Принципиальное значение подготовительного этапа заключается в его влиянии на весь процесс игры. От того, на сколько содержательно и успешно окажется его проведение, во многом зависят итоги игры.
В частности, он включает тщательное и неоднократное ознакомление участников со всеми материалами игры; подготовку таблиц, схем, плакатов для развешивания в аудитории, а также - стендов текущей информации, игровых документов, справочной литературы. Все это должно выполняться на качественно высоком уровне, чтобы участники игры с самого начала почувствовали важность предстоящего занятия и заинтересовались им.
Рис. 7.1. Укрепленная блок-схема проведения учебной деловой игры
Помещение для ДИ должно быть достаточно просторным, иметь необходимое количество столов, стульев, средств оргтехники. На столах должны быть установлены таблички с названием должностей, наименований предприятий, отделов, служб, которые представляют участники игры. Каждый из них заранее получает инструкцию (письменное изложение содержания игры), которая остается на руках до окончания всей ДИ. Для игр, не требующих использования ЭВМ, достаточно иметь микрокалькуляторы.
Важнейшая процедура подготовительного этапа ДИ - назначение ее участников на определенные роли (должности) или формирование групп (команд), имитирующих действия руководителей и специалистов предприятий в условиях конфликтных ситуаций, информационной неопределенности, постоянно меняющегося воздействия внешней среды. Создать работоспособный сплоченный коллектив исполнителей, готовый достаточно продолжительное время целеустремленно решать постоянные проблемы и при этом поддерживать атмосферу здорового соперничества - довольно сложная задача для преподавателя, организующего игру. Поэтому очень важно еще до начала игры выяснить, на какую должность и в какое подразделение направить того или иного участника, исходя из его теоретической подготовки, деловых качеств и психологической характеристики.
Завершается подготовительный этап инструктажем участников игры. Преподаватель раскрывает правила игры и порядок ее проведения, напоминает содержание игры, знакомит с системой стимулирования. После этого участники по согласованию с преподавателем выбирают для себя контрольное время выполнения соответствующих работ. Затем начинается игровой этап ДИ.