Основные процедуры заключительного этапа ДИ отражены в таблице 7.5. Важнейшей среди них является обсуждение результатов игры с целью выявления эффективности принимаемых решений; вскрытие положительных и отрицательных сторон в деятельности участников игры (команд); выяснение причин, влияющих на получение тех или иных игровых результатов; определение целесообразности самой ДИ как метода обучения, уровня ее организации.
Таблица 7.5
Процедурограмма заключительного этапа деловой игры
№ | Наименование процедуры | Кто выполняет |
1. | Обсуждение результатов игры в форме совещаний, конференций, дискуссий и т. п. | Участники игры под руководством преподавателя |
2. | Послеигровое анкетирование участников игры | Преподаватель с привлечением помощников из числа участников игры |
3. | Контроль уровня усвоения учебного материала | Преподаватель, ведущий игру |
4. | Обеспечение гласности результатов ДИ, поощрение лучших участников | Профилирующая кафедра вместе с преподавателем, ведущим игру. |
Предполагается, что присущая ДИ атмосфера диалога должна быть сохранена и после игрового этапа. Обсуждение дает возможность студентам сравнить различные способы принятия решений. Ведь порой игра развивается так быстро, что ее участники не успевают понять, осмыслить все связи игрового этапа. Именно послеигровое обсуждение позволяет им устранить этот пробел. Нередко студенты, лучше разобравшиеся в сути игры, в процессе дискуссии объясняют своим коллегам правила игры, игровые связи и т.д.
|
|
Опыт проведения ДИ показывает, что зачастую на заключи- _ тельном этапе ДИ целесообразно организовать конференцию.
Важным моментом заключительного этапа является анкетирование участников, цель которого выявление эффективности ДИ, совершенствование организации-ее проведения. Анкета, разработанная на кафедре управления народным хозяйством ЛГУ им. П. Стучки, содержит ряд вопросов к участникам игры. Тщательная обработка таких анкет способствует не только улучшению работы преподавателя и участников игры, но и позволяет определить перспективу развития ДИ.