Хотя теоретическая конструкция «Я» является главным структурным элементом, принципиально важное предположение — основная гипотеза в теории «Я» — состоит в том, что индивидууму свойственна потребность в развитии для самоактуализации. Организм стремится не только к самосохранению, но также к самосовершенствованию в направлении личностной целостности, интегрированности, завершенности и автономности. Поэтому предполагается, что у клиента наличествуют способность и мотивация самому решать свои проблемы. Главное следствие из этого взгляда заключается в том, что задача консультанта — создавать в беседе соответствующую «атмосферу» и применять методы, способствующие проявлению этих естественных сил развития, действующих в направлении перехода к душевному здоровью и творчески продуктивному поведению.
Хотя считается, что «потребность в самоактуализации» обусловлена биологически, предполагается, что направление такого развития обусловлено культурной средой —родителями, сверстниками, учителями и другими значимыми для ребенка людьми. Поскольку индивидуум склонен отказываться от восприятия опыта, конфликтующего с его «Я»-концепцией, эти силы развития в процессе становления личности зачастую искажаются. Такое положение дел нередко дает картину личности, лишенной позитивной мотивации кразвитию. Приверженцам теории «Я», по-видимому, свойственно твердое убеждение, что позитивные силы развития в конце концов должны возобладать. В частности, независимость вытеснит зависимость; интеграция преодолеет дезинтеграцию; антисоциальное поведение сменится социальным.
|
|
Третья предпосылка, основанная на взглядах, которые называются «феноменологией», состоит в следующем: «реальность» индивидуума —это то, что он воспринимает. Внешние события важны для него только в той мере, в какой он на опыте переживает их значимость. Феноменологисты говорят: «Чтобы понять индивидуума, нужно выявить из его поведения его "феноменологическое поле"». Иными словами, чтобы по-настоящему узнать человека, наблюдатель или консультант должен выяснить, как тот воспринимает свое окружение и самого себя. Соответственно, термин «внутренняя система отсчета» стал в консультировании общеупотребительным, подразумевая, что консультант должен постараться как можно глубже проникнуть в мир восприятия клиента. Это личное понимание служит необходимым вступлением к «принятию» системы ценностей клиента. Данная точка зрения объясняет, почему сторонники клиент-центрированной терапии придают такое значение глубокому пониманию и признанию внутренних установок клиента. Итак, в феноменологическом подходе приветствуются способности психотерапевта к эмпатии, сопереживанию.
|
|
Роджерс [249] предложил в рабочем порядке систему из четырнадцати постулатов, которые выходят за пределы упомянутых нами базовых предпосылок. Сейчас много усилий тратится на то, чтобы внести ясность в эти вопросы и подвергнуть его предложе-ния строгой экспериментальной проверке. Исследования сосредоточены на вопросе о том, как организованы и как изменяются сознательные и подсознательные уровни личности. Впрочем, это достаточно трудная задача — связать изменения, происходящие при клиент-центрированном консультировании, с постулатами теории «Я», особенно с ее базовым постулатом о самоактуализации. Примеры исследовательских усилий, прилагаемых в этом направлении, собраны в обзоре Роджерса и Даймонда [258].
Родственное течение втеориях личности —это ориентированный на «потребности» подход. Маслоу [197], например, дополняет базовые постулаты теории «Я», такие как принцип самоактуализации, представлениями об основных человеческих потребностях. Он рассматривает человеческое существо как интегрированный, целостный организм с набором базовых потребностей, ранжированных в иерархии приоритетов, которая определяется, главным образом, той культурной средой, в которой человек вырос. Психотерапевтический процесс тогда предстает систематизированным удовлетворением потребностей посредством совершенно особой разновидности межличностных отношений. Как убежден Маслоу, его теория удовлетворения потребностей объясняет, почему так часто помощь в решении психологических проблем способны оказывать люди,. имеющие самые благие намерения, но не подготовку в области теории и методов консультирования.