Сторонники подхода свойств и факторов предаются эмпирическому изучению взаимоотношений, возникающих в процессе консультирования, пытаясь осмыслить свои наблюдения в рамках некоей общей теории. Их прагматические интересы, по-видимому, заставляют их сосредоточиться на поминутном изучении беседы, на исследовании свойств и факторов, которые могут быть измерены и использованы в прогностических формулах, и на консультационном процессе в целом как серии шагов к довольно специфическим консультационным целям.
Одна из важных проблем, возникающих вследствие такого практического стремления к конкретным целям, заключается в установлении критериев успешности психотерапии и консультирования. Осмысленное соединение происходящего в консультационном процессе с измеримыми критериями успешности консультирования — тема многих современных исследований. Каково, например, соотношение между директивностью поведения консультанта и последующей способностью клиента принимать на себя ответственность за свою жизнь, трудоустройство, успеваемость, отношения с родными и близкими или просто почувствовать себя счастливее? В данном эмпирическом методе прошлое клиента вызывает мало интереса, разве что оно покажется релевантным консультанту, систематически наблюдающему клиента.
|
|
Сосредоточенность этой группы исследователей консультационного процесса на объективности, диагностировании и прогнозировании порождала у научной общественности некоторую озабоченность и даже тревогу. Их называли «директиви-стами», подразумевая, что данный метод консультирования сводится к формуле: «Выясни, что с клиентом не так, и скажи ему». Чрезмерное увлечение методами диагностирования и прогнозирования и отказ от взглядов, более близких к динамическим теориям, приводили к злоупотреблениям и крайностям, что вызвало много саркастических откликов во время дискуссии 1940-х годов о директивном и недирективном поведении консультанта. Лишь очень наивный адепт школы свойств и факторов способен верить, будто бы консультант, собравший достаточно много фактов относительно разнообразных свойств клиента, сможет осмыслить его поведение. Нам уже хорошо известно, что ценность простой каталогизации фактов не слишком велика.