double arrow

Сценарий

1. Моделирование конфликтной игровой обстановки на основе выявления разнонаправленных экономических интересов участников игры

2. Создание поведенческих противоречий в игре

3. Генерирование случайных событий в игре

4. Сжатие или растяжение игрового времени

5. Создание структурно-временной схемы взаимодействия участников игры

6. Характер трехплановости

Рис. 6.4. Структура сценария деловой игры

Для того чтобы ДИ носила организованный характер и про­текала как управляемая форма учебной деятельности, она должна содержать такой конструктивный элемент как правила.

В некоторых работах под правилами понимается система усло­вий, регламентирующая продолжительность игры, возможные вариан­ты действий игроков, объем информации, необходимой каждому-участнику, последовательность чередования "шагов" (решений), принимаемых в процессе игры, а также результат игры, к которому приводит совокупность "шагов" [35]. Во многих описаниях игр [17, 34] правила входят составным элементом в "процедуру" игры, "систему стимулирования и т.д.

Неотъемлемым структурным элементом игровой модели должна быть система стимулирования и оценивания действий игроков.

При оценке деятельности участников игры можно использо­вать штрафные'баллы за нарушение правил игры и условий, пре­дусмотренных имитируемой ситуацией.

Общая, завершающая оценка может соответстваовать балльной системе, принятой в учебных заведениях страны. В каждой деловой игре предусматривается разработка специальной шкалы, по которой оценивается деятельность участников игры на отдельных этапах, или используются относительная (абсолютная) шкала измерения и установления оценки.

Исходя из принципа трехплановости ДИ, следует применять смешанную систему стимулирования и оценки деятельности игро­ков: по реальным показателям, характеризующим эффективность производственно-экономической деятельности объекта имитации; по балльной системе, характеризующей личностные качества игро­ков; по методу анкетирования, позволяющему стимулировать и оценивать качество приобретаемых в процессе игры знаний и уме­ний.

Обязательными материалами в методичес­ком обеспечении игры являются:

1. Исходная информация об игре (по сути – ее проспект), позволяющая преподавателям и слушателям быстро составить пред­ставление о ее содержании и направленности. В исходную инфор­мацию целесообразно включать классификационные признаки описы­ваемой игры, основные параметры игры (предмет игры, сфера ими­тируемой деятельности, способ генерирования событий, суть и ха­рактер конфликта, этапы и продолжительность).

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры как общие во всей игре, так и рекомендации' по отдельным этапам, операциям, шагам.

3. Набор различных форм бланковой входной, выходной, рас­четной и другой информации, необходимой для выполнения и фик­сации слушателей.всех действий в игре. Формы этих документов должны отражать свойства и особенности функционирования объек­та имитации.

Техническое обеспечение деловой игры. Различают два клас­са, игр: ручные и машинные, имея в виду то, что машинные ДИ про­водятся с более или менее широким использованием ЭВМ. Эта клас­сификация йе строгая, поскольку любая игра может -использовать ЭВМ как средство моделирования ситуации, обработки данных, ге­нерирования случайных событий и т.п.

ЭВМ является важным составным элементом деловой игры, обеспечивающим ряд преимуществ этому методу обучения: быстро­действие, способность накапливать и хранить большой объем дан­ных, - безошибочность, точность, наглядность получаемой информа­ции, возможность проведения игры в режиме диалога "человек - ЭВМ", возможность имитации внешних возмущений и др. Для реализации

имитационных моделей на ЭВМ необходима разработка соответствен­ных алгоритмов, программ, различных инструкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: