Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях в начале XVII в., должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который заседал около года. Важным результатом его работы стало принятие «Соборного уложения» - общероссийского правового сборника. Для его составления была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Выработку этого документа ускорило обострение классовой борьбы: в 1648 г. вспыхнуло массовое народное восстание в Москве.
«Соборное уложение» было принято в 1649 г. в Москве с одобрения царя Алексея Михайловича Романова. Оно явилось первым печатным сводом правовых норм России, его текст был разослан в приказы и на места.
Основными источниками «Соборного уложения» стали: Судебники 1497 и 1550 гг., «Стоглав» 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения Земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее «Уложение» было дополнено Новоуказными статьями.
|
|
«Соборное уложение» состояло из 25 глав и 967 статей. В нем было приведено в систему и обновлено все российское законодательство. Наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранялась казуальность. Открыто закреплялись привилегии бояр, дворян и духовенства и устанавливалось неравное положение зависимых сословий.
В «Соборном уложении» был установлен статус главы государства - царя как самодержавного и наследного монарха. Вместе с тем, этот документ зафиксировал полное закрепощение крестьян, установив право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
«Соборное уложение» 1649 г. сохраняло своё действие до принятия «Свода законов Российской Империи» в 1832 г., но в целом формально не было отменено до 1917 г.
«Уложение» содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Закон разрешал обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.
Закон представлял вотчину как привилегированную форму феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения, вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.
«Уложение» ограничивало экономическое могущество церкви: запрещалось приобретение церковью новых земель, сокращались многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.