Поле- и почвозащитные леса

Отнесение лесов к категориям защитности, а также перевод их из одной категории в другую производится Правительством Республики Казахстан.

Второй составной частью лесного фонда РК являются земли.

Согласно ст.8 земли лесного фонда подразделяются на земли государст­венного и частного лесных фондов.

К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное землепользование госу­дарственным организациям, ведущим лесное хозяйство.

В составе государственного лесного фонда выделяются:





1) лесные угодья (угодья, покрытые лесом; не сомкнувшиеся лесные
культуры; плантации специального назначения, лесные питомники, а также
угодья, не покрытые лесом, - вырубки, гари, прогалины, редины);

2) нелесные угодья (сельскохозяйственные угодья, дороги, квар­
тальные просеки, противопожарные разрывы, усадьбы, воды, болота, лед­
ники, пески и прочие угодья в составе государственного лесного фонда).

Согласно ст.8 п.З. ЛК РК к землям частного лесного фонда относятся земли, покрытые искусственными лесами, агролесомелиоративными насаждениями, плантационными насаждениями специального назначения, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом РК, с целевым назначением для лесоразведения.

В лесной фонд не входят:

1) отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара,
расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустар­
никовая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

2) озеленительные насаждения в пределах границы населенных
пунктов, кроме городских лесов и лесопарков;

3) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.
Использование указанных насаждений, охрана и уход за ними, регули­
руются иными законодательными актами.

В виду исключительной важности лесов, которая следует из вышепере­численных функций, они находятся в собственности Республики Казахстан, что закреплено в ст. 6 Конституции РК и в ст. 7 Лесного кодекса РК.Государственный лесной фонд в Республике Казахстан относится к объ­ектам государственной собственности и находится в республиканской соб­ственности.

Владение, пользование и распоряжение участками частного лесного фонда осуществляются частными лесовладельцами в соответствии с ЛК РК.Владение, распоряжение и пользование лесами осуществляется Прави­тельством Республики Казахстан.

Государственное управление в данной области реализуется Правитель­ством РК, акиматами и государственными органами управления лесным хозяйством в пределах их компетенции. К последним относят органы Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозййствШРНК РК закреплена компетенция Правительства Республики Ка­захстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроиз­водства лесов и лесоразведения


Правительство РК: 1) разрабатывает основные направления и обеспе­чивает реализацию государственной лесной политики; 2) осуществляет пра­ва владения, пользования и распоряжения государственным лесным фон­дом; 3) предоставляет участки государственного лесного фонда на праве ле-совладения лесным учреждениям и иным государственным организациям уполномоченного органа для охраны, защиты государственного лесного фонда, воспроизводства лесов и лесоразведения, организации комплексного пользования государственным лесным фондом; особо охраняемым природ­ным территориям со статусом юридического лица для целей, связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий; 4) утверждает программы по вопросам охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 5) утверждает распределение го­сударственного лесного фонда по категориям; 6) утверждает правила отпус­ка древесины на корню и рубок леса на участках государственного лесного фонда; 7) определяет порядок установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; 8) опреде­ляет порядок ведения государственного учета лесного фонда, государствен­ного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов, лесоустройст­ва; 9) определяет порядок исчисления и сроки внесения в бюджет платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда; 10) ут­верждает объемы сбора растений, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан; 11) утверждает базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства РК; 12) утверждает нормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразве­дению на участках государственного лесного фонда; 13) принимает реше­ние о запрещении рубок леса на участках государственного лесного фонда при возникновении угрозы деградации или гибели.

Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК является ведомством, осуществляющим специальные испол­нительные функции государственного управления и контроля, а также меж­отраслевую координацию в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 13 Лесного ко­декса РК основными функциями данного Комитета являются: 1) осуществ­ляет владение и пользование государственным лесным фондом в пределах компетенции, установленной Правительством РК; 2) разрабатывает про­граммы по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, вос­производства лесов и лесоразведения и обеспечивает их выполнение; 3) ор­ганизует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесораз­ведение, регулирует лесопользование на особо охраняемых природных тер­риториях и участках государственного лесного фонда, используемых в на-


учных, опытно-производственных и учебных целях, находящихся в его функциональном ведении; 4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты РК в области охраны, защиты и пользования лесным фон­дом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 5) осуществляет государст­венный контроль путем проверок за состоянием, охраной, защитой, пользо­ванием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением; 6) ут­верждает расчетные лесосеки и возраст рубки, правила заготовки живицы, древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, побочного пользо­вания лесом на территории государственного лесного фонда; 7) согласовы­вает материалы тендеров и условия договоров по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в функциональном ведении областных испол­нительных органов; 8) ведет единый государственный учет лесного фонда, единый государственный лесной кадастр, единый государственный монито­ринг лесов и лесоустройства; 9) определяет совместно с центральным ис­полнительным органом РК по пожарной безопасности требования к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями при долгосрочном лесопользовании; 10) осуществляет международное сотруд­ничество в области лесных отношений в порядке, установленном законода­тельством РК; 11) рассматривает отчеты руководителей исполнительных органов, финансируемых за счет средств местного бюджета, и организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования; 12) приостанавливает, ограничи­вает, прекращает право лесопользования на участках государственного лес­ного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов; 13) определяет направления научно-технического развития, организовывает научное исследование и проектно-изыскательские работы в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспро­изводства лесов и лесоразведения, лесной селекции и лесного семеноводст­ва; 14) организовывает и проводит тендеры по предоставлению лесных ре­сурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лес­ного фонда, находящихся в его ведении, с участием представителя област­ного исполнительного органа; 15) рассматривает дела об административных правонарушениях в области лесного законодательства РК, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании живот­ного мира и особо охраняемых природных территориях; 16) утверждает ме­тодические указания для расчета ставок платы за лесные пользования (за древесину, отпускаемую на корню, за иные лесные пользования).

Территориальные органы Комитета лесного и охотничьего хозяй­ства: 1) участвуют в разработке и выполнении программ по вопросам охра-


ны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесо­разведения; 2) организовывают и обеспечивают охрану, защиту, воспроиз­водство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на особо ох­раняемых природных территориях и участках государственного лесного фонда, используемых в научных, опытно-производственных и учебных це­лях и находящихся в ведении уполномоченного органа; 3) осуществляют государственный контроль путем проверок за состоянием, охраной, защи­той, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведе­нием; 4) ведут государственный учет лесного фонда, государственный лес­ной кадастр, государственный мониторинг лесов, обеспечивают проведение лесоустройства и лесохозяйственного проектирования; 5) рассматривают отчеты руководителей организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования; 6) приостанавливают, ограничивают и прекращают право лесопользования на участках государственного лесного фонда, а также работы, представ­ляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов; 7) рассматрива­ют дела об административных правонарушениях в области лесного законо­дательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и исполь­зовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

Местные представительные органы областей (города республикан­ского значения, столицы): 1) утверждают региональные программы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и ле­соразведению; 2) утверждают ставки платы за лесные пользования на уча­стках государственного лесного фонда (за исключением ставок за древеси­ну, отпускаемую на корню) на основании расчетов, составленных акимата-ми областей (города республиканского значения, столицы), согласованных с территориальными органами; 3) рассматривают отчеты акиматов областей (города республиканского значения, столицы) и организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, находящегося в его функцио­нальном ведении, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользова­ния (ст. 14 ЛК РК).

Местные исполнительные органы областей (города республикан­ского значения, столицы): 1) разрабатывают по согласованию с уполно­моченным органом и реализуют региональные программы по охране, защи­те, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению; 2) организовывают и обеспечивают охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на территории государст­венного лесного фонда, находящегося в их функциональном ведении; 3) разрабатывают и реализуют выполнение ежегодных планов мероприятий по профилактике лесных пожаров и борьбе с ними на территории государст-


венного лесного фонда; 4) определяют порядок привлечения физических и юридических лиц, а также противопожарной техники, транспортных и дру­гих средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают при­влекаемых к этой работе физических лиц средствами передвижения, пожа­ротушения, питанием и медицинской помощью; 5) оказывают содействие функционированию общественных пожарных объединений в соответствии с законодательством РК; 6) создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон в лесу для тушения пожаров на территории государ­ственного лесного фонда; 7) обеспечивают контроль за проведением кре­стьянскими хозяйствами и иными сельскохозяйственными организациями сжигания стерни, пожнивных и иных растительных остатков на сельскохо­зяйственных полях, пастбищах и сенокосах, отжигов травянистой расти­тельности на территориях, прилегающих к лесному фонду; 8) организовы­вают противопожарную пропаганду, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах; 9) координируют работу по борьбе с лес­ными пожарами на территории области с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий; 10) организовывают на территории лесного фонда работу по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучше­нию его санитарного состояния; 11) принимают решения о запрещении пребывания физических лиц на территории государственного лесного фон­да, о приостановлении права лесопользования при проведении авиахимиче­ских, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредите­лями и болезнями леса, а также в периоды высокой пожарной опасности в лесу; 12) подготавливают материалы по государственному учету лесного фонда, государственному лесному кадастру, государственному мониторин­гу лесов, находящихся в их функциональном ведении, для представления их уполномоченному органу; 13) принимают законченные объекты и готовую продукцию, произведенную в результате проведения лесохозяйственных мероприятий на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении; 14) организовывают и проводят тендеры по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на уча­стках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении, с участием уполномоченного органа и областных представитель­ных органов (ст. 15 ЛК РК).

В ст. 18 ЛК РК закреплена компетенция государственного учреждения лесного хозяйства в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Государственное учреждение лесного хозяйства: 1) участвует в разра­ботке и выполнении программ охраны, защиты и пользования лесным фон-


дом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 2) выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, содержанию постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций, заготовке, переработке и хранению лесных семян; 3) определяет в соответствии с ле­соустроительными проектами места и объемы лесопользования; 4) подго­тавливает материалы для выставления лесных ресурсов на тендеры; 5) обеспечивает рациональное использование лесных ресурсов; 6) выдает ле­сорубочные и лесные билеты на лесопользование; 7) принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений в области лесного законо­дательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и исполь­зовании животного мира и особо охраняемых природных территориях; 8) ведет государственный учет лесного фонда, государственный мониторинг лесов, участвует в работах по ведению государственного лесного кадастра; 9) осуществляет приемку законченных объектов и готовой продукции, про­изведенной в результате проведения лесохозяйственных мероприятий лесо­пользователями, в соответствии с лесным и гражданским законодательст­вом Республики Казахстан.

Все леса в Республике Казахстан подлежат охране.

Согласно п. 49 ст.4 ЛК РК охрана лесов - совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, незаконными порубками леса и другими нарушениями лесного законодательства Республики Казахстан.

В соответствии со ст.62 ЛК РК основными задачами охраны и защи­ты государственного лесного фонда являются: 1) проведение мероприя­тий по предупреждению лесных пожаров, своевременному их обнаружению и ликвидации; 2) обеспечение соблюдения всеми работающими и располо­женными на территории государственного лесного фонда организациями, а также находящимися в лесу физическими лицами правил пожарной безо­пасности и санитарных правил в лесах; 3) охрана лесов от незаконных по­рубок, повреждений, хищений и других нарушений лесного законодательст­ва РК, а также охрана земель государственного лесного фонда; 4) обеспече­ние выполнения лесопользователями правил отпуска древесины на корню и правил других видов лесопользования; 5) своевременное выявление очагов вредителей и болезней леса, прогнозирование их развития и борьба с ними; 6) проведение биотехнических мероприятий; 7) обеспечение соблюдения правил охоты и рыболовства на территории государственного лесного фон­да; 8) другие действия, обеспечивающие охрану, защиту государственного лесного фонда, воспроизводство, рациональное использование лесов и ле­соразведение; 9) обеспечение соблюдения экологических требований, уста­новленных экологическим законодательством РК.


В объективном смысле правовая охрана лесов - совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на леса, сохранению и вос­производству лесных ресурсов.

В субъективном смысле правовая охрана лесов - это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий ан­тропогенного развития на леса, сохранению и воспроизводству лесных ре­сурсов.

Экологические требования закреплены в Главе 34 ЭК РК. Здесь осуще­ствлен дифференцированный подход к экологическим требованиям. Выде­лены в отдельные статьи экологические требования при осуществлении ру­бок промежуточного пользования(ст.226 ЭК РК); экологические требования при осуществлении лесопользования на участках государственного лесного фонда (ст.227 ЭК РК); экологические требования при организации лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда (ст.228 ЭК РЕ); эко­логические требования при воспроизводстве лесов и лесоразведении (ст.229 ЭК РК); экологические требования при заготовке, обработке, хранении, пе­ремещении, реализации и использовании лесных семян и посадочного ма­териала для воспроизводства лесов и лесоразведения (ст.230 ЭК РК); эколо­гические требования при пользовании участками государственного лесного фонда при воспроизводстве лесов и лесоразведении на особо охраняемых природных территориях (ст.231 ЭК РК); экологические требования при ле­сопользовании в городских лесах и лесопарках (ст.232 ЭК РК); экологиче­ские требования при охране, защите, воспроизводстве и использовании дре­весной и кустарниковой растительности на участках государственного лес­ного фонда, переданных в пользование собственникам земельных участков или землепользователям (ст.233 ЭК РК); экологические требования при ох­ране, защите, пользовании участками государственного лесного фонда, вос­производстве лесов на участках государственного лесного фонда, располо­женных среди земельных участков других собственников или землепользо­вателей (ст.234 ЭК РК); экологические требования при охране, защите и ис­пользовании защитных насаждений на полосах отвода железнодорожных путей, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и дру­гих линейных сооружений (ст.235 ЭК РК).

Экологические требования при осуществлении лесопользования на уча­стках государственного лесного фонда по сути представляют собой обязан­ности лесопользователей и совпадают с перечнем обязанностей лесопользо­вателей, установленным ст.38 ЛК РК.


В охране лесов активное участие принимают органы внутренних дел РК, в частности - в борьбе с лесонарушениями. Так как на работников ОВД За­коном РК «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г. возложена задача предупреждения преступлений и административных правонаруше­ний, их выявление и пресечение, то они должны реагировать на каждый случай лесонарушения.

Органы внутренних дел РК осуществляют охрану лесов в различных ор­ганизационно-правовых формах (надзора, содействия природоохранитель­ным органам, рассмотрения экологических дел, охранительно-договорной форме).

В контрольно-надзорной деятельности участвуют участковые инспекто­ра, отделы природоохранной и ветеринарной полиции. Отделами природо­охранной и ветеринарной полиции при САП УВД областей проводят рейды по выявлению фактов незаконной порубки деревьев и кустарников посред­ством проверки законности продажи елей и саксаула и других пород де­ревьев на рынках города.

Органами внутренних дел РК осуществляется надзор в области охраны и использования лесов. Контроль ими не осуществляется, так как предостав­ленное первоначально Кодексом РК об административных правонарушени­ях от 30 января 2001 г. право налагать административные взыскания на на­рушителей за совершение такого правонарушения, как незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников в связи с изменениями, внесенными в кодекс, теперь им не принадлежит. Хотя им предоставлено право штрафо­вать за такое правонарушение, как «Нарушение правил содержания и защи­ты зеленых насаждений» (ст.300 КоАП РК), оно по сути экологическим не является. Следовательно, теперь ОВД РК осуществляют только надзор в данной области.

Органы внутренних дел выполняют экологические функции, как прави­ло, совместно с органами лесоохраны.

Методы и формы выявления нарушителей правил охраны леса - это объезды (обходы), открытое и скрытое патрулирование, рейды, засады и т. д. При обнаружении факта лесонарушения работники ОВД обязаны со­ставить протокол о лесонарушении, в котором указываются сведения о со­ставителе протокола (Ф.И.О., должность), о лице, совершившем нарушение (Ф.И.О., место жительства, место работы, занимаемая должность, размер заработка, документ, удостоверяющий личность), вид лесонарушения, раз­мер причиненного ущерба, место совершения лесонарушения, статья нор­мативного акта, предусматривающая ответственность за данный вид лесо­нарушения.





Раньше органами внутренних дел осуществлялся пожарный надзор и, в частности, надзор в области охраны растительного мира от пожаров. Но в соответствии с Указом Президента РК «О мерах по дальнейшему реформи­рованию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 г. функция пожарного надзора передана Министерству по чрезвычайным ситуациям РК.

Тем не менее, органы внутренних дел также участвуют в охране лесов от пожаров и незаконных порубок, оказывая помощь государственной лесной охране в контроле за соблюдением правил пожарной безопасности и в борьбе с лесными пожарами, организуют совместные рейды и патрулирова­ние, оказывают содействие лесхозам в предупреждении и пресечении по­рубки леса и других нарушений, устанавливают личности лесонарушителей, осуществляют их розыск и привлечение к ответственности.

Органы внутренних дел осуществляют рассмотрение экологических пре­ступлений, предусмотренных ст. 291 «Незаконная порубка деревьев и кус­тарников» и ст. 292 «Уничтожение или повреждение лесов» УК РК. Иногда органы внутренних дел самостоятельно осуществляют охрану лесов, в част­ности, специализированные охранные подразделения (например, курортная Боровская зона охраняется отрядом конной полиции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: