Ограничение сферы применения теории свойств и факторов в психотерапии и консультировании

Сторонники подхода свойств и факторов предаются эмпири­ческому изучению взаимоотношений, возникающих в процессе консультирования, пытаясь осмыслить свои наблюдения в рам­ках некоей общей теории. Их прагматические интересы, по-ви­димому, заставляют их сосредоточиться на поминутном изучении беседы, на исследовании свойств и факторов, которые могут быть измерены и использованы в прогностических формулах, и на кон­сультационном процессе в целом как серии шагов к довольно спе­цифическим консультационным целям.

Одна из важных проблем, возникающих вследствие такого практического стремления к конкретным целям, заключается в установлении критериев успешности психотерапии и консуль­тирования. Осмысленное соединение происходящего в консуль­тационном процессе с измеримыми критериями успешности консультирования — тема многих современных исследований. Каково, например, соотношение между директивностью пове­дения консультанта и последующей способностью клиента при­нимать на себя ответственность за свою жизнь, трудоустройст­во, успеваемость, отношения с родными и близкими или про­сто почувствовать себя счастливее? В данном эмпирическом методе прошлое клиента вызывает мало интереса, разве что оно покажется релевантным консультанту, систематически наблю­дающему клиента.

Сосредоточенность этой группы исследователей консуль­тационного процесса на объективности, диагностировании и прогнозировании порождала у научной общественности неко­торую озабоченность и даже тревогу. Их называли «директиви-стами», подразумевая, что данный метод консультирования сводится к формуле: «Выясни, что с клиентом не так, и скажи ему». Чрезмерное увлечение методами диагностирования и про­гнозирования и отказ от взглядов, более близких к динамичес­ким теориям, приводили к злоупотреблениям и крайностям, что вызвало много саркастических откликов во время дискуссии 1940-х годов о директивном и недирективном поведении кон­сультанта. Лишь очень наивный адепт школы свойств и фак­торов способен верить, будто бы консультант, собравший до­статочно много фактов относительно разнообразных свойств клиента, сможет осмыслить его поведение. Нам уже хорошо известно, что ценность простой каталогизации фактов не слиш­ком велика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: