Основные принципы развития

В основе психологического развития лежит несколько общих принципов. Развитие совершается прогрессивно и кумулятивно, то есть оно характеризуется поэтапным наращиванием. Здесь уместно сравнение с древесным стволом (см. главу 2). С те­чением лет кольца становятся толще и многочисленней.Разви­тие и интегративно, и дезинтегративно, то есть развитие — не только процесс созидания и сборки, но и процесс разруше­ния. Например, индивидууму предстоит отказаться от детских паттернов, прежде чем смогут функционировать паттерны взрослые. Развитие определяется двумя родственными прин­ципами — созреванием и научением. Созревание подразумевает, что потенциал развития реализуется в надлежащих стимулирующих условиях, коль скоро организм готов на них реагировать. Стесняющие условия и ограниченные адаптивные реакции ин­дивидуума, например, слишком сильная психологическая уг­роза и выработанные в ответ на нее защитные механизмы, тор­мозят психологическое развитие. И наконец,психологическое развитие зависит от контакта с людьми. Предполагается, что одной из причин, по которой психотерапевтические взаимоот­ношения становятся таким мощным средством развития, яв­ляется возникновение особых, оптимальных условий для чело­веческих отношений. Изложенные общие взгляды на жизнь и развитие человека можно считать теоретической основой дан­ной главы.

Тот принцип, что развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, чрезвычайно важен для психотера­пии. Все основанные на взаимоотношениях методы, обсужда­емые в главе 7, служат установлению теплой и доброжелатель­ной атмосферы в общении психотерапевта и обремененного проблемами клиента, с целью обеспечения максимально бла­гоприятных условий для развития последнего. В сфере дейст­вия этого принципа способность любить является, возможно, самой главной составной частью развития. Фромм, который неоднократно обращался к теме любви, настаивает на том, что «психоаналитическая терапия сводится главным образом к попытке помочь пациенту обрести или восстановить свою спо­собность любить» [1 17, р. 87]. Он определяетлюбовь как «...дея­тельную заботу о жизни и развитии того, кого мы любим» [113, р. 26]. В сходном духе высказывается Салливан: «Любовь начи­нается, когда человек ощущает, что нужды другого человека так же важны, как его собственные» [294, р. 246].

Главным качеством зрелой любви выступает глубокая забота о благополучии другого человека. Мы полагаем, что восприятие любви такого рода со стороны родителей или лиц, их замещаю­щих, является необходимым условием нормального развития лич­ности. Как будет видно из последующего обсуждения стадий рос­та, восприятие и выражениелюбви имеет особое значение для пси­хологического развития и здоровья индивидуума во всех возрастных периодах — от младенчества до старости. Одновре­менно мы постарались показать, как фрустрации и какие-либо психологические дефициты приводят в каждом возрасте к своим последствиям.

Можно было бы сказать, что человек заболевает, когда отсут­ствуют надлежащие условия для его развития. Однако проблемы, с которыми борются консультант и клиент, связаны не столько с «психическим нездоровьем», сколько с задержкой нормального процесса развития. У каждого отдельно взятого клиента эти про-блемыразвития могут проявляться водной из двух основных форм или сразу в обеих. С одной стороны, человек может испытывать трудности, специфические для его конкретного возраста. Сдру-гой — его проблемы могутбытьтакими, с которыми он, учитывая его возраст и уровень способностей, уже должен был бы уметь справляться. Такой человек, возможно, застрял в некой ловушке той стадии развития, которая уже не адекватна его возрасту и жизненному опыту, и вследствие этого плохо подготовлен креше-нию типичных проблем своего календарного возраста. Другими словами, разновидности проблем, обременяющих индивидуума, могут соответствовать либо его реальному возрастному уровню, либо более раннему периоду развития, если тот не был пройден должным образом.

Вышеизложенное подразумевает следующий постулат: инди­видуум является продуктом всего того жизненного опыта, кото­рый приобрел на момент обращения к консультанту или психоте­рапевту. Более того, опыт, который ему пришлось пережить в ран­ние, формирующие годы жизни, в значительной степени предопределяет тип адаптации, проявляющийся у него налюбой из следующих стадий развития. Всем людям свойственны «про­блемы роста». Коль скоро они решены успешно и последователь­но, человек хорошо подготовлен к дальнейшему прогрессу в сво­ем психологическом развитии. Если же проблемы оказались че­ресчур угрожающими или чересчур трудными для решения, он либо застревает в своем развитии, либо наращивает раковину за­щитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продук­тивный потенциал.

В свете изложенной точки зрения, существует несколько резо­нов для того, чтобы психотерапевт стремился к самым широким познаниям относительно стадий развития личности. Он должен бытьзнаком с проблемами, типичными для каждого возрастного уровня, и с соответствующими вариациями в методологии, по­скольку ему, может быть, доведется работать с клиентами различ­ного возраста. Хотя большая часть этой книги посвящена работе с подростками и взрослыми, в главе 13 рассматриваются некоторые модификации методологии, необходимые и полезные при ра­боте с детьми и их родителями.

Когда психотерапевт работает со взрослыми, желательно, чтобы он достаточно часто оценивал уровень зрелости каждого отдельного клиента. Например, у психотерапевта больше воз­можностей помочь клиенту, когда он знает, являются ли про­блемы клиента типичными для его возраста и жизненного опы­та, или же тот переносит в настоящее нерешенные фундамен­тальные проблемы своего прошлого. Многие индивидуумы способны лучше понимать и решать свои нынешние пробле­мы, возвращаясь через свой жизненный опыт к главным фрус-трирующим моментам, которые блокировали или исказили их развитие.

Нижеследующее обсуждение ранних стадий жизни изобилует классическими концепциями психоанализа, поскольку среди существующих ныне теорий он представляется нам единствен­ной достаточно полной и ориентированной на биографию ин­дивидуума теорией детского развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: