Описательная модель

Применяя современные и традиционные теории личности в консультировании, следует учитывать несколько аспектов. Как уже говорилось в этой главе, существуют значительные разно­гласия по поводу необходимости включать в концептуальную си­стему координат ось глубины, однако мы полагаем, что включе­ние еще и оси времени очень важно для объяснения событий, на­блюдаемых при консультировании.

Глубинно-биографический подход вданный момент необхо­дим — в связи с тем пониманием настоящего, которое консуль­тант и клиент могут приобрести благодаря знакомству с историей клиента. Каждая стадия развития характеризуется своими уни­кальными проблемами, которые закладывают в почву семена бу­дущих проблем. Более того, психотерапевтический консультант начинает работу с клиентом, находящимся на конкретном уровне развития личности. Изменения поведения, которые происходят в ходе консультационного процесса в каждый данный момент, за­висят от всей истории развития клиента, а не только от его ны­нешнего восприятия внешнего мира.

Еще одна причина для встраивания оси глубины в нашу мо­дель состоит в том, что она, по-видимому, помогает сделать ди­агностические высказывания более осмысленными. Обоснова­ния нашего подхода к вопросам диагностики в главе 5 восходят к биографической точке зрения. Даже сами цели психотерапев­тического процесса концентрируются вокруг непрекращающих­ся процессов развития, установившихся ранее в истории разви­тия клиента. Коль скоро мы видим назначение психотерапев­тического процесса в продолжении и стимуляции нормального развития за счет обоюдных усилий психотерапевта и клиента, важно, чтобы как консультант, так и клиент имели представление об оси развития.

Глубинно-биографический подход не противоречит совре­менному интересу к самым последним перцепционным теори­ям, поскольку существующее вданный момент восприятие кли­ентом своей реальности тоже входит в число насущных клини­ческих сведений. Например, нельзя по-настоящему узнать, что представляет из себя дом, не пожив в нем. Мы можем измерить его, сфотографировать, изучить его историю, но так толком и не узнать его. Точно так же невозможно понять клиента, пока мы не узнаем, какой ему виДится его нынешняя ситуация.

Изложенные ниже идеи — это попытка объединить историче­ские и современные взгляды в многогранном, учитывающем ось времени, подходе к пониманию клиента. На рис. 6 приведена схе­матическая иллюстрация развития личности от низкого до высо­кого уровня дифференцированности. Личность предстает в виде совокупности непрестанно расширяющихся колец. Культурная среда, в которой развивается личность, представлена трехмерным пространством, окружающим развивающуюся личность.

Личность взрослого человека

Высокая дифференцированность

Низкая дифференцированность

Ро ждени е____ ____ ____ ____

Ось времени для стадий развития

Рис. 6. Модель развития личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: