Подходы, ориентированные на личностные свойства и факторы

Существуют теории, не претендующие на такую широту ох­вата или систематичность, как ряд рассмотренных подходов; и все же они помогают объяснять события, наблюдаемые в про­цессе консультирования. В теории свойств личность рассмат­ривается как система взаимозависимых свойств или факторов, таких как способности (вербальные, математические, моторные и т. п.), интересы и ценности, установки и темперамент. В этот перечень также входят социальные качества и тип адаптации. Подход теории свойств имеет долгую историю, состоящую из по­пыток классифицировать людей по основным типам характера и описывать их в терминах тестовых измерений по шкалам разно­образных психологических свойств.

Подходы, ориентированные на свойства и факторы, широ­ко применяются непсихотерапевтическими консультантами, уделяющими основное внимание проблемам образования и профориентации. Их задача сводится к прогнозированию, в ко­тором доминирующее значение имеет всесторонняя оценка факторов, представляющих ценность (большую или меньшую) для предсказания успешности учебы или работы. Сдругой стороны, психотерапевтический консультант, сосредоточивающий­ся на внутренних установках клиента и мешающих ему чувст­вах, больше интересуется динамическими и перцепционными теориями.

На теорию свойств и факторов большое влияние оказало раннее измерительное направление в психологии. Привержен­цы психометрии занимались измерениями по разнообразным личностным шкалам с целью точной постановки диагноза и предсказания будущих успехов испытуемого. Патерсон, Бин-гэм, Дарлей и Уильямсон были инициаторами первых попы­ток превратить консультирование в объективный, ориентиро­ванный на измерения процесс. Торн и Симондс сделали то же самое в области психотерапевтического консультирования. Они разработали множество методов объединения процедур тестирования, изучения клиента, наблюдения, диагностиро­вания и прогнозирования, планирования дальнейших дейст­вий и послеконсультационного сопровождения, превратив их тем самым в формализованный процесс, который теперь из­вестен нам под названием профессионального консультиро­вания.

Другие ученые внесли в консультирование определенный «вспомогательный» вклад. Статистические методы факторного анализа используются для сбора данных о структурной органи­зации личности. Каттелл [60], например, накопил значительный банк данных о «кластерах свойств». В исследовательских цент­рах получено несколько важных результатов относительно таких личностных факторов, как способности. Многие тесты, основан­ные на факторных исследованиях, стали доступны консультан­там и повлияли на их теоретические представления об организа­ции и функционировании личности. Эти достижения подробнее рассматриваются в главе 10.

Оллпорт [4] оказал на консультантов заметное влияние свои­ми взглядами относительно независимых унитарных свойств. Значительная часть личностных тестов опиралась на общую по­сылку о том, что личность может быть разложена на вполне ус­тойчивые обобщенные блоки реакций под названием «свойства». Например, тестирование таких свойств, как социальная интро-версия, честность, агрессивность, оптимизм и уверенность в себе, свидетельствует о широком проникновении подобных взглядов в психотерапевтическую терминологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: