На опыте преподавания будущим консультантам метода отображения выяснилась полезность классификации челове-; ческих чувств, с тем чтобы новичок научился сразу распозна- \ вать выражаемые чувства. Рейд и Снайдер (Reid and Snyder, g. 241) обнаружили, что консультанты по-разному оценивают I. чувства, выражаемые клиентом. Однако между консультан- * тами, оцененными как хорошие, согласие было значительно выше. Это предполагает, что способность к отражению чувств отчасти обусловлена общей квалификацией и опытностью консультанта.
В общем и целом можно сказать, что чувства разделяются на три основные категории: позитивные, негативные и амбивалентные. К позитивным чувствам относятся те, которые конструктивны для эго-системы, в то время как негативные чувства в целом для эго-системы деструктивны. Об амбивалентных чувствах говорят при наличии двух и более чувств, контрастирующих между собой или противоречащих друг другу, выражаемых или испытываемых одновременно в отношении одного и того же объекта. В клиническом консультировании выяснилось, что такие чувства встречаются в очень многих случаях межличностных отношений, поэтому для консультанта особенно важно заметить эти явные противоречия и отобразить их для клиента. Для клиента важно понять и принять свои кажущиеся несовместимыми установки в отношении одного и того же человека, так как иначе это может стать источником сильного внутриличностного напряжения. Одна из целей психотерапевтического консультирования — осознание того факта, что мы способны одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека.
|
|
Ниже приведены некоторые примеры названий, относящихся к двум нашим условным категориям позитивных и негативных чувств.
Позитивные: счастье, безопасность, благодарность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, любовь, оптимизм, удовлетворение, душевное тепло.
Негативные: вина, негодование, страх, депрессия, отвращение, антагонизм, бунт, отвержение, враждебность.
Начинающий консультант, который научится наблюдать и распознавать общие категории чувств, обнаружит, что ему стало легче отображать чувства быстро и уверенно.