Понятие и виды права водопользования

Под водопользованием понимается не всякое пользование водой, а лишь пользование водами, находящимися в собственности РК. Пользование во­дой, не охватываемой понятием «воды», юридически не признается водо­пользованием и либо совсем не регулируется правом, либо в ином качестве регулируется нормами гражданского или административного законодатель­ства, но не водным законодательством286.

Новое в водном законодательстве. — М., 1972. С. 33. 338


Согласно п. 19 ст.1 ВК РК водопользование - использование водных ресурсов в порядке, установленном законодательством Республики Казах­стан, для удовлетворения собственных нужд и (или) коммерческих интере­сов физических и юридических лиц.

Под правом водопользования в объективном смысле понимается со­вокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления, ис­пользования и изъятия вод, устанавливающих права и обязанности водо­пользователей.

В субъективном смысле право водопользования - совокупность пра­вомочий конкретного водопользователя по владению и пользованию вода­ми.

Объектами права водопользования выступают водоемы или их от­дельные участки.

В соответствии с п.20 ст. 1 Водного кодекса РК водопользователь - фи­зическое или юридическое лицо, которому в порядке, установленном зако­нодательством Республики Казахстан, предоставлено право использования водных ресурсов для удовлетворения собственных нужд и (или) коммерче­ских интересов.

В ВК РК встречается и такое понятие, как водопотребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее воду из водных объектов или поль­зующееся услугами водохозяйственных организаций и получающее воду из систем водоснабжения. Однако не все из водопотребителей являются субъ­ектами права водопользования, т.к. многие просто потребляют воду из сис­тем водоснабжения, а она не является водами в правовом смысле.

Содержание права водопользования составляют права и обязанности водопользователя.

Права водопользователей закреплены в ст.71 ВК РК. Это права:

1) пользоваться водными объектами в целях, для которых они предос­тавлены, с соблюдением условий и требований, предусмотренных водным законодательством Республики Казахстан;

2) по своему усмотрению осуществлять принадлежащее им право поль­зования водными объектами, при этом не допуская нарушения прав и за­конных интересов других лиц, причинения вреда водным объектам и окру­жающей среде;

3) использовать в установленном порядке земли водного фонда;

4) создавать объединения, союзы (ассоциации) и другие некоммерческие организации водопользователей;

5) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов для осуществления водохозяйственной деятельности;

6) проверять качество и количество предоставляемой воды;


7) защищать свои права на водопользование;

8) на возмещение вреда, причиненного нарушениями прав, в том числе прав на получение воды в соответствии с установленными лимитом и ре­жимом подачи;

9) осуществлять другие права, предусмотренные законами Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда.

Основные обязанности водопользователей закреплены в ст. 72 Водного кодекса РК. Водопользователи обязаны:

1) рационально использовать водные ресурсы, принимать меры к сокра­щению потерь воды;

2) бережно относиться к водным объектам и водохозяйственным соору­жениям, не допускать нанесения им вреда;

3) соблюдать установленные лимиты и режим водопользования;

4) не допускать нарушения прав и интересов других водопользователей и природопользователей;

5) содержать в исправном состоянии водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуа­тационные качества, вести учет использования водных ресурсов;

6) осуществлять водоохранные мероприятия;

7) выполнять в установленные сроки в полном объеме условия водо­пользования, определенные разрешением на специальное водопользование, а также предписания контролирующих органов;

8) не допускать сброса вредных веществ, превышающих установленные нормативы;

9) своевременно представлять в государственные органы достоверную и полную информацию об использовании водного объекта по форме, уста­новленной законодательством Республики Казахстан;

10) принимать меры к внедрению водосберегающих технологий, про­грессивной техники полива, оборотных и повторных систем водоснабже­ния;

11) не допускать загрязнения площади водосбора поверхностных и под­земных вод;

12) обеспечивать соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов;

13) не допускать использования воды питьевого качества на производст­венные и другие нужды без соответствующего обоснования и решения уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда и уполномоченного органа по изучению и использованию недр;

14) соблюдать требования промышленной безопасности на водных объ­ектах и водохозяйственных сооружениях;


15) обеспечивать безопасность физических лиц на водных объектах и водохозяйственных сооружениях;

16) немедленно сообщать в территориальные органы Министерства РК по чрезвычайным ситуациям и акиматы области (города республиканского значения, столицы) обо всех аварийных ситуациях и нарушениях техноло­гического режима водопользования, а также принимать меры по предот­вращению вреда водным объектам;

17) своевременно осуществлять платежи за водопользование;

18) получить экологическое разрешение при осуществлении эмиссий в окружающую среду;

19) выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Респуб­лики Казахстан в области использования и охраны водного фонда.

Право водопользования охраняется законом. Никто не может быть ли­шен права водопользования иначе как по основаниям, указанным в Водном кодексе и других законах Республики Казахстан.

Вмешательство со стороны государственных органов в деятельность во­допользователей, связанное с ущемлением их права водопользования, за­прещается, за исключением случаев, предусмотренных ВК РК.

Право водопользования может быть ограничено в порядке, установлен­ном законами РК, в целях обеспечения безопасности и обороны государст­ва, охраны здоровья населения, окружающей среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц, а также при маловодий, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ограничение права водопользования не должно ухудшать условие поль­зования водными ресурсами для питьевых и бытовых нужд населения.

Согласно п.2 ст.64 ВК РК право общего водопользования для гражда­нина возникает с момента его рождения и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах.

Основания возникновения права специального водопользования недостаточно четко прописаны в Водном кодексе РК.

Согласно ст.22 ВК РК право пользования водными объектами предос­тавляется физическим и юридическим лицам акиматами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда.

А в соответствии с п.З ст.64 ВК РК право специального водопользования возникает с момента получения разрешения, выданного в порядке, установ­ленном законодательством РК. В соответствии с Правилами выдачи разре­шений на специальное водопользование от 20 января 2004 года № 56 раз­решения выдаются на следующие виды специального водопользования:


1) сброс очищенных промышленных, коммунально-бытовых, дренажных
и других сточных вод в поверхностные водные объекты;

2) использование из части недр хозяйственно-питьевых и производст­венно-технических подземных вод с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки;

3) забор и (или) использование поверхностных вод с применением со­оружений или технических устройств.

Разрешение на специальное водопользование является документом, удостоверяющим право его владельца на осуществление конкретного вида специального водопользования.

Комитет по водным ресурсам выдает разрешения на специальное водо­пользование иностранным юридическим лицам. Территориальные органы Комитета по водным ресурсам выдают разрешения на специальное водо­пользование всем юридическим и физическим лицам.

Разрешения на специальное водопользование выдаются физическим и юридическим лицам после согласования условий этого водопользования:

1) с территориальными органами уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды - во всех случаях;

2) с исполнительными органами, осуществляющими деятельность в об­ласти санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответ­ствующих территориях - во всех случаях;

3) с территориальными органами уполномоченного органа по изучению и использованию недр на использование из части недр хозяйственно-питьевых и производственно-технических подземных вод;

4) с территориальными органами уполномоченного государственного органа в области ветеринарии - при заборе вод для нужд животноводства и переработки животноводческой продукции, а также сбросе сточных вод из животноводческих помещений и предприятий по переработке животновод­ческой продукции;

5) с территориальными органами уполномоченного органа в области
рыбного хозяйства — при заборе поверхностных вод из водоемов рыбохо-
зяйственного значения и при сбросе в них сточных и дренажных вод.

Исходя из анализа содержания В К РК, можно сделать вывод, что осно­ваниями возникновения права водопользования являются решения аки-матов о предоставлении вод в обособленное водопользование, разрешение на специальное водопользование, выдаваемое органами Комитета по вод­ным ресурсам и договоры о вторичном водопользовании.

Основания прекращения права специального водопользования за­креплены в ст.75 ВК РК. Оно подлежит прекращению в случаях:

1) отказа водопользователя от права водопользования;


2) истечения срока водопользования;

3) смерти физического лица-водопользователя;

4) ликвидации юридического лица - водопользователя;

5) естественного или искусственного исчезновения водных объектов;

6) перехода права пользования водными объектами другим физическим и юридическим лицам.

Право специального водопользования прекращается путем отзыва раз­решения на специальное водопользование в случаях:

1) использования водных ресурсов не по целевому назначению;

2) неиспользования в течение одного года водных ресурсов, предназна­ченных для питьевого водоснабжения;

3) неиспользования водных ресурсов в течение трех лет;

4) возникновения необходимости использования водных ресурсов для государственных нужд;

5) несоблюдения водопользователем условий и требований, установлен­ных водным законодательством Республики Казахстан;

6) возникновения оснований для наложения запрета на использование водных ресурсов.

Отзыв разрешения на специальное водопользование является основани­ем для расторжения договора водопользования.

Решение о прекращении права специального водопользования может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РК.

Право водопользования подразделяется на виды по нескольким критери­ям.

1. Целевое назначение вод. По данному признаку право водопользова­ния делится на право пользования водами:

1) для питьевых, бытовых и иных нужд населения;

2) для оздоровительных и рекреационных целей;

3) для нужд сельского хозяйства;

4) для промышленных целей;

5) для нужд гидроэнергетики;

6) для нужд транспорта и лесосплава;

7) для нужд рыбного хозяйства;

8) для нужд охотничьего хозяйства;

9) с целью заповедования;

10) для сброса сточных вод;

11) для противопожарных нужд.

Следует отметить, что в зависимости от целевого назначения вод уста­навливается определенный правовой режим использования вод. У каждого водоема, предназначенного для той или иной цели, есть свои особенности


при водопользовании. Например, из подземных водоемов, содержащих воду питьевого качества, забор воды для случаев, не связанных с этой целью, за­прещается. На водоемах заповедников и заказников не разрешается или су­щественно ограничивается ведение хозяйственных работ. На водоемах, предназначенных для нужд транспорта, запрещен молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги, зато есть обя­занность проводить дноуглубительные работы.

2. Способ водопользования. По данному признаку право водопользо­вания делится на общее и специальное.

Общее водопользование осуществляется для удовлетворения нужд на­селения без закрепления водных объектов за отдельными физическими или юридическими лицами и без применения сооружений или технических уст­ройств, влияющих на состояние вод. Специального разрешения для осуще­ствления общего водопользования не требуется.

Общее водопользование может быть ограничено или запрещено в целях экологической, технической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Условия и правила общего водопользования устанавливаются местными представительными органами областей (города республиканско­го значения, столицы) (ст.65 ВК РК).

К специальному водопользованию относится пользование поверхно­стными и подземными водными ресурсами непосредственно из водного объекта с изъятием или без изъятия для удовлетворения питьевых и комму­нально-бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, рыбоводства и транспорта, а также для сбро­са промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод с применением следующих сооружений и технических устройств: ста­ционарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и са­мотечному забору воды из поверхностных и морских вод; водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса в поверхностные и морские воды промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод; сооружений для отведения сточных вод на поля орошения, испарения, фильтрации и на рельеф местности; плотин и других водоподпорных и водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений); гидравлических электростанций; водохо­зяйственных сооружений тепловых и атомных электростанций, предназна­ченных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлажде­ния вод; оросительных, обводнительных, оросительно-обводнительных и осушительных систем; водозаборных сооружений, оборудованных насос­ными установками и другими водоподъемными средствами для извлечения подземных вод и иных целей, в том числе производства осушительных, во-


допонизительных и природоохранных мероприятий, оказывающих влияние на состояние подземных вод; водосбросных сооружений (скважин, колод­цев, шахт), предназначенных для сброса сточных и других вод в недра; во­доотводящих сооружений эксплуатируемых горных выработок, предназна­ченных для извлечения из шахт, карьеров, штолен, разрезов; самоизливаю­щих скважин, шахтных колодцев, каптажей источников и других малых со­оружений для извлечения подземных вод, работающих без принудительного понижения уровня воды; поглощающих скважин и колодцев для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод, технологических растворов в подземные водоносные горизонты и пустоты горных пород; нагнетающих скважин для поддержания пластового давления при разработке углеводородного сырья и подземного выщелачивания при добыче месторождений твердых полезных ископаемых; других технических устройств, влияющих на состояние вод.

Специальное водопользование осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения только для определенных в нем це­лей и не должно нарушать права и законные интересы других лиц и причи­нять вред окружающей среде. Использование из части недр хозяйственно-питьевых и производственно-технических подземных вод с лимитами изъя­тия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки осуществляется на основании разрешения, выданного Комитетом по водным ресурсам.

Не требуются разрешения на специальное водопользование при исполь­зовании следующих водозаборных сооружений: шахтных и трубчатых фильтровых колодцев глубиной до двадцати метров, а также каптажных со­оружений, работающих без принудительного понижения уровня с изъятием воды во всех случаях не более пятидесяти кубических метров в сутки из первого от поверхности водоносного горизонта, не используемого для цен­трализованного водоснабжения (ст.66 ВК РК).

3. Субъектный состав. Предусмотрено два вида права водопользова­ния: совместное и обособленное.

Право совместного водопользования возникает при предоставлении водных объектов или их части в пользование нескольким физическим и (или) юридическим лицам.

При совместном водопользовании в первую очередь удовлетворяются интересы водопользователей, занимающихся питьевым водоснабжением населения, а также интересы нижерасположенных водопользователей.

Водопользователи, ведущие совместное водопользование, обязаны объ­являть об условиях или запрете общего водопользования, если иное не ус­тановлено решениями местных представительных органов областей (города республиканского значения, столицы) (ст.68 ВК РК).


Согласно ст.67 ВК РК право обособленного водопользования возникает при предоставлении водных объектов или их части в пользование одному физическому или юридическому лицу.

Водопользователь, осуществляющий обособленное водопользование, обязан объявить об условиях или запрете общего водопользования, если иное не установлено решениями местных представительных органов облас­тей (города республиканского значения, столицы).

4. Условия предоставления водоема в пользование. Здесь различают
первичное и вторичное водопользование.

Первичным водопользованием является водопользование физических и юридических лиц, осуществляющих забор воды непосредственно из вод­ных объектов для удовлетворения собственных нужд или поставки ее для вторичных водопользователей.

Вторичным водопользованием является водопользование физических и юридических лиц, получающих воду от первичного водопользователя на основании договора.

В договоре на вторичное водопользование указываются цель, для кото­рой предоставляется вода, и основные условия ее использования и гаранти­руется подача воды по графику вторичному водопользователю в пределах лимита, установленного для первичного водопользователя.

Первичный и вторичный водопользователи несут обоюдную ответствен­ность за соблюдение требований водного законодательства Республики Ка­захстан (ст.69 ВК РК).

5. Сроки водопользования. Водопользование бывает постоянное (без
заранее установленного срока) и временное, которое в свою очередь делит­
ся на краткосрочное - до 5 лет, и долгосрочное - от 5 до 49 лет.

При необходимости сроки водопользования могут быть продлены. Сроки специального водопользования зависят от ресурсного потенциала и текущего экологического состояния водного объекта. Общее водопользование является постоянным.

6. Платность. Общее водопользование осуществляется бесплатно, а
специальное, как правило, платно.

Некоторыми авторами право водопользования классифицируется на право водопользования, осуществляемое с изъятием (забор воды), и право водопользования, осуществляемое без изъятия (сброс сточных вод, использование в качестве водных путей)287.

Кузнецова Н. В. Указ. раб. С. 117. 346



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: