На рубеже 20 – 30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной.
В 30-е годы сложился культ личности Сталина, режим его личной диктатуры. Сталин еще в 1928 году обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Между тем не было никаких социальных предпосылок для усиления классовой борьбы. Если в 1928 году общая численность населения СССР составляла 152,4 млн, то в 1939 году 170 млн. Буржуазия составляла в 1928 году – 4,6%, в 1939 году их уже нет, индивидуалы – крестьяне, кустари в 1928 году – 74,9%, в 1939 году – 2,6% рабочие и служащие в 1928 году – 17,6%, в 1939 году – 50,2%, колхозники и кооперативные кустари: в 1928 году – 2,9%; в 1939 году – 47,2%.
Признаки советского общества:
– огосударствление всех сфер жизни. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.
|
|
– жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером. Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии – это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти – они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей: «партия – орден меченосцев».
– репрессии и внеэкономическое принуждение в обществе. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».
– отрицание опыта Запада;
– закрытость страны.
Сложилась аномальная, противоестественная, но исторически оказавшаяся неизбежной, модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями (Ю.П. Титов).
Функционирование высших государственных органов
Еще в 1927 году был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами – отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление.
|
|
Сложилась трехзвенная система управления: главк – трест – предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 года центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 года хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (областные) тресты и (районные) промышленные комбинаты.
ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.
XVII съезд партии в начале 1934 года сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.
Вывод: Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация – децентрализация, ужесточение регулирования – либерализация и т.п.). Основными итогами ее становления стали: сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.
Централизация правоохранительной системы
В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР.
На прокуратуру СССР возлагались обязанности:
– по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции;
– за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
– за законностью действий органов милиции, ОГПУ;
– по поддержанию обвинения в суде.
С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.
Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 году созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР.
На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.