Отнесение лесов к категориям защитности, а также перевод их из одной категории в другую производится Правительством Республики Казахстан.
Второй составной частью лесного фонда РК являются земли.
Согласно ст.8 земли лесного фонда подразделяются на земли государственного и частного лесных фондов.
К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.
В составе государственного лесного фонда выделяются:
1) лесные угодья (угодья, покрытые лесом; не сомкнувшиеся лесные
культуры; плантации специального назначения, лесные питомники, а также
угодья, не покрытые лесом, - вырубки, гари, прогалины, редины);
2) нелесные угодья (сельскохозяйственные угодья, дороги, квар
тальные просеки, противопожарные разрывы, усадьбы, воды, болота, лед
ники, пески и прочие угодья в составе государственного лесного фонда).
Согласно ст.8 п.З. ЛК РК к землям частного лесного фонда относятся земли, покрытые искусственными лесами, агролесомелиоративными насаждениями, плантационными насаждениями специального назначения, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом РК, с целевым назначением для лесоразведения.
В лесной фонд не входят:
1) отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара,
расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустар
никовая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
2) озеленительные насаждения в пределах границы населенных
пунктов, кроме городских лесов и лесопарков;
3) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.
Использование указанных насаждений, охрана и уход за ними, регули
руются иными законодательными актами.
В виду исключительной важности лесов, которая следует из вышеперечисленных функций, они находятся в собственности Республики Казахстан, что закреплено в ст. 6 Конституции РК и в ст. 7 Лесного кодекса РК.Государственный лесной фонд в Республике Казахстан относится к объектам государственной собственности и находится в республиканской собственности.
Владение, пользование и распоряжение участками частного лесного фонда осуществляются частными лесовладельцами в соответствии с ЛК РК.Владение, распоряжение и пользование лесами осуществляется Правительством Республики Казахстан.
Государственное управление в данной области реализуется Правительством РК, акиматами и государственными органами управления лесным хозяйством в пределах их компетенции. К последним относят органы Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозййствШРНК РК закреплена компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения
Правительство РК: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной лесной политики; 2) осуществляет права владения, пользования и распоряжения государственным лесным фондом; 3) предоставляет участки государственного лесного фонда на праве ле-совладения лесным учреждениям и иным государственным организациям уполномоченного органа для охраны, защиты государственного лесного фонда, воспроизводства лесов и лесоразведения, организации комплексного пользования государственным лесным фондом; особо охраняемым природным территориям со статусом юридического лица для целей, связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий; 4) утверждает программы по вопросам охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 5) утверждает распределение государственного лесного фонда по категориям; 6) утверждает правила отпуска древесины на корню и рубок леса на участках государственного лесного фонда; 7) определяет порядок установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; 8) определяет порядок ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов, лесоустройства; 9) определяет порядок исчисления и сроки внесения в бюджет платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда; 10) утверждает объемы сбора растений, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан; 11) утверждает базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства РК; 12) утверждает нормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда; 13) принимает решение о запрещении рубок леса на участках государственного лесного фонда при возникновении угрозы деградации или гибели.
Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК является ведомством, осуществляющим специальные исполнительные функции государственного управления и контроля, а также межотраслевую координацию в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РК основными функциями данного Комитета являются: 1) осуществляет владение и пользование государственным лесным фондом в пределах компетенции, установленной Правительством РК; 2) разрабатывает программы по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения и обеспечивает их выполнение; 3) организует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулирует лесопользование на особо охраняемых природных территориях и участках государственного лесного фонда, используемых в на-
учных, опытно-производственных и учебных целях, находящихся в его функциональном ведении; 4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты РК в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 5) осуществляет государственный контроль путем проверок за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением; 6) утверждает расчетные лесосеки и возраст рубки, правила заготовки живицы, древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда; 7) согласовывает материалы тендеров и условия договоров по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в функциональном ведении областных исполнительных органов; 8) ведет единый государственный учет лесного фонда, единый государственный лесной кадастр, единый государственный мониторинг лесов и лесоустройства; 9) определяет совместно с центральным исполнительным органом РК по пожарной безопасности требования к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями при долгосрочном лесопользовании; 10) осуществляет международное сотрудничество в области лесных отношений в порядке, установленном законодательством РК; 11) рассматривает отчеты руководителей исполнительных органов, финансируемых за счет средств местного бюджета, и организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования; 12) приостанавливает, ограничивает, прекращает право лесопользования на участках государственного лесного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов; 13) определяет направления научно-технического развития, организовывает научное исследование и проектно-изыскательские работы в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, лесной селекции и лесного семеноводства; 14) организовывает и проводит тендеры по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в его ведении, с участием представителя областного исполнительного органа; 15) рассматривает дела об административных правонарушениях в области лесного законодательства РК, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях; 16) утверждает методические указания для расчета ставок платы за лесные пользования (за древесину, отпускаемую на корню, за иные лесные пользования).
Территориальные органы Комитета лесного и охотничьего хозяйства: 1) участвуют в разработке и выполнении программ по вопросам охра-
ны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 2) организовывают и обеспечивают охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на особо охраняемых природных территориях и участках государственного лесного фонда, используемых в научных, опытно-производственных и учебных целях и находящихся в ведении уполномоченного органа; 3) осуществляют государственный контроль путем проверок за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением; 4) ведут государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, государственный мониторинг лесов, обеспечивают проведение лесоустройства и лесохозяйственного проектирования; 5) рассматривают отчеты руководителей организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования; 6) приостанавливают, ограничивают и прекращают право лесопользования на участках государственного лесного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов; 7) рассматривают дела об административных правонарушениях в области лесного законодательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;
Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) утверждают региональные программы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению; 2) утверждают ставки платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда (за исключением ставок за древесину, отпускаемую на корню) на основании расчетов, составленных акимата-ми областей (города республиканского значения, столицы), согласованных с территориальными органами; 3) рассматривают отчеты акиматов областей (города республиканского значения, столицы) и организаций по вопросам состояния, охраны, защиты лесного фонда, находящегося в его функциональном ведении, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования (ст. 14 ЛК РК).
Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) разрабатывают по согласованию с уполномоченным органом и реализуют региональные программы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению; 2) организовывают и обеспечивают охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на территории государственного лесного фонда, находящегося в их функциональном ведении; 3) разрабатывают и реализуют выполнение ежегодных планов мероприятий по профилактике лесных пожаров и борьбе с ними на территории государст-
венного лесного фонда; 4) определяют порядок привлечения физических и юридических лиц, а также противопожарной техники, транспортных и других средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе физических лиц средствами передвижения, пожаротушения, питанием и медицинской помощью; 5) оказывают содействие функционированию общественных пожарных объединений в соответствии с законодательством РК; 6) создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон в лесу для тушения пожаров на территории государственного лесного фонда; 7) обеспечивают контроль за проведением крестьянскими хозяйствами и иными сельскохозяйственными организациями сжигания стерни, пожнивных и иных растительных остатков на сельскохозяйственных полях, пастбищах и сенокосах, отжигов травянистой растительности на территориях, прилегающих к лесному фонду; 8) организовывают противопожарную пропаганду, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах; 9) координируют работу по борьбе с лесными пожарами на территории области с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий; 10) организовывают на территории лесного фонда работу по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению его санитарного состояния; 11) принимают решения о запрещении пребывания физических лиц на территории государственного лесного фонда, о приостановлении права лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, а также в периоды высокой пожарной опасности в лесу; 12) подготавливают материалы по государственному учету лесного фонда, государственному лесному кадастру, государственному мониторингу лесов, находящихся в их функциональном ведении, для представления их уполномоченному органу; 13) принимают законченные объекты и готовую продукцию, произведенную в результате проведения лесохозяйственных мероприятий на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении; 14) организовывают и проводят тендеры по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении, с участием уполномоченного органа и областных представительных органов (ст. 15 ЛК РК).
В ст. 18 ЛК РК закреплена компетенция государственного учреждения лесного хозяйства в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения
Государственное учреждение лесного хозяйства: 1) участвует в разработке и выполнении программ охраны, защиты и пользования лесным фон-
дом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 2) выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, содержанию постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций, заготовке, переработке и хранению лесных семян; 3) определяет в соответствии с лесоустроительными проектами места и объемы лесопользования; 4) подготавливает материалы для выставления лесных ресурсов на тендеры; 5) обеспечивает рациональное использование лесных ресурсов; 6) выдает лесорубочные и лесные билеты на лесопользование; 7) принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений в области лесного законодательства РК, законодательства РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях; 8) ведет государственный учет лесного фонда, государственный мониторинг лесов, участвует в работах по ведению государственного лесного кадастра; 9) осуществляет приемку законченных объектов и готовой продукции, произведенной в результате проведения лесохозяйственных мероприятий лесопользователями, в соответствии с лесным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
Все леса в Республике Казахстан подлежат охране.
Согласно п. 49 ст.4 ЛК РК охрана лесов - совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, незаконными порубками леса и другими нарушениями лесного законодательства Республики Казахстан.
В соответствии со ст.62 ЛК РК основными задачами охраны и защиты государственного лесного фонда являются: 1) проведение мероприятий по предупреждению лесных пожаров, своевременному их обнаружению и ликвидации; 2) обеспечение соблюдения всеми работающими и расположенными на территории государственного лесного фонда организациями, а также находящимися в лесу физическими лицами правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах; 3) охрана лесов от незаконных порубок, повреждений, хищений и других нарушений лесного законодательства РК, а также охрана земель государственного лесного фонда; 4) обеспечение выполнения лесопользователями правил отпуска древесины на корню и правил других видов лесопользования; 5) своевременное выявление очагов вредителей и болезней леса, прогнозирование их развития и борьба с ними; 6) проведение биотехнических мероприятий; 7) обеспечение соблюдения правил охоты и рыболовства на территории государственного лесного фонда; 8) другие действия, обеспечивающие охрану, защиту государственного лесного фонда, воспроизводство, рациональное использование лесов и лесоразведение; 9) обеспечение соблюдения экологических требований, установленных экологическим законодательством РК.
В объективном смысле правовая охрана лесов - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на леса, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
В субъективном смысле правовая охрана лесов - это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на леса, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
Экологические требования закреплены в Главе 34 ЭК РК. Здесь осуществлен дифференцированный подход к экологическим требованиям. Выделены в отдельные статьи экологические требования при осуществлении рубок промежуточного пользования(ст.226 ЭК РК); экологические требования при осуществлении лесопользования на участках государственного лесного фонда (ст.227 ЭК РК); экологические требования при организации лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда (ст.228 ЭК РЕ); экологические требования при воспроизводстве лесов и лесоразведении (ст.229 ЭК РК); экологические требования при заготовке, обработке, хранении, перемещении, реализации и использовании лесных семян и посадочного материала для воспроизводства лесов и лесоразведения (ст.230 ЭК РК); экологические требования при пользовании участками государственного лесного фонда при воспроизводстве лесов и лесоразведении на особо охраняемых природных территориях (ст.231 ЭК РК); экологические требования при лесопользовании в городских лесах и лесопарках (ст.232 ЭК РК); экологические требования при охране, защите, воспроизводстве и использовании древесной и кустарниковой растительности на участках государственного лесного фонда, переданных в пользование собственникам земельных участков или землепользователям (ст.233 ЭК РК); экологические требования при охране, защите, пользовании участками государственного лесного фонда, воспроизводстве лесов на участках государственного лесного фонда, расположенных среди земельных участков других собственников или землепользователей (ст.234 ЭК РК); экологические требования при охране, защите и использовании защитных насаждений на полосах отвода железнодорожных путей, автомобильных дорог, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений (ст.235 ЭК РК).
Экологические требования при осуществлении лесопользования на участках государственного лесного фонда по сути представляют собой обязанности лесопользователей и совпадают с перечнем обязанностей лесопользователей, установленным ст.38 ЛК РК.
В охране лесов активное участие принимают органы внутренних дел РК, в частности - в борьбе с лесонарушениями. Так как на работников ОВД Законом РК «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г. возложена задача предупреждения преступлений и административных правонарушений, их выявление и пресечение, то они должны реагировать на каждый случай лесонарушения.
Органы внутренних дел РК осуществляют охрану лесов в различных организационно-правовых формах (надзора, содействия природоохранительным органам, рассмотрения экологических дел, охранительно-договорной форме).
В контрольно-надзорной деятельности участвуют участковые инспектора, отделы природоохранной и ветеринарной полиции. Отделами природоохранной и ветеринарной полиции при САП УВД областей проводят рейды по выявлению фактов незаконной порубки деревьев и кустарников посредством проверки законности продажи елей и саксаула и других пород деревьев на рынках города.
Органами внутренних дел РК осуществляется надзор в области охраны и использования лесов. Контроль ими не осуществляется, так как предоставленное первоначально Кодексом РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. право налагать административные взыскания на нарушителей за совершение такого правонарушения, как незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников в связи с изменениями, внесенными в кодекс, теперь им не принадлежит. Хотя им предоставлено право штрафовать за такое правонарушение, как «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений» (ст.300 КоАП РК), оно по сути экологическим не является. Следовательно, теперь ОВД РК осуществляют только надзор в данной области.
Органы внутренних дел выполняют экологические функции, как правило, совместно с органами лесоохраны.
Методы и формы выявления нарушителей правил охраны леса - это объезды (обходы), открытое и скрытое патрулирование, рейды, засады и т. д. При обнаружении факта лесонарушения работники ОВД обязаны составить протокол о лесонарушении, в котором указываются сведения о составителе протокола (Ф.И.О., должность), о лице, совершившем нарушение (Ф.И.О., место жительства, место работы, занимаемая должность, размер заработка, документ, удостоверяющий личность), вид лесонарушения, размер причиненного ущерба, место совершения лесонарушения, статья нормативного акта, предусматривающая ответственность за данный вид лесонарушения.
Раньше органами внутренних дел осуществлялся пожарный надзор и, в частности, надзор в области охраны растительного мира от пожаров. Но в соответствии с Указом Президента РК «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 г. функция пожарного надзора передана Министерству по чрезвычайным ситуациям РК.
Тем не менее, органы внутренних дел также участвуют в охране лесов от пожаров и незаконных порубок, оказывая помощь государственной лесной охране в контроле за соблюдением правил пожарной безопасности и в борьбе с лесными пожарами, организуют совместные рейды и патрулирование, оказывают содействие лесхозам в предупреждении и пресечении порубки леса и других нарушений, устанавливают личности лесонарушителей, осуществляют их розыск и привлечение к ответственности.
Органы внутренних дел осуществляют рассмотрение экологических преступлений, предусмотренных ст. 291 «Незаконная порубка деревьев и кустарников» и ст. 292 «Уничтожение или повреждение лесов» УК РК. Иногда органы внутренних дел самостоятельно осуществляют охрану лесов, в частности, специализированные охранные подразделения (например, курортная Боровская зона охраняется отрядом конной полиции).