Сущность метода отражения

Отражение чувств определяется как попытка консультанта выразить другими словами существенные смысловые установ­ки (не затрагивая пока содержание), отмеченные им в том, что говорит клиент. Консультант старается отразить установки клиента, чтобы тот лучше понял сам себя, и чтобы показать клиенту, что консультант его понимает. Слово другими подчерк­нуто здесь потому, что самая, вероятно, грубая ошибка в отра­жении у начинающего консультанта — это использование тех же самых слов, которые употреблялись клиентом. В одном анек­доте, где консультант почти дословно повторяет высказывания клиента, тот, наконец, осведомляется: «У меня что, и произно­шение никуда не годится?». Предпочтительней использовать от­личающиеся формулировки, выказывая живой интерес и уси­лие понять — например, в таком стиле: «Вы, по-видимому, чув­ствуете, что вам пора принять решение; однако вам трудно это сделать».

Слово «установки» подчеркнуто в определении отображения чувств для того, чтобы консультант помнил — он должен вос­принимать скрытые чувства, лежащие в основе того, что сказа­но, а не только само содержание. Психотерапию часто сравни­вают с речным потоком, где рябь на поверхности соответствует содержанию высказываний. Но гораздо важнее подводные те­чения — чувства, обусловливающие содержание. Немалое ис­кусство требуется для того, чтобы развить в себе чуткость, поз­воляющую сразу распознать эти чувства и отразить их назад, едва клиент успеет закончить фразу.

Стоит сказать несколько слов предостережения относитель­но чувств клиента. Распространенная ошибка, проистекающая из акцента на чувствах, сводится к взгляду, будто бы выражение и идентификация чувств сами по себе имеют великую внутреннюю ценность. Зачастую считают, будто бы чувства более важны, чем размышления. Выражение чувств действительно поощряется методом отражения. Эффективность последнего, однако, опре­деляется той идеей, что выражение чувств является при консуль­тациях средством, а не целью. Например, выявление негативных чувств удерживает от реализации антисоциальных намерений.

Клиент считает, что чувства субъективны и им нельзя дове­рять. Чувства говорят ему об опасности, когда опасности нет, о наличии симптомов, когда он устал и угнетен. Выражение чувств, таким образом, должно позволить раскрыть идеи, лежа­щие в основе чувств или ассоциированные с ними. Клиента нуж­но научить доверять выражению своих чувств. Человеку в па­ническом состоянии, например, можно помочь, если дать ему выразить свои чувства. Как воздух очищается от смога, так в результате кларификации человек может изучить и отрегулиро­вать подспудную основу своих страхов.

Человек посредством своей эго-системы оценивает свой про­житой опыт. На чувства не распространяются оценочные кате­гории; чувства не могут быть «правильными» или «неправиль­ными». А вот на идеи распространяются категории «истинно­го» и «ложного». Однако оценивание мыслей возможно только после того, как прояснены чувства. Именно поэтому отраже­ние содержания представляется нецелесообразным на ранних стадиях терапии, но приобретает подлинную ценность в конце. Итак, прояснение чувств ведет к прояснению идей и опыта, ле­жащих в основе этих чувств.

Консультант помогает людям изменить свое поведение или нежелательный образ действий. Однако путь к этим изменени­ям, по всей видимости, проходит через чувства человека. Более того, чувства клиента порождены его идеями или его восприя­тием. Это значит, что тем, как он воспринимает и осмысливает свой мир, определяются его чувства относительно этого мира. Как представляется, этот процесс замыкается, поскольку чув­ства, в свою очередь, влияют на восприятие, тем самым пред­определяя, что и как видит человек. Следовательно, пережитый опыт, чувства и базовые потребности лежат в основе его поведе­ния. В особенности чувства можно назвать путем к тем глубо­ким уровням идей и опыта, которые составляют систему ядра личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: