Стадия зависимости (от рождения до 2 лет)
На протяжении первой стадии своей жизни ребенок совершенно беспомощен и в удовлетворении своих нужд должен полагаться исключительно на родителей. Многое из того, что он изначально узнает о человеческих взаимоотношениях, обусловлено тем стилем, в котором удовлетворяются его потребности. Представления о характере его окружения складываются у него, главным образом, под влиянием процесса кормления. Именно поэтому Фрейд [111] называет первый год жизни «оральным периодом». Если мать выказывает теплое и доброжелательное отношение к ребенку в сочетании с готовностью утолить его голод, он испытывает при кормлении приятные чувства. Если же в своих взаимоотношениях кормления ребенок ощущает свое неприятие матерью или отчуждение отнее, он испытывает тревогу и недовольство.
Функции всасывания еды, таким образом, ассоциируются с ощущением безопасности. В этот период у ребенка развиваются представления о том, как живется зависимому человеку. Это могут быть уроки безопасности и любви или их отсутствия. Если ребенка кормят регулярно, сопровождая кормление выражением любви и лаской, и отлучают от груди постепенно, он научится переносить фрустрации без чрезмерного напряжения. В теории развития ребенка стало уже аксиомой, что огорчения не должны быть слишком многочисленными, слишком ранними и слишком неожиданными. Коль скоро потребности этого периода зависимости удовлетворяются и регулируются должным образом, подготавливается путь для естественного перехода к следующей стадии развития.
|
|
Если ребенок страдает от чрезмерных фрустраций, неудовлетворенности или неустойчивости своих взаимоотношений в раннем оральном периоде, то это может иметь серьезные последствия для его личностного развития. Испытывающий перенапряжение, орально фрустрированный ребенок сосет свой палец; став взрослым, он может курить, жевать резинку, объедаться сластями или злоупотреблять кофе, чаем, алкогольными напитками. Нарушения аппетита — как непреодолимое обжорство, так и анорексия — могут свидетельствовать об оральных фрустрациях. Фрейд [109] предположил, что люди, успешно прошедшие эту стадию развития, имеют тенденцию быть оптимистами, в то время как частая оральная неудовлетворенность предрасполагает к пессимизму. Эрик-сон [93]полагает, что такие важные аспекты младенческого научения, как «доверие» и «недоверие», обусловлены ранними оральными переживаниями. Булер [47] характеризует период от рождения до восьми месяцев как стадию овладения, на которой ребенок учится контролировать свое тело и его функции. К числу таких функций относится овладение оральной сферой, а также — овладение отношениями зависимости с родителями.
|
|
Любовь на этой стадии является примитивной, сравнительно слабо дифференцированной зависимой любовью, которая большей частью сводится к получению чего-либо от окружающих. Таким образом, те чувства, которые ребенок испытывает во время получения пищи и удовлетворения других своих потребностей, имеют критическое значение для развития его личности. Дефи-,цит способности выражать свою любовь, так часто отмечаемый у взрослых невротиков, вероятно, уходит своими корнями в эту стадию. Ребенокже, который получал любовь щедро и ничем необус-ловленно, по всей видимости, позднее в своей жизни будет способен с меньшими усилиями отдавать любовь. Дети, страдавшие от отчуждения или неустойчивости ранних отношений любви, могут позднее выдвигать непомерные требования любви и внимания к ним, а также стремиться к зависимости. Другие, боясь отвержения своих нежных чувств, могут остерегаться зависимости и близости вотношенияхслюдьми, избегая повторения неприятных переживаний. Их усилия зачастую бывают неудачны и, похоже, лишь отражают ослабление способности получать и отдавать любовь.
Итак, для будущего развития ребенка существенно, чтобы отношения между ним и матерью были близкими, эмоциональными и ласковыми. В психотерапии взрослых воспроизведе-ниераннихдетских воспоминаний, или, в более общих терминах, материала детского опыта, связанного с родителями или близкими людьми, может привести к ценным инсайтам относительно происхождения и целевого назначения нездоровых установок клиента в вопросах зависимости и любви.
Мы хотим сделать одно предостережение. Хотя удовольствие, получаемое от зависимого положения, должно доминировать и действительно доминирует на ранней оральной стадии, все же, если эту стадию затянуть, могут быть посеяны семена нездоровой фиксации. Ребенок даже в таком нежном возрасте должен осознать, что по мере своего роста он постепенно отдаляется от родителей. Так называемый «принцип реальности» должен быть преподан ребенку в раннем возрасте, в форме оту-чения от груди и аналогичных действий. Таким образом может поддерживаться оптимальный баланс между темпами физического развития и личностно-социального созревания.