Специфические условия судовой эксплуатации электрооборудования
грузоподъемных механизмов в основном сводятся к следующим: высокая влажность воздуха вплоть до выпадения росы, высокая температура окружающей среды, качка судна, повышенная вибрация. Все оборудование грузоподъемных устройств, установленное на открытых палубах, должно быть рассчитано на обливание морской водой, а также на кратковременные погружения в волну, заливающую палубу, на возможность обледенения. К оборудованию предъявляются более высокие требования по прочности и коррозийной стойкости.
Главное различие электроприводов судовых грузоподъемных механизмов от береговых заключается в их питании от электростанций соизмеримой мощности. Приходится искать комплексное решение задач по обеспечению стабилизации параметров тока и устойчивости работы электростанции с мощными электроприводами грузовых устройств, а также по выбору наиболее целесообразных электродвигатели и систем управления, позволяющих уменьшить пиковые нагрузки в условиях частой работы в динамических режимах.
Технико-экономические характеристики электроприводов ГПМ переменного тока
Электродвигатели
Для грузовых лебедок и подъемных механизмов судовых кранов наиболее рациональными оказались ЭП с 3-скоростными АД, а для механизмов поворота крана и изменения вылета стрелы - 2-скоростными.
Механизмы поворота и изменения вылета стрелы
Электроприводы механизмов поворота и изменения вылета стрелы кранов главным образом укомплектованы 1-роторными 2-скоростными АД с одной полюсопереключаемой или с двумя независимыми обмотками.
Охлаждение электродвигателей ГПМ
Все зарубежные АД оборудованы независимым охлаждением от автономного электровентилятора, а АД отечественного производства типа МАП охлаждаются с помощью рабочего колеса вентилятора, насаженного на вал (самообдувом).
Системы тормозов
В ЭД грузовых устройств используют 2 системы тормозов:
1. пристраиваемые к АД тормоза в основном дискового типа с электромагнитным приводом;
2. колодочные тормоза, устанавливаемые на механизмах и имеющие привод от электрогидравлических толкателей.
Первый тип тормозов применяют в механизмах подъема груза и изменения вылета стрелы крана, а второй тип – в механизмах поворота башни крана.