммуникации, коммуникатор может настолько точно управлять процессом передачи информации, что уровень достижения нужного результата резко повышается.

Прикладное использование коммуникации отличается тем, что в нем оказывается активно задействованным именно метакоммуникативный фактор. Это связано так­же и с тем, что коммуникатор и получатель информации, как правило, не связаны иерархической связью, как это имеет место, к примеру, в армейской коммуникации. В иерархической ситуации нет никакой необходимости в риторических ухищрениях. Там метакоммуникативный блок "законсервирован" заранее в пользу коммуникатора, оставляя минимальные возможности для уклонения от выполнения приказа или просьбы. Реклама и паблик рилейшнз, наоборот, моделируют свободный выбор со сто­роны получателя информации, поэтому для повышения своей эффективности они нуждаются в усилении пози­ций коммуникатора.

Прикладной коммуникатор работает в сфере перекодировки вербальных в невербальные сообщения, поскольку его задачей является стимуляция нового поведения. Это в достаточной степени сложная задача облегчается тем, что коммуникатор должен не столько вводить новое поведе­ние, сколько активировать типы поведения, уже прису­щие получателю информации. Глобальные структуры, на которые он будет опирать­ся, должны включать такие компоненты, как смерть, жизнь, страх и т.д. Подобные программы уже заложены в каждом человеке, поэтому вопрос состоит в том, чтобы более точно определить их. Реклама, к примеру, очень часто строится на решении подобных социальных проб­лем, поскольку прохладительные напитки или жеватель­ная резинка могут подаваться как возможность познако­миться, понравиться, оказаться в привлекательном моло­дежном коллективе. Т.е. чисто физический параметр (например, гигиена рта) перекодируется в социальный. Реально коммуникатор передает не сообщение, а "ключ" к новой программе действия, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже запи­санные в сознании сходные или близкие программы. То есть, это опора на уже известное, имеющее положительное ок­раску для получателя информации. Эта модель действует на любом уровне.

В принципе следует признать, что если стандартные подходы (можно сказать, что их изучению посвящены лингвистика или литературоведение) направлены на ана­лиз и порождение сообщения и лишь затем его контек­ста, то прикладные подходы (реклама и паблик рилейшнз) направлены на создание контек­ста, а сообщение уже вытекает из него. Это связано еще и с тем, что человек, вероятно, осуществляет пе­ренос оценки достоверности с контекста на сообщение. Достоверность контекста для него выше, поскольку кон­текст сложнее деформировать. Одновременно контекст обрабатывается вне того уровня внимания, какое имеет место при обработке сообщения. Контекст как бы прохо­дит за порогом нашего внимания.

Таким образом, ключевыми для коммуникатора становятся следующие элементы процесса коммуникации: це­левая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессио­нального умения оперировать на этих уровнях коммуни­кации. Надо отметить, что коммуникация порож­дает объекты новой природы. Они только имеют фун­кции, сходные с реальными объектами, но часто потребитель информации относится к ним как к реальным. Как следствие, изменения в этой сфере более динамичные, по сравнению с материальной сферой. Человечество постоянно создает новые источники выражения коммуникативности предметов.

Реклама является особым видом социальной коммуникации, осуществляемой посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуальных мате­риалов. Еще первые носители прообраза рекламы в доисто­рический период ставили задачу стимулировать спрос. Эта основ­ная задача рекламы осталась неизменной до сих пор. Современ­ный человек всю свою жизнь «охватывается» рекламой, а сама реклама стала сегодня очень разнообразной и имеет видовые, жанровые, технологические, инструментальные и функциональ­ные отличия. В современном рекламном мире пересекаются социальные, культурные, экономические, экологические, политические, пра­вовые и другие аспекты жизнедеятельности человека. Мы сегодня уже принимаем рекламу как очевидное (хотя и не всегда желае­мое) явление специфической культуры. Результат воздействия рекламы на социум сегодня уже не огра­ничивается регулированием потребительского поведения людей и динамики спроса на товары и услуги. Она несет в себе опреде­ленную культуру и определенный набор знаний.

Рекламный текст, слоган, рисунок, нанесенные на бу­мажный носитель или существующие в аудиовизуальном виде, представляют собой мотивированное целостное, содержательно-смысловое, иерархически организованное знаковое образова­ние. Оно является и единицей общения, и культурным объектом, зафиксированным на носителях. Помещая определенные знаковые системы в рекламное измерение, включающее в себя пространство, где одно­временно присутствуют и рекламный материал, и объект воздей­ствия, рекламодатель транслирует в это пространство модели по­ведения и взаимодействия. Это синтезированное пространство воздействует на образ мысли и образ действия людей. В последую­щем на другом уровне эти модели поведения и взаимодействия вновь создают новые формы.

В современном обществевсе большее значение приобретает имиджевая коммуникация, поскольку имидж представляет собой наиболее эффективный тип сообщения, реализуемый в условиях дефицита информации, отсутствия времени, даже невни­мательности собеседника. Если мы посмотрим на степень воздействия факторов, которые влияют на принятие решения о человеке в первые десять секунд, то кажущиеся нам на­иболее важные содержательные аспекты просто не успе­вают включиться в действие. На содержание сообщения человек уделяет 7% внимания, на голос говорящего – 38%, на внешность – 55%. Вероятно, отсюда и поговорка — "по одежке встреча­ют..." Ее продолжение "по уму провожают..." вступает в действие гораздо реже. Это связано также и с тем, что новые каналы коммуникации типа телевидения рассчита­ны как раз на первую часть этой пословицы.

С недавних пор происходит смена типажа человека-модели для общества. Если рань­ше это были лидеры производства, то сегодня ими стали лидеры досуга — актеры, режиссеры, певцы. На экране телевизора нет места для озвученных мыслей, там главенствует зрелищность. Достичь зрелищности в области озвучивания мыслей очень и очень сложно. Поэтому именно эту, наиболее эффективную модель воздействия (а на сегодня ею оказалась актерская), и взяли на воору­жение политики. Теперь задачей политика стало показать свой шарм, улыбнуться самому и заставить рассмеяться зрителей.

Имидж диктует человеку требования канала, тем са­мым задавая формат наиболее эффективного типа сооб­щения. То есть высказывание максимальным образом должно соответствовать как требованиям канала коммуникации, так и требованиям аудитории. Сочетание этих двух "позитивов" и создает имидж. Имидж интересен еще и тем, что он представляет со­бой коммуникацию с контролируемой реакцией населе­ния. Имиджмейкер занят тем, что порождает сообщения, достоверно зная, какой будет на них реакция населения. Элемент случайности здесь резко за­нижается. Соответственно и контроль таких сообщений на степень их достоверности менее возможен. Аудитория воспринимает их такими, какими они были задуманы.

Весь процесс коммуникации с массовым сознанием становится более технологическим: на поток поставлены со­общения, которые будут обходить защиту аудитории. Именно этот аспект очень важен, поскольку эффективность часто замеряется числом "выстреленных" сообще­ний, но значимыми являются только те из них, которые попали в цель.

ТЕМА 4. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

4.1. Сущность и функции массовой коммуникации

Одной из особенностей современной жизни исследователи считают разрушение строгих иерархических законов организации мира, появление «мозаичной культуры». В ней из-за резкого увеличения числа информации теряются четкие причинно-следственные связи, символические акценты, появляется человек «массы». Такой человек теряет личностные начала, превращается в среднего заурядного индивида, которым проще управлять с помощью различных технологий массового воздействия. Взаимодействуя вместе с семьей, школой, улицей, массовая коммуникация в силу соей всеобщности и всеохватности доминирует в формировании облика каждого нового поколения.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, ценностей, норм и т.д.) с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

Можно выделить общие ус­ловия функционирования массовой коммуникации.

Массовая аудитория, которая обладает определенной общей ценностной ориентацией, является важным компонентом массовой комму­никации. Она имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является аноним­ной массой. Понятие «масса» трактуется в разных науках неодно­значно. Масса понимается и как толпа, и как публика, и как гете­рогенная система. Например, немецкий философ и социолог Карл Маннгейм рассматривал массу как продукт машинной тех­ники и «сверхорганизованное» бюрократическое общество.

Термин «масса» сформировался как продукт наблюдения над множествами индивидов (поведением толпы на улице, болельщи­ков на стадионах и т. д.). Исследователи обращают внимание на тот факт, что в каждом случае люди в массе ведут себя иначе, чем если бы они были изолированными. Они утверждают, что в ре­зультате промышленной революции и развития средств массовой коммуникации жизнь все более становится зависимой от поведе­ния толп, которые представляют собой слепую, разрушительную силу. Благодаря навязываемым массам идеям, лидеры «заряжа­ют» толпу, что и приводит к общественному развитию. Американский социолог Г. Блумер, один из пионеров проблематики массового общества, рассматривал массу как элементарную спонтанно возникающую коллективную группировку. Это сыграло большую роль в определении массовой коммуникации и теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Г. Блумер считает главными характеристиками массы анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимо­действие между ними, случайность их социального происхожде­ния и положения, отсутствие организованности. Другой исследователь – Д.Рисмен – характеризуя потребительское об­щество, описывает человека толпы как обезличенного, стандартизованного, являющегося объектом манипулирования, жертвой от­чуждения. В массовой структуре человек нивелируется, становясь достаточно безликим, подчиняющимся «психологии толпы».

Ученые, изучающие массовую коммуникацию, определили такие процессы, которые способствуют объединению людей в массы, как подражание, действие, убеждение, принуждение, лидерство, подозрение.

Массовая информация, способствующая возник­новению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации, является одним из основных условий функционирования массовой коммуникации.

Индивиды включены в сеть реальных общественных отноше­ний и связей, что способствует распространению информации. Благодаря массовой коммуникации личности поддерживают от­ношения с широкой социальной средой. Информация «интерес­на» массовой аудитории настолько, насколько она соответствует её социальным ожиданиям. Кроме смысловой нагрузки информация должна нести в себе оценочную функцию. То есть массовый читатель, слушатель, зритель ждет от СМИ оценки про­исходящих событий, которой большинство из массы потребите­лей информации верит. Оценочная информация в наибольшей степени способствует формированию общественного мнения, так как массовая информация имеет социальную значимость для всей аудитории. Это позволяет поддерживать функционирование всей системы массовой коммуникации. Тем не менее каждый человек, получив определенную информацию, вычленяет из нее значимые для него элементы. Значимость информации для массовой аудито­рии зависит от ее общественной необходимости, т.е. насыщенности необходимыми сведениями, демократичности (обращена ко всем и каждому без ограничений), плюрализма (множественность мнений, оценок, позиций), оперативности, инновационности, активности. Форма и сила воздействия информации на массовую аудиторию обусловливается указанными свойствами, а также отсутствием сдерживающих факторов со стороны массовой аудитории.

Средства массовой коммуникации поддерживают процесс функ­ционирования массовых коммуникаций. Они, с одной стороны, разграничивают массовую и личностную социальную ориентацию, с другой — объединяют их. Одна и та же информация может вызвать интерес одновременно и у всех, и у конкретной группы людей, и у отдельных индивидов. Иначе говоря, социальная ориентация информации оказывает сильное влияние и на общество, и на личность. Средства массовой информации отстаивают интересы «хозяев», поэтому государство должно регулировать процесс распределения сфер влияния на массы, прежде всего, законодательными мерами.

Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение, чем определяются ее средства. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Большинство из них до последнего времени характеризовались преимущественно односторонней направленностью, поскольку обратная связь практически отсутствовала. В связи с расширением возможностей интерактивного телевидения, радио, более активного использования звонков в редакции, а осо­бенно с резким расширением сети Интернет массовые коммуни­кации становятся взаимно направленными. Такая двусторонняя связь влияет на организацию массовой коммуникации. В радио- и телепередачах возможно использование так называе­мой скрытой обратной связи. Коммуникатор, прогнозируя реак­цию слушателя или зрителя на отправляемую им информацию, на­правляет процесс коммуникации, приспосабливая информацию к условиям общения. Правильное конструирование дикторского дискурса и отбора коммуникативных средств (слов, формул обще­ния, стереотипов речевого поведения), непосредственная адреса­ция передач конкретным социальным слоям уменьшает дистан­цию между отправителем и получателем информации. Многоканальность массовой коммуникации обеспечивает параллельное использование визуального, аудиального и аудиовизу­ального каналов.

На радио и телевиде­нии, как правило, приняты формы устной коммуникации, включающие элементы разговорной речи. Дня прессы характерен общелитератур­ный письменный язык. Коммуникативная сфера, обусловленная тематикой информа­ции, формирует функциональный стиль коммуникации, ориенти­рованный на определенную социальную группу. Молодежные, женские, религиозные или профессиональные группы пользуют­ся различным словарным запасом, по-разному выражают мысль и строят свою речь. Вариативность языка позволяет регулиро­вать варианты текстов речи и одновременно разграничивать функ­циональные стили, обусловленные социальной дифференциацией.

Значение массовой коммуникации состоит в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами и социальными группами) и между самими общностями с целью поддержания динамичного единства и целостности данного социального образования. С точки зрения социума, распространяя информацию о фактах, событиях, ценностях, массовые коммуникации создают и поддерживают общую «картину мира» в этом обществе, «картину» самого общества, передают из поколения в поколение самобытные представления о том, как надо жить. Функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регули­рующую и культурологическую. Информационные функции способ­ствуют гармонизации отношений общества и индивида, они за­ключаются в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующие функции подразумевают влияние на формирование общественного сознания, мнения и социальных норм, посредством чего реализуются функции социального контроля. Культурологиче­ские функции выполняют познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

Существует множество других классификаций функций массовой коммуникации. Например, французские ученые Б. Катля и А. Каде выделя­ют следующие.

Функция антенны, которая способствует снабжению общества разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран) и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства). Через нее систематически предъявляются обвинения обществу по поводу различных воззрений, привы­чек, установок, обычаев. Как сами поднимаемые вопросы, так и формы подачи материала приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается стимулирующая роль массовых коммуникаций: в результате происходит ниспровержение традиций и устойчивых норм.

Функция усилитель, когда средствами массовой коммуникации вызывается нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощущение "непригодности его схем поведения". Функция усилителя обостряет и распростра­няет названный дисбаланс, пока это явление не охватывает все общество. Выполняя функцию усилителя, средства массовой коммуникации часто драматизируют и преувеличива­ют факты и события местного значения.

Функция призмы заключается в том, что каждое средство массовой коммуникации фильтрует, де­тализирует и передает новые тенденции, облекая их в про­стую, доступную форму с атрибутами повседневной жиз­ни каждого индивида. Массовая коммуникация предлагает новые модели по­ведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инновации и разнообразия вкусов выполняется, например, специали­зированной прессой и ее бесчисленными разновидностями (журналами для домохозяек; журналами мод; журналами для мужчин, жен­щин, юношества; специализированными техническими журналами).

Функция «эхо» выполняет функцию защиты и сохранения определенной социальной структуры, социального порядка. В данном случае средства массовой информации противостоят инновациям, высту­пают против иностранной модели жизни. Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых пове­денческих установках, новых ценностях, массовая коммуникация старается примирить общество с ними, способствуют их натурализации, то есть говорит о становле­нии "новых тенденций". К средствам массовой коммуникации, реализующим функцию «эха», относятся, прежде всего, афиши, провинци­альные газеты, издания для детей и семейного чтения, "дамские" журналы.

Американский социолог У. Шрамм разделяет функции коммуникации в отношении общества и индивида, дает свою систематизированную картину их потребностей, которым, как ожидается, должна удовлетворять массовая коммуникация (табл. 4.1.1).

Таблица 4.1.1

Цели коммуникации с точки зрения общества Цели коммуникации с точки зрения индивида
1. Установить общие взгляды на окружающую мир 1. Проверить (подтвердить) и расширить картину реальности, узнать о возможностях окружающего мира и об опасностях, которые с ним связаны
2. Социализировать новых членов, побудить их к выполнению ролей и соблюдению норм и обычаев 2. Приобрести навыки и знания, необходимые для «устроенной жизни» в обществе
3. Предоставить развлечение для членов общества, отключить их внимание от забот и неудовлетворенности жизнью 3. Получить удовлетворение, отдых (расслабление), в отдельных случаях избежать столкновений с реальными проблемами или же соприкоснуться с ними, но косвенно
4. Добиться политического единодушия, завоевать сторонников и последователей установить контроль над поведением 4. Прийти к решению там, где существует выбор; предпринять действия на основе полученной информации; наметить социально предпочтительную линию поведения.

4.2. Модели массовой коммуникации

На практике часто передача массовой информации от комму­никатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом ка­честв, лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начи­нают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается боль­шинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче массовой информации от источника (средств массовой коммуникации) к ее получателю становится главным инструментом фор­мирования общественного мнения. Такая двухступенчатая (многоступенчатая) модель массовойкоммуни­кации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в США, а более подроб­но разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения. Со­циологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон предположили, что сообще­ние, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитет­ного члена группы. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться, прежде всего к тем, кто для их окру­жения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще становятся неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой инфор­мации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредст­вом механизма межличностных коммуникаций. Причем наиболь­шее влияние на принятие решения оказывают лидеры. Они, в свою очередь, также имеют собственных «лидеров мнений» и об­ращаются к ним за нужной информацией. «Лидеры мнений» ста­новятся связующим звеном между различными средствами массо­вой коммуникации и массой. Они не просто активнее в использовании СМИ, а принимают активное участие в деятельности политических партий и организаций.

Среди других моделей массовой коммуникации определенную популярность имеет диффузная модель Э. Роджерса. Опять же, по мнению автора модели, в системе массовой коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно прежде всего убедить критические пять процентов. Когда пропагандируемая идея овладевает умами одной пятой части населения, дальше она «растекается» сама по всем уровням объемной социальной структуры, и ее уже невозможно остановить. Любая новая идея проходит через шесть этапов: внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение. Э.Роджерс разделил реципиентов по степени восприимчивости инноваций на пять типов: инноваторы; ранние принимающие; раннее большинство; позднее большинство; поздние принимающие. Инноваторы, способные сразу «схватывать» новые идеи, составляют 2,5%. Большинство лидеров мнений формируются из числа ранних принимающих, составляющих 13,5% населения. С этой категорией людей советуются при принятии каких-либо решений. Раннее большинство, выключающее в себя 34% населения, принимает новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин. Только после того как среднестатистический гражданин признает новую идею, 34% скептиков, составляющих позднее большинство, при­мут ее. И наконец, 16% населения (поздние принимающие) подоз­рительно относится к новым идеям.

При формировании сообщений, направляемых в систему массовых коммуникаций, его авторы идут «на поводу» аудитории, т.е. аудитории дается та информация, которая нужна ей и понятна. Иначе она не будет включена в систему коммуникаций. Так аудитория проявляет свою гомогенность (однородность), а исходная инфор­мация вступает во взаимодействие со всей массой людей и с каждым в отдельности. Однородность людей как членов массы реализуется через их поведение. В то же время люди входят в состав различных социальных слоев, групп, институтов общества, т.е. составляют неоднородное по структуре сообщество. Тем не мене люди, становясь членами массы, начинают вести себя независимо от ролей, определяемых их социальным положением. Аудитория массовой коммуникации оказывается, таким образом, весьма специфическим образованием, не совпадающим с социальными группами, с человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах той или иной социальной структуры. Однородность аудитории создает основу для формирования массовых коммуникаций и гомогенной модели коммуникации. Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индиви­дуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудито­рии определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межлично­стных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомиче­ской структуры в виде составляющих (индивидов), не нару­шающих, однако, однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

В прикладной сфере коммуникации не менее популярна модель «спираль молчания». Ее открытие связано с именем немецкой исследова­тельницы общественного мнения Э. Ноэль-Нейман. Суть модели состоит в том, что средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства. Человек, ощущающий себя в меньшинс­тве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же СМИ корректируют картинку реального распреде­ления, делая большинство меньшинством, оно замолкает. На этой модели поведения основано отмеченное многими иссле­дователями явление присоединения к победителю в про­цессе голосования. В основе этого явления лежит страх оказаться в оди­ночестве. Э. Ноэль-Нойман провела соответствующий, как она его назвала, "железнодорожный" тест, который показал по всем возрастным и профессиональным груп­пам, что в поезде более охотно поговорили бы с попутчи­ком те, чьи политические симпатии на данный момент более реализованы в правительственной структуре. По результатам тестирования Э. Ноэль-Нойман пришла к выводу, что фракция, которая умеет привлечь на свою сторону больше молодежи и людей с более вы­соким уровнем образования, изначально имеет больше шансов на победу. В качестве общего правила она постулирует, что тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует. Отсюда и следует вышеотмеченная возможность манипуляции, когда в массовой коммуника­ции оказывается представленной только одна сторона. Другая сторона в ответ замыкается в себе и замолкает. Функция общественного мнения реализуется в социаль­ном контроле. В результате из-за того, что человек не хо­чет оказаться в изоляции, он либо смещается на позиции большинства, либо молчит.


ТЕМА 5. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

5.1. Язык как знаковая система

Многие исследователи отмечают, что современные коммуникации утратили непосредственность. Общение чаще осуществляется через технические средства, других людей. Поэтому основным средством коммуникации становится язык.

Язык – это набор условных символов. Символ – это категория, которая обозначает что-то иное, которое находится вне нас, но символизирует что-то внутри нас. Слова являются условными символами потому, что человек условно в сознании выделяет образ слова, т.е. он готов назвать предмет определенным словом.

Большое значение в современном обществе придают литературному языку, который составляет основу культуры речи. Культура характеризуется совокупностью таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями. В настоящее время, язык определяет культуру человека и общества. Выделяют следующие характеристики литературного языка:

1) обработанность (мастерами слова);

2) устойчивость;

3) обязательность для всех носителей;

4) наличие письменной и устной речи;

5) нормированность;

6) наличие функциональных стилей.

Важнейшим признаком языка является его нормированность, т.е. единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний), правила использования речевых средств в определенный период развития языка. Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке и поддерживающиеся речевой практикой. К основным источникам языковых норм относят произведения писателей-классиков, современников, средства массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов и научные исследования ученых-языковедов. Нормы помогают языку сохранить целостность и общепонятность. Сами нормы зависят от условий, в которых осуществляется речь; нет средств языка хороших и плохих, необходимо учитывать их целесообразность для конкретной ситуации. Нормы языка бывают:

▪ грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций);

▪ лексические (правила применения слов в речи);

▪ правила произношения и ударения.

Язык оказывает огромное влияние на мышление и поведение индивида. Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Речевой акт представляет собой целенаправленное рече­вое поведение в соответствии с принятыми правилами. Он характеризует намеренность (конкретную коммуникатив­ную установку речевого акта), целеустремленность (стремление воздействовать на собеседника с помощью экспрессивных средств передачи и оценки информации), конвенциональность (соответствие речевым нормам, принятым в данном обществе). Вербализо­ванным результатом акта, продуктом речевого действия является высказывание. Высказывание по форме, строевым характе­ристикам, в основном, совпадает с предложением. Однако высказы­вание имеет более широкие коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания с такими невер­бальными средствами, как пауза, тональность, темп речи, высота го­лоса, его тембр. Высказывание, являясь коммуникативной едини­цей вербального (языкового) уровня, характеризует­ся ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью. Дискурс — это смоделированный в речи связанный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане. В дискурсе присут­ствуют и языковые и невербальные средства. Языковые факторы учитывают сочетаемость слов, последовательность высказыва­ний, интонационные нюансы, включение в речь элементов реак­ции на вопросы, переспрашивание и перебивание партнера. Не­вербальные факторы дискурса, средства делового этикета способ­ствуют актуализации речи в жизненных ситуациях. Коммуникацию дискурс интересует как речевая деятельность, как инструмент передачи, восприятия и обмена ин­формацией. С его помощью организуется коммуникативное взаи­модействие индивидов, представляющих собой часть социума.

5.2. Особенности и виды вербальной коммуникации

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубоко сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется, т.е. речь неотделима от мысли.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней называют языковое оформление мысли без ее высказывания. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большей скоростью и сама речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от определенных условий. Выделяют три основных типа речи. Первый – это внутреннее проговаривание, т.е. речь «про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового и графического оформления. Такая речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип – собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими кодами, образами. Она имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи. Третий тип – это внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей. Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Это то, что мы произносим, пишем, слышим, читаем.

Речь может быть представлена в трех стилевых разновидностях. Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения. Чаще всего она бывает заранее подготовленной и редко опирается на внеязыковую ситуацию. Для кодифицированной речи характерно умеренное использование мимики, жестов и других невербальных символов. Вся она строится с учетом норм литературного языка. Разговорная речь протекает в неофициальной обстановке, непринужденно и спонтанно. Для нее характерны свободное производство слов, словосочетаний, предложений, конситуативность, широкое использование стереотипов, а также мимики и жестов. Третий стиль речевого проявления представляет просторечие. Носители просторечия – люди, не владеющие нормами литературного языка, как правило, необразованные слои населения. Носитель литературного языка может переходить на просторечие только в случае, если он был его носителем в прошлом, и то не полностью, а только частично. Для просторечия характерны отсутствие специальных форм этикета, богатая невербальная коммуникация, коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи, преимущественная опора на личный опыт говорящего.

В общем вербальные коммуникации отличаются следующими особенностями:

1. Обмен сообщениями может происходить в отсутствии отправителя.

2. Позволяет информировать об отсутствующих предметах и явлениях.

3. Составные элементы сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

4. Высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

5. Говорить учат специально, семья и общество уделяют этому много времени и сил.

Вербальная коммуникация существует в двух формах: устной и письменной.

Устная речь характеризуется тем, что это:

▪ звучащая речь, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения;

▪ она создается в процессе говорения;

▪ для нее характерны словесная импровизация и такие языковые особенности, как свобода в выборе лексики, использование простых выражений, употребление вместе побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли;

▪ предполагает наличие собеседника, что дает возможность быстро влиять на характер речи, изменять ее в зависимости от реакции собеседника;

▪ для воспроизведения устной речи необходимы технические средства.

Письменная речь в свою очередь характеризуется тем, что:

▪ она графически закреплена;

▪ она может быть заранее обдумана и исправлена;

▪ имеет такие языковые особенности, как преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов;

▪ она обращена к отсутствующим, поэтому невозможно изменить характер речи в зависимости от реакции получателя;

▪ есть возможность совершенствовать написанный текст, исправлять его до отправления;

▪ воспринимается только зрительно;

▪ написанное долго сохраняется.

Существует классификация устных речей в зависимости от целеполагания.

1. Информационная, с помощью которой сообщаются сведения, передается информация (объявление, доклад, лекция, экзамен).

2. Убеждающая, которая склоняет слушателя к определенной точке зрения.

3. Побуждающая к действию (приказ, просьба).

4. Воодушевляющая; она вызывает эмоциональный подъем (поздравления, комплементы, патриотические речи).

5. Развлекающая, направлена на поднятие и сохранение настроения.

6. Сокровенная, с помощью которой человек делится проблемами, стремится получить моральную поддержку.

Большинство речей относятся однозначно к определенному типу. Но есть речи, которые включают элементы разных типов. Например, руководитель может просто дать информацию, убедить в необходимости выполнить какое-то задание.

Существуют относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, где все подчинено законам целостной композиции и типам связи между предложениями. В соответствии с этими формами, а также в зависимости от ролевых отношений между партнерами выделяют жанры речи. К ним относят беседы, которые осуществляются в форме диалога или полилога. В ходе беседы может происходить обмен мнениями, обусловленными социокультурными стереотипами, общечеловеческими истинами, нормами жизни; обмен сведениями о личных интересах; бесцельный обмен новостями, сведениями для снятия эмоционального напряжения, упражнения в остроумии. Разговор отличается от беседы целенаправленностью, использованием устойчивых выражений. Он может быть информационным, предписывающим и происходить для выяснения отношений. Следующим жанром речи является спор – обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. В рассказе преобладает монологическая форма речи, его целью является передать целостную, связанную информацию. Рассказ может прерываться вопросами, репликами-оценками, не относящимися к рассказчику. Как правило, рассказывающий является участником описываемого события. История тоже монологическая форма речи, но отличается от рассказа тем, что говорящий не является действующим лицом события. Целью истории может быть подведение смыслового итога, сопоставление с оценкой современных событий.

К жанрам письменной речи относят письмо, записку и дневник. Главным условием переписки письмами должна быть непринужденность отношений между субъектами коммуникации. Письму характерна стихия разговорной речи, произвольный характер; важное место занимают формулы приветствия и прощания. Записка формируется исходя из актуальности одних и тех же обстоятельств для всех субъектов коммуникации. Для нее характерно краткое содержание, развернутое рассуждение может заменяться одним или двумя словами, играющими роль намека. Адресатом дневника является высшая инстанция ответного понимания, которая помогает пишущему выражать свои мысли, чувства, сомнения. В дневнике тексты имеют все стилистические особенности, содержится точность выражения мыслей. Дневниковые записи разделяют на два вида:

▪ с ориентацией автора на описание дня как временного пространства; характерно перечисление сделанного, итог, размышления, планы;

▪ разговор о себе во времени, размышление о том, что волнует, поток сознания с подтемами главной мысли.

5.3. Понятие и принципы «эффективного слушания»

В достижении эффективности устной коммуникации большое значение имеет умение слушать собеседника. При оценке компетенции человека как участника коммуникации в первую очередь оценивается навык слушания. В современном мире человек запоминает только 25% того, что слышит. Причиной неразвитого умения слушать ученые называют недостаток системы образования, которая делает упор на развитие навыков умения говорить, читать и писать.

Умение слушать у человека зависит от способности владеть языком, словарного запаса, настроя, уровня интереса к теме коммуникации, установок по отношению к ней, способности структурировать сообщение, окружающей среды и др. На процесс восприятия сообщения оказывают многие факторы, которые называют барьерами слушания:

1) объем речи;

2) физиологическая причина, которая заключается в том, что человек думает быстрее, чем говорит. Он способен воспринимать до 500 слов в минуту, а средняя скорость речи составляет 150 слов в минуту. Образуется свободное время, которое слушатель заполняет обдумывание своих проблем, планов, может подгонять говорящего;

3) собственные заботы, впечатления;

4) устранение темы, как выходящей за пределы интереса, не соответствующей уровню собеседника;

5) оценка внешнего вида собеседника, от чего рассеивается внимание;

6) «сигнальные» слова в речи, которые могут вызывать беспокойство, душевное волнение, т.е. любой эмоциональный отклик. Люди отвлекаются на воспоминания и рассуждения.

Выделяют рефлексивное, нерефлексивное и эмпатическое слушание. Первое характеризуется активной обратной связью с говорящим, использованием словесной формы для подтверждения понимания сообщения. Для этого применяют такие виды рефлексивных ответов, как выяснение («Что Вы имеете в виду», «Уточните, пожалуйста»); перефразирование («Как я понял Вас….», «Другими словами»); резюмирование («Из всего сказанного следует…», «Как я понял, основное….»). Нерефлексивное слушание заключается в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь. Данное слушание может выражаться в таких словесных формах, как «Да», «Продолжайте», «Это интересно», «Понимаю». Эмпатическое слушание помогает понять собственную ситуацию и проблемы говорящего. Со стороны слушателя необходимо понимание чувств, переживаемых человеком, ответное выражение своего понимания этих чувств. Улавливать эмоциональную окраску сообщения, его значение для собеседника помогают такие словесные формы, как «Вам следует», «Возможно», «Разве это проблема?», «Не беспокойтесь об этом».

Исследователи различают некоторые типы плохих слушателей:

▪ «псевдослушатель» или притворщик. Он смотрит на говорящего, кивает головой, произносит междометия, т.е. показывает внимание, но на самом деле не слышит, что ему говорят. Причинами могут быть собственные заботы, скука, предстоящие события;

▪ «сочинитель», который недослушивает, старается восполнить прослушанное, непонятное, придумывает события или реагирует в соответствии с собственной логикой, опытом;

▪ «самовлюбленный», который хочет, чтобы слушали только его, не желает слушать других, часто перебивает, берет инициативу в коммуникации на себя;

▪ «пчела». Он слушает только то, что интересно ему, важно для него. Больше ориентируется на детали сообщения;

▪ «жало». Ждет, ловит момент, когда собеседник допустит ошибку, оговорку, чтобы сказать об этом и увести общение в новую тему.

Рекомендуют придерживаться следующих принципов, которые помогают повышать эффективность слушания:

1. Находить интерес в предмете разговора.

2. Использовать позу активного слушания (корпус вперед).

3. Стараться оценивать содержание, а не манеру изложения.

4. Вести менее подробные записи.

5. Задавать в ходе беседы уточняющие вопросы, которые оживляют слушание и несут дополнительную нагрузку мышлению.

6. Относиться без предубеждения.

7. Стараться предугадать дальнейший ход мыслей (например, по интонации голоса).

8. Тренировать ум трудными темами.

5.4. Риторические правила

Умение говорить у человека складывается из самообладания, способности управлять временем и умением устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми. Самообладание во многом зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, от уровня его самостоятельности в подготовке сообщения, наличия написанного текста, который легче запоминается, удерживается в памяти, осмысливается, способствует восстановлению хода мыслей. Умение контактировать со слушателем зависит от способности говорящего управлять своим голосом и манерами.

Речь как любая деятельность определенным образом планируется и строится. Структурными составляющими речи и ее композиции является зачин, вступление, основная часть, заключение и концовка. Композицией называют закономерное, мотивированное содержанием и замыслом, расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, т.е. определенная система организации материала.

Зачин создает четкое представление об отношении автора к аудитории, о направлении и теме выступления. Зачин должен привлекать внимание. Для этого используются простые, понятные, жизненные слова, замечания, пословицы и т.п.

Вступление характеризуется содержательностью, насыщенностью, оно психологически подготавливает слушателя к существу речи, вводит в процесс его восприятия. Может даваться краткое описание проблемы, указываться специфика темы, ее актуальность и значимость.

В основной части используются факты, доказательства, аргументы, анализируются примеры, т.е. раскрывается предмет речи.

Заключение является концом речи, который должен быть связан с началом. В речи часто используется закон «края» – когда то, что необходимо лучше запомнить, дается в начале и в конце. В заключение необходимо повторить основную мысль, суммировать наиболее важные положения, усилить эффект выступления, воодушевить и активизировать слушателя.

Концовка может содержать пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющим непосредственное отношение к содержанию речи. Она создает общий положительный эмоциональный фон выступления.

Структура речи зависит от метода изложения материала:

1. Индуктивный. Материал излагается от частного к общему, т.е. начинается сообщение от частных случаев, затем постепенно подводится к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный (от общего к частному). В речи выдвигаются положения, а затем разъясняется их смысл на конкретных примерах, фактах.

3. Метод аналогии, при котором идет сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо всем известно.

4. Концентрический метод. Материал располагается вокруг главной проблемы, далее от рассмотрения центрального вопроса переходят к более конкретному и углубленному анализу различных его аспектов.

5. Ступенчатый. Осуществляется последовательное изложение одного вопроса за другим, при этом, рассмотрев какую-либо проблему, рассказывающий уже к ней не возвращается.

6. Исторический. Материал излагается в хронологическом порядке, при котором описание и анализ изменений происходит с учетом времени.

Все части речи взаимосвязаны. Построение речи происходит с помощью определенных форм связи. Например, с помощью когезии – особого вида сцепления, обеспечивающего зависимость отдельных частей ораторской речи. Она позволяет глубже проникнуть в содержание выступления, понять и запомнить его отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Когезия может выражаться различными повторами, словами, словосочетаниями, обозначающими временные, пространственные и причинно-следстведственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «следующий вопрос», «посмотрим далее», «в настоящее время», «с одной стороны», «принимая во внимание», «между тем», «несмотря на это…» и др. В речи могут применять другую форму выражения – ретроспекцию. Она отсылает слушателей к предшествующей содержательной информации, которая может и не принадлежать данному выступлению. Примером ретроспекции могут быть такие изречения, как «прежде всего я напомню о чем мы говорили», «как мы знаем», «как было сказано раннее», «общеизвестно» и т.п. Элементы речи, которые относят содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления, называют проспекцией. Она дает возможность слушателю яснее представлять связь и взаимообусловленность мыслей и идей. Примером проспекции могут быть выражения типа «далее мы рассмотрим», «позже мы поймем», «о чем более подробно мы поговорим» и т.д.

Важным в устной коммуникации является установление и удержание контакта с аудиторией. Рекомендуют использовать определенные речевые приемы для достижения этой цели. Например, применять местоимение «мы», которое помогает создавать и передавать атмосферу взаимопонимания, приглашает к совместному размышлению о каких-либо фактах. Объединению субъектов коммуникации способствует глагольная форма «вернемся к вопросу», «попробуем понять» и т.п. Другими способами установления контакта с реципиентами могут быть вводные конструкции обращения к слушателям («как вы понимаете»), придаточное изъяснительное («известно, что»), побудительные предложения («согласитесь», «возьмите»), которое призывает человека к действию, и другое.

Можно предложить и неречевые, а ситуационные способы привлечения и поддержания внимания:

▪ краткий исторический экскурс;

▪ создание проблемной ситуации (указать несколько точек зрения по предмету выступления);

▪ отстранение (от слова странный), когда привычное, обыденное подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорить с юмором;

▪ психологические паузы, связанные с подтекстом, ударением (5 – 7 секунд);

▪ импровизация, когда можно рассказать о том, что произошло во время или накануне выступления («Когда я шел на встречу с Вами…»);

▪ форма выступления «вопрос – ответ» активизирует умственную деятельность;

▪ шутки, которые оживляют восприятие;

▪ выдвижение гипотез: «а что, если предположить», «представим себе»;

▪ крылатые фразы, высказывания выдающихся личностей, пословицы, примеры из художественной литературы, жизни.

Не менее важным в процессе речевой коммуникации является умение убеждать. Сам феномен имеет сложную структуру, он включает знания, эмоции, волевые компоненты. Различают некоторые виды убеждения. Например, убеждения, адресованные к разуму (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение), и убеждения, адресованные на подсознание. Прежде чем убеждать человека, его надо понять, выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению. Существуют специальные правила убеждения:

1. Правило Гомера. Очередность аргументов должна быть организована таким образом: сильные аргументы – средние – самые сильные (оценка аргументов осуществляется со стороны коммуникатора).

2. Важный вопрос в целях получения положительного решения надо ставить на третье место. Перед этим необходимо задать два простых, коротких вопроса, на которые адресат даст положительный ответ «да».

3. Не следует в процессе коммуникации понижать свой статус. Многие беседы начинаются с извинений, неуверенности, которые принижают человека: «извините, я не помешал?», «пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать», «по-видимому, Вам не известны некоторые обстоятельства….», «учитывая эти обстоятельства и Ваши соображения, не кажется ли Вам…».

4. Начинать следует с того, в чем согласны с собеседником, а не с разделяющих моментов.

5. Избегать конфликтогенов – слов, действий, провоцирующих конфликт, проявление превосходства, агрессии, невоспитанности (насмешки, замечания, хвастовство, перебивание, навязывание советов, обман и др.).

-. и),.,,^

ТЕМА 6. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

6.1. Значение и особенности невербальной коммуникации

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых – украшения, сорта чая, кофе, наши увлечения – это тоже определенные виды сообщений. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. В процессе общения невербальная коммуникация выступает объектом истолкования не сама по себе, а как показатели скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения осуществляется формирование психического содержания общения совместной деятельности.

Невербальное поведение личности многофункционально:

1) создает образ партнера по общению, которое складывается из темперамента, эмоционального состояния, самооценки, личных свойств, принадлежности к группе или субкультуре;

2) выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения (желаемый уровень общения, динамика взаимоотношений);

3) является индикатором актуальных психических состояний личности;

4) выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

5) поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

6) выступает в роли показателя статусно-ролевых отношений.

Особенности невербальной коммуникации:

Ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие. Например, тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателя, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в двери в зависимости от эмоционального состояния. Разнообразные движения сопряжены с изменяющимся психологическим состоянием, отношением к собеседнику и ситуацией взаимодействия.

Синтетичность – экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы; его ядро составляют самые разные движения тела, лица, голос и т.д.

Непроизвольность – неосознаваемое преобладает над осознаваемым, причем спонтанно проявляются истинное намерение, отношение к предмету разговора, собеседнику, ситуации и т.д.

Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания.

6.2 Виды невербальных знаковых систем

Невербальное поведение выступает объектом истолкования как показатель скрытых от непосредственного наблюдения индивидуальных психологических характеристик человека, его личности. Данная коммуникация включает следующие основные знаковые систе­мы: оптико-кинетическую, пара- и экстралингвистическую, организа­цию пространства и времени коммуникативного процесса, ви­зуальный контакт. Совокупность этих средств, в общем-то, призвана выполнять функции дополнения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: