Система министерского делопроизводства XIX- начала XXв

Начало XIX в. было ознаменовано новой реформой государст­венного управления и делопроизводства, которая главным образом затронула верхний уровень управления — высшие и центральные уч­реждения, и вместе с реформами, проведенными Екатериной II в последней четверти XVIII в., завершила формирование новой сис­темы центральных и местных учреждений.

Принятый 28 января 1811 г. законодательный акт «Общее учреж­дение министерств» определил систему министерского устройства, включая делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и должностными лицами. В соответствии с этим ак­том увеличилось количество министерств и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними.

Министры назначались самим императором и несли ответствен­ность только перед ним. Принцип единоначалия стал основой организации министерств: директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделений. Сове­щательный орган при министре — совет министра — состоял из ру­ководителей основных подразделений и имел значение органа «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения». В департаментах роль советов выполняли общие присутствия депар­таментов.

Канцелярия министерства действовала на правах департамента и подчинялась непосредственно министру, канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство. Должностной и коли­чественный состав канцелярии зависел от объема и содержания дел.

Согласно «Общему учреждению министерств» делопроизводство включало в себя вступление дел, их движение, отправку, ревизию дел и отчетность в делах.

На фоне обширной делопроизводственной литературы этого пе­риода особое значение имеет работа Николая Васильевича Варадинова, написанная в 1857г: «Делопроизвод­ство, или Теоретическое и практическое руководство к гражданско­му и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел». Сам автор так определял значе­ние своей работы:

«... издание однообразных форм деловых бумаг и теоретических... правил будет, может быть, иметь следствием введение единообра­зия, а с тем вместе и упрощение делопроизводства нашего... Я убе­дился, что не для всех родов бумаг, составляющих канцелярскую и деловую переписку, существуют в законах образцы и что не во всех присутственных местах и ведомствах употребляются одинаковые для них формы. Избрав из этих форм те, которые установились в дело­вой практике более однообразно и более сходно с указаниями и духом нашего законодательства, и присоединив к ним образцы бу­маг административного и межевого делопроизводства, а также об­разцы актов, употребляемых частными лицами, я составил сборник всем возможным родам и видам деловых бумаг, а по тщательном изучении их написал и теоретические правила для их составления».

Делопроизводство Н.В. Варадинов разделял на теоретическое и практическое. В теоретическом значении — это «наука, излагающая правила составления деловых бумаг, актов и самих дел», практичес­кое делопроизводство-это «общий порядок производства дел в присутственных местах поданным законами формам и по установившим­ся образам деловых бумаг».

В начале XX в. все большее внимание уделяется системе регистрации документов, необходимости ее упрощения за счет централизации.





Подборка статей по вашей теме: