Основные действия руководителя

Постановка проблемы. Руководитель формулирует вопрос или тему, которыми должна будет заниматься группа. Это может

___________

1 Читатель сможет найти в книге George R. Bach, Intensive Group Psychotherapy более полный обзор способов организации групповой психотерапии.

2 Мы признательны доктору Джеймсу Ф. Т. Бюгенталю за основные идеи этого раздела.

происходить как в самом начале, так и в процессе обсуждения. Формулировка приводится без указаний, какое решение долж­но быть достигнуто или на чью сторону склоняется сам руково­дитель.

Сдерживание. Одних участников руководитель приглашает высказаться, а других просит воздержаться от комментариев; он также призывает к порядку или требует внимательности. Эти действия не имеют никакого отношения к содержанию разго­вора, а определяют только, кто должен и кто не должен активно включаться в него в каждый конкретный момент.

Проверка настроений. Руководитель стремится выяснить ба­ланс мнений в группе. Он может попросить участников поднять руки или просто описать по собственным впечатлениям суть общего мнения и обратиться к группе за подтверждением своих

слов.

Разработка идей. Руководитель стремится получить помощь группы в прояснении и разработке идей, заново формулируя эти идеи, обобщая их или противопоставляя их друг другу. Нового материала он не вводит, но, оперируя тем, что было высказано, старается прояснить тезисы или добиться расширенного их по­нимания.

Мониторинг. Руководитель напоминает группе о рамках и ограничениях, относящихся к ее работе (например, пределы по времени, административные предписания, основополагающие

правила).

Активизация. Руководитель стремится повысить мотивацию группы в отношении задачи. Он может подчеркивать причины для работы над этой задачей или просто призывать группу к повышению активности и упрекать за снижение.

Обслуживание группы. Руководитель выполняет для группы некоторые секретарские функции (например, ведет записи, пишет на классной доске, раздает бумагу, регулирует освеще­ние). Эта функция может не иметь вербальных аспектов.

Содержательное участие. Руководитель принимает участие в обсуждении на равных правах с другими членами группы и никаким образом не осуществляет свои руководящие функции. Руководители также прибегают к определенным средствам ускорения прогресса — в том смысле, что способствуют быстрей­шему развитию обсуждения в группе. Ниже приводится свод­ный перечень таких средств.

Инициатива. Руководитель предлагает новые идеи, процедуры и новые пути. При этом основное содержание выводится не из предыдущей работы группы, а, как правило, ищется «внутри» высказываний последних выступавших участников.

Поправки. Руководитель развивает идеи, уже прозвучавшие в группе. Он может ввести новый «поворот сюжета», но в об­щем случае он больше корректирует, чем вносит нечто новое.

Поддержка. Руководитель осуществляет подчеркивание, обоснование и иным образом приходит участникам на помощь в отношении идей, уже прозвучавших в группе. Он не стремит­ся усовершенствовать эти идеи, только ускорить их признание группой.

Сопротивление. Руководитель может подвергать сомнению прозвучавшие в группе идеи, оспаривать их или отвлекать от них внимание. Он может попытаться их изменить или повли­ять на группу, чтобы она их отвергла.

Обобщение. Руководитель демонстрирует группе аналогию или контрастность нескольких прозвучавших идей, сводит во­просы к их сути, концентрирует или проясняет содержание.

Вопросы. Руководитель стремится получить информацию, узнать мнения и тому подобное. (Под вопросы замаскированы и некоторые другие формы его активности. Критерий здесь — будут ли возможные ответы ценнее, чем сам вопрос.)

Отвлечение. Руководитель целиком закрывает возникшую в группе тему (но не в том смысле, что развивает другие ее аспек­ты!). Он может пошутить, организовать какое-то другое заня­тие или сделать личное замечание.

Контроль. Руководитель может попытаться регулировать во­прос, кто будет говорить, когда и как долго. Он может помогать менее красноречивым участникам.

Информация. Руководитель предоставляет группе информа­цию (иногда в ответ на вопрос), зачастую просто излагая сведе­ния, хотя у него может быть и дополнительная цель — повлиять на группу. Однако сутью этого метода является оглашение фак­тов или того, что воспринимается как факты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: