Новый государственный аппарат, созданный в результате Октябрьского переворота 1917 г., по составу кардинально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших представителей правящего класса было закреплено декретом ВЦИК и Советом Народных Комиссаров (СНК) от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты, выходцы из крестьян, не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления, несомненно, снизился.
Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документационного обеспечения. 30 октября 1917 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Для установления порядка оформления административных документов было принято постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Так, 8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».
В 30-е гг. формируется и укрепляется жесткая централизованная командная система управления. Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единственным законодательным органом, таких прав лишались Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов.
Система органов по рационализации управления и делопроизводства (институты, центры, лаборатории) была ликвидирована, что привело к значительному сокращению исследований в этих областях. Основную работу вели крупные ведомства, издававшие отраслевые нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т. п.
В этот период определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать работу с обращениями граждан (заявлениями, жалобами, предложениями).
Отсутствие единого методического центра, координирующего работу учреждений в области управления и делопроизводства, несогласование в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования - актуализировали проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил, перед которыми были поставлены следующие задачи:
· создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства;
· разработка нормативной базы деятельности служб делопроизводства;
· механизация труда «канцелярских» работников;
· проведение унификации управленческой документации;
· установление единой системы подготовки и переподготовки работников делопроизводства;
· создание всесоюзного научно-исследовательского института для разработки комплекса проблем документационного обеспечения.
Фактически предлагалось восстановить разрушенную систему, дополнив ее некоторыми новыми элементами. Сделать этого, однако, не удалось из-за начавшейся вскоре второй мировой войны.
Необходимость восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснила на второй план вопросы документационного обеспечения управления. Интерес к проблеме рационализации делопроизводства возник лишь в конце 50-х гг.
Определенной вехой в области оптимизации работы с документами было постановление Совета Министров СССР в 1958 г. «Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций СССР», в которой основной акцент был сделан на унификации делопроизводственных работ.
В 1963 г. Главное архивное управление (ГАУ) издал «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были основным руководящим документом и способствовали упорядочению их деятельности.
Заметным явлением в истории делопроизводства 70—80-х гг. было:
· издание государственных стандартов (ГОСТ) на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72, ГОСТ 6.39-72 и др.);
· издание Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), в которой были изложены единообразные правила работы с документами на всех этапах их функционирования;
· создание Государственной системы документационного обеспечения управления;
· разработка общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, (ОК ТЭИ) - ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.,
· разработка унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на унифицированные системы.
Внедрение этих документов в практику управления значительно улучшило оформление документов, упростило процедуры поиска, учета и хранения документов и документной информации, подготовило почву для автоматизации управленческой деятельности.
В 70-х - 80-х гг. ХХ в. научной общественностью страны обсуждалась проблема разработки и внедрения общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Концепция ОГАС была в дальнейшем реализована в народном хозяйстве лишь частично, а большинство унифицированных систем документации и ОК ТЭИ, в настоящее время широко используется в автоматизированных информационных системах.
В 1992 г. Государственной архивной службой Российской Федерации была утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, устанавливающая единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и служащая основой для разработки индивидуальных инструкций по делопроизводству.
Типовая инструкция по делопроизводству имеет следующую структуру:
1. общие положения;
2. документация федеральных органов исполнительной власти;
3. требования к подготовке и представлению проектов законодательных и нормативных актов;
4. особенности подготовки и оформления отдельных видов документов;
5. правила оформления документов;
6. организация документооборота и исполнения документов;
7. поисковая система по документам;
8. контроль исполнения документов;
9. организация документов в делопроизводстве;
10. порядок передачи документов на хранение в архив;
11. приложения.
Принципиальное положение Типовой инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на делопроизводство с использованием компьютерных технологий.
В 2003г. был разработан государственный стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в котором содержатся рекомендации по оформлению организационно-распорядительных документов. ГОСТ состоит из следующих разделов:
1. область применения
2. состав реквизитов документа
3. Требования к оформлению реквизитов документа
4. Требования к бланкам документа и оформлению документа
5. Требования к изготовлению, использованию и хранению бланков с изображением Государственного герба РФ и гербов субъектов РФ.
Государственный стандарт установил единый формуляр-образец организационно-распорядительных документов, представляющий собой графическую модель или схему построения документа с указанием размеров полей и места расположения реквизитов.
В перечисленных актах содержатся общие требования к составлению, оформлению и последующей обработке документов. Но специфика организаций может обусловливать дополнительные требования к работе с документами, и эти конкретные требования должны быть изложены в уставе организации, инструкции по делопроизводству, регламентах, правилах и других нормативных документах.
Роль документационного обеспечения в деятельности организации трудно переоценить. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организаций и составляет основу любого бизнеса. Документ - бесценное средство связи и конечный результат солидных капиталовложений. Большую часть служебной информации работники предприятия получают посредством документов. В каждой организации на их составление и на работу с ними в среднем уходит до 60% рабочего времени.
На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях, подтверждая тем самым первичное определение термина «документ» как «способ доказательства». Сколько происходит заседаний арбитражного суда, сколько убытков несут предприятия из-за случайно или умышленно неправильно составленных документов! Вот как выглядит одна из современных рекомендаций российскому предпринимателю: «В деловой жизни бизнес часто соседствует с обманом. Не верьте обещаниям. Только грамотно составленный, имеющий юридическую силу документ является гарантом успешной сделки!».
Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов. Беспорядок в хранении документов может обернуться риском потери ценной информации, что может негативно отразиться на деятельности предприятия. Ошибки при ведении кадровой документации, фиксирующей трудовые отношения работника с предприятием и подтверждающей его зарплату или стаж, не просто выражают неуважение к сотруднику, но и являются нарушением требований Трудового Кодекса Российской Федерации.
Московская регистрационная палата в своем «Обращении к предпринимателям» потребовала от руководителей предприятий всех видов собственности обеспечивать сохранность управленческих, финансово-хозяйственных и кадровых документов. Правила работы с документами стали непременной составной частью уставов вновь регистрируемых предприятий.
При работе с документами необходимо руководствоваться нормативными актами Российской Федерации, которые предусматривают составление документов по определенным правилам, ведение номенклатуры дел, создание архива организации для обеспечения сохранности наиболее ценных документов.