Как известно, эффективность любого процесса характеризуется качественной и количественной сторонами.
Качественная сторона эффективности того или иного способа организации учебного процесса характеризуется созданием наиболее целесообразных условий совместной деятельности обучаемого и'преподавателя для достижения более высокого уровня усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков.
Количественная сторона эффективности форм и методов учебного процесса (в том числе ДИ) характеризуется соотношением эффекта (результата) обучения и затрат на его достижение.
Анализ специальной литературы и собственный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что эффект обучения характеризуется следующими основными (конечными) показателями:
- прочность знаний (отношение объема фактически усвоенного материала' к максимально возможному уровню);
- сохранимость знаний (отношение объема сохраняемых на выбранном отрезке времени знаний к первоначально достигнутому уровню);
|
|
- степень овладения практическими навыками.
Кроме того, для определения эффекта обучения можно использовать некоторые показатели, которые назовем косвенными (промежуточными):
- отношение обучаемых к методу обучения (их заинтересованность, эмоциональный настрой и т.д.);
- развитие у обучаемых творческого мышления, навыков исследовательской работы, приемов системного анализа.
Особенность косвенных показателей состоит в том, что они отражают не текущий, сиюминутный эффект обучения, а характеризуют развитие личности обучаемого и позволяют надеяться на улучшение основных показателей эффекта (обучения в перспективе).
Затраты на проведение того или иного метода обучения определяются затратами труда на их подготовку и проведение, а также текущими затратами (стоимость канцпринадлежностей, бумаги и т.п.), капитальными затратами (стоимость используемой техники, средств связи и т.п.).
В литературе, посвященной АМО, приводилось множество убедительных факторов, расчетов, показывающих значительную эффективность ДИ по сравнению с другими МО, и последних - по сравнению с традиционными методами обучения. Это проявляется в более высоком уровне прочности к сохранности знаний, степени овладения практическими навыками, повышенной заинтересованности и общем эмоциональном настрое студентов, развитии у них творческого мышления.