Роль теории научения

Исторически это течение восходит к 1920-м годам — к кон­цепции Павлова об условных рефлексах в качестве основы на­учения и к бихевиоризму Уотсона. Их стремление к объектив­ности приводит к усилению акцента на изучении наиболее про­стых форм поведения с помощью экспериментов с животными. Хотя возможностей прямого применения формальной теории научения в проблематике психотерапии и консультирования не так уж много, в последние несколько лет появился ряд академи­ческих книг и статей, в которых предпринимались попытки объ­яснять психотерапевтические ситуации в терминах теории науче­ния. Примерами таких усилий по объединению теории и практи­ки служат следующие работы: Моурер [2 17], Доллард и Миллер [83J, Шобен [274], Шоу [270].

Характеристики и предпосылки

Теория научения в первую очередь предполагает, что значительная часть человеческого поведения —результат научения. Предполагается также, что поведение может быть модифици­ровано и что поведение клиента, как и взаимосвязь этого поведения с предшествующими обстоятельствами жизни клиента, может быть описано с помощью гипотез, выводимых из соответствующей модели личности. Некоторые термины и общие соображения, характерные для различных вариантов теории научения, рассматриваются ниже.

Строго бихевиористские объяснения поведения клиента ос­нованы в большинстве случаев на трудах таких ученых, как Торндайк, Халл, Гутри, Скиннер и Толман. Моурер и Миллер, Шоу, Роттер и Шобен пытались применить эти принципы в психологическом консультировании. Все подобные изыскания начинаются с предположения, что у личности есть побужде­ния. Эти побуждения обусловлены в первую очередь психоло­гически, однако вследствие социального научения складыва­ется разветвленная иерархия вторичных мотивов. Эти побуж­дения и мотивы подталкивают индивидуума к неким целям. Прошлый опыт индивида формирует ожидания (не признава­емые некоторыми сторонниками концепции подкрепления): если он будет стремиться достичь цели определенным спосо­бом, то достигнет ее. Стимулы или ключевые признаки иници­ируют реакцию, которая продвигает клиента к его целям. Эту последовательность называют «моделью S—R» (стимул—реак­ция). Индивидуум осуществляет дискриминацию стимулов в соответствии с прошлыми условиями выработки условных ре­флексов.

Ключевой концепцией в бихевиористском подходе является подкрепление. Это условия вознаграждения, которые возника­ют, когда завершается последовательность стимул—реакция. Тогда данная модель^—Лимеет тенденцию ксвоему воспроизве­дению в сходных обстоятельствах и к обобщению, распространя­емому на другие типы реакций, похожие на усвоенный при науче­нии образец. Кроме того, реакция по определенной схеме, если не происходит ее повторения и периодического подкрепления, имеет тенденцию к затуханию, то есть исчезновению. Процессы полу­чения иной реакции на те же самые стимулы и замены одних сти­мулов другими с целью получения той же самой реакции, называ­ются изменением условных рефлексов или, в психотерапевтичес­кой терминологии, переобучением. Сторонник теории научения рассматривает тревожные состояния как разновидность беспред­метного страха, когда индивидуум не осознает ни источника, ни объекта своих страхов.

Примером приложения теории научения к консультированию служит «теория воспрепятствования» Филлипса [235]. Филлипс подчеркивает одновременную ассертивность и избирательность поведения индивидуума и отказывается от концепций личнос­ти, предполагающих наличие в ней «оси глубины» и «защитных механизмов». Чтобы изменить в ходе психотерапии поведение клиента, консультант создает условия, которые препятствуют имеющимся стереотипам поведения и обучают клиента новым типам реакции применительно к его жизненным обстоятельст­вам. Филлипс без обиняков обращается к одному из важней­ших вопросов психотерапии, а именно: так ли уж необходимо постулировать существование в личности оси глубины в соче­тании с рядом допущений относительно подсознания и защит­ных механизмов, таких как вытеснение?

Еще один вопрос, который поднимают сторонники теории на­учения, — это вопрос об экспериментальном подтверждении. Приверженец теории научения усердно стремится так сформу­лировать свои концепции, постулаты и гипотезы, чтобы они были соотносимы с поведением и допускали наблюдения и ис­следования в лабораторных условиях. Сторонник теории науче­ния сурово критикует способы построения теории, так как кон­цепции, постулаты и гипотезы, по его мнению, слишком «скользкие» и расплывчатые и их трудно соотносить с наблюда­емым поведением. Тем не менее, теория научения не смогла предложить полезных в практическом смысле альтернативных концепций вместо ряда дедуктивных концепций о структуре и функционировании личности, выводимых в динамических тео­риях и теориях личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: