В основе психологического развития лежит несколько общих принципов. Развитие совершается прогрессивно и кумулятивно, то есть оно характеризуется поэтапным наращиванием. Здесь уместно сравнение с древесным стволом (см. главу 2). С течением лет кольца становятся толще и многочисленней.Развитие и интегративно, и дезинтегративно, то есть развитие — не только процесс созидания и сборки, но и процесс разрушения. Например, индивидууму предстоит отказаться от детских паттернов, прежде чем смогут функционировать паттерны взрослые. Развитие определяется двумя родственными принципами — созреванием и научением. Созревание подразумевает, что потенциал развития реализуется в надлежащих стимулирующих условиях, коль скоро организм готов на них реагировать. Стесняющие условия и ограниченные адаптивные реакции индивидуума, например, слишком сильная психологическая угроза и выработанные в ответ на нее защитные механизмы, тормозят психологическое развитие. И наконец,психологическое развитие зависит от контакта с людьми. Предполагается, что одной из причин, по которой психотерапевтические взаимоотношения становятся таким мощным средством развития, является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Изложенные общие взгляды на жизнь и развитие человека можно считать теоретической основой данной главы.
|
|
Тот принцип, что развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, чрезвычайно важен для психотерапии. Все основанные на взаимоотношениях методы, обсуждаемые в главе 7, служат установлению теплой и доброжелательной атмосферы в общении психотерапевта и обремененного проблемами клиента, с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития последнего. В сфере действия этого принципа способность любить является, возможно, самой главной составной частью развития. Фромм, который неоднократно обращался к теме любви, настаивает на том, что «психоаналитическая терапия сводится главным образом к попытке помочь пациенту обрести или восстановить свою способность любить» [1 17, р. 87]. Он определяетлюбовь как «...деятельную заботу о жизни и развитии того, кого мы любим» [113, р. 26]. В сходном духе высказывается Салливан: «Любовь начинается, когда человек ощущает, что нужды другого человека так же важны, как его собственные» [294, р. 246].
Главным качеством зрелой любви выступает глубокая забота о благополучии другого человека. Мы полагаем, что восприятие любви такого рода со стороны родителей или лиц, их замещающих, является необходимым условием нормального развития личности. Как будет видно из последующего обсуждения стадий роста, восприятие и выражениелюбви имеет особое значение для психологического развития и здоровья индивидуума во всех возрастных периодах — от младенчества до старости. Одновременно мы постарались показать, как фрустрации и какие-либо психологические дефициты приводят в каждом возрасте к своим последствиям.
|
|
Можно было бы сказать, что человек заболевает, когда отсутствуют надлежащие условия для его развития. Однако проблемы, с которыми борются консультант и клиент, связаны не столько с «психическим нездоровьем», сколько с задержкой нормального процесса развития. У каждого отдельно взятого клиента эти про-блемыразвития могут проявляться водной из двух основных форм или сразу в обеих. С одной стороны, человек может испытывать трудности, специфические для его конкретного возраста. Сдру-гой — его проблемы могутбытьтакими, с которыми он, учитывая его возраст и уровень способностей, уже должен был бы уметь справляться. Такой человек, возможно, застрял в некой ловушке той стадии развития, которая уже не адекватна его возрасту и жизненному опыту, и вследствие этого плохо подготовлен креше-нию типичных проблем своего календарного возраста. Другими словами, разновидности проблем, обременяющих индивидуума, могут соответствовать либо его реальному возрастному уровню, либо более раннему периоду развития, если тот не был пройден должным образом.
Вышеизложенное подразумевает следующий постулат: индивидуум является продуктом всего того жизненного опыта, который приобрел на момент обращения к консультанту или психотерапевту. Более того, опыт, который ему пришлось пережить в ранние, формирующие годы жизни, в значительной степени предопределяет тип адаптации, проявляющийся у него налюбой из следующих стадий развития. Всем людям свойственны «проблемы роста». Коль скоро они решены успешно и последовательно, человек хорошо подготовлен к дальнейшему прогрессу в своем психологическом развитии. Если же проблемы оказались чересчур угрожающими или чересчур трудными для решения, он либо застревает в своем развитии, либо наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал.
В свете изложенной точки зрения, существует несколько резонов для того, чтобы психотерапевт стремился к самым широким познаниям относительно стадий развития личности. Он должен бытьзнаком с проблемами, типичными для каждого возрастного уровня, и с соответствующими вариациями в методологии, поскольку ему, может быть, доведется работать с клиентами различного возраста. Хотя большая часть этой книги посвящена работе с подростками и взрослыми, в главе 13 рассматриваются некоторые модификации методологии, необходимые и полезные при работе с детьми и их родителями.
Когда психотерапевт работает со взрослыми, желательно, чтобы он достаточно часто оценивал уровень зрелости каждого отдельного клиента. Например, у психотерапевта больше возможностей помочь клиенту, когда он знает, являются ли проблемы клиента типичными для его возраста и жизненного опыта, или же тот переносит в настоящее нерешенные фундаментальные проблемы своего прошлого. Многие индивидуумы способны лучше понимать и решать свои нынешние проблемы, возвращаясь через свой жизненный опыт к главным фрус-трирующим моментам, которые блокировали или исказили их развитие.
Нижеследующее обсуждение ранних стадий жизни изобилует классическими концепциями психоанализа, поскольку среди существующих ныне теорий он представляется нам единственной достаточно полной и ориентированной на биографию индивидуума теорией детского развития.