Ранее неоднократно упоминался административно-правовой договор.
Существует ли он в практике государственно-управленческой деятельности, и если да, то какова его роль в реализации исполнительной власти? Проблема эта дискуссионна; до сих пор термин "административные договоры" в законодательстве не употребляется.
В процессе функционирования исполнительных органов государственной власти действительно иногда возникают договорные связи между отдельными субъектами управления, между ними и общественными объединениями.
Это — новое и еще недостаточно осмысленное явление, ибо
сама природа государственного управления предполагает импера
тивность односторонних юридически-властных волеизъявлений, а
договорные связи исходят из равенства их участников. Если тако
го рода связи существуют, то их следует отнести к числу горизон
тальных, то есть не способных непосредственно быть формой реа
лизации исполнительной власти. Приводимые, как правило, иллю
страции (совместные решения двух министерств, договорная мили
ция и т. п.) подтверждали такой вывод.,
Дальнейшее развитие механизма государственно-управленческой деятельности в условиях постепенного перехода к рыночным отношениям, совершенствование принципа федерализма вновь выдвигают проблему административно-правовых договорных отноше-
ний на позиции одной из актуальных, выражающих, в частности, процесс эволюции административно-правовых форм реализации исполнительной власти или же управленческих функций. Все чаще при характеристике взаимоотношений между различными субъектами исполнительной власти между ними и негосударственным формированиями используется термин "соглашение". Однако в буквальном смысле в подобных случаях еще нет возможности того юридического равенства сторон, которое характерно для гражданско-правовых отношений. Далеко не всегда некоторые элементы подобного рода проявляются в сфере государственного управления прямо. Даже при условии категорического утверждения жизненности административно-правовых договоров (соглашений) характер их настолько различен, что не дает оснований для единообразного их толкования; отдельные элементы соглашений могут быть обнаружены в отношениях между соподчиненными сторонами управленческих отношений, а другие — в отношениях между несоподчиненными и т. п.
Иногда утверждается, что органы исполнительной власти заключают ряд сделок, которые служат средством реализации их управленческих задач и функций. Иллюстрируется же это положение примером покупки инвентаря и оборудования или заключения договоров с научными учреждениями на предмет проведения исследовательских работ, то есть типичной гражданско-правовой сделкой. Очевидно, что никакого отношения к правовым формам реализации исполнительной власти указанные соглашения не имеют, так как субъект управления здесь не выступает в качестве носителя юридически-властных полномочий. Очевидно и другое — вспомогательное по отношению к основной управленческой деятельности значение такого рода соглашений. Из гражданско-правовых договоров могут возникать последствия административно-правового характера (например, административные штрафы за нарушение договора перевозки), но это не превращает возникающие отношения, да и сам договор перевозки в административно-правовые категории. Невозможно четко разграничить административно-правовые и гражданско-правовые элементы и в нормативном материале по управлению федеральным имуществом, по осуществлению инвестиционного налогового кредита и т. п.
Следовательно, договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили ни своего четкого понимания, ни должного юридического оформления; можно обнаружить лишь отдельные элементы, свидетельствующие о наличии некоторых признаков договоров. Эти элементы, однако, чаще всего не получают непосредственного выражения и не выступают в качестве уже сложившейся самостоятельной правовой формы управленческой деятельности. Лишь в отдельных случаях они могут по своему характеру приближаться к таковой. Но и тогда в них не находят прямо-
Раздел III. Административно-правовые формы и методы
Глава 11. Административно-правовые формы
го выражения задачи и функции исполнительной власти, а потому их и нельзя (за редким исключением) отнести к правовым формам реализации исполнительной власти.
-», Тем не менее в пользу развития договорных элементов в сфе
ре государственного управления может свидетельствовать Феде
ральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъек
тов Российской Федерации". В контексте этого закона договор при
знается правовой формой разграничения предметов ведения и пол
номочий между органами государственной бласти РФ и ее субъек
тов, а соглашение — правовой формой передачи федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнителями субъек
тов РФ друг другу части своих полномочий.
Аналогичного характера косвенные варианты некоторых административно-правовых связей, имеющих договорную форму, можно обнаружить при анализе взаимоотношений между органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, краевая, областная администрация может осуществлять полномочия, дополнительно передаваемые ей по договорам органами исполнительной власти РФ и исполнительными органами системы местного самоуправления; также на договорной основе она вправе передавать им часть своих полномочий; вступать в договорные связи с исполнительными органами других краев, областей, автономий и республик, в частности, для координации деятельности в различных сферах и отраслях управления, для объединения финансовых ресурсов и т. п.
В столь же опосредованной форме элементы административно-правовых договоров обнаруживаются при анализе ряда законодательных актов (например, о поставках продукции, налогах, об управлении федеральным имуществом и т. п.). Определенные элементы такого рода имеют место и в трудовом законодательстве (например, предварительное соглашение об условиях поступления на государственную службу).
Еще один пример. Водный кодекс РФ предусматривает возможность заключения договора пользования водными объектами между органами исполнительной власти субъектов РФ и водопользователем. Имеется в виду соглашение между названными сторонами о порядке использования и охраны водных объектов1. Содержание такого соглашения выходит за рамки чисто гражданско-правовых отношений.
В настоящее время административно-правовые соглашения заложены в основание контрактной системы замещения должностей в Вооруженных Силах, при формировании администрации государ-
ственных предприятий. При этом контракт содержит в себе не только обычные для трудовых отношений элементы, но и определяет объем исполнительных функций и соответствующих им полномочий, что весьма важно с административно-правовых позиций.
Оценивая проблему административно-правовых договоров (соглашений) в целом, можно утверждать, что они чаще всего и наиболее отчетливо выступают в роли юридических фактов особого рода, вызывающих возникновение административно-правовых отношений. Однако они предшествуют собственно юридически-властной форме реализации исполнительной власти, сами таковой по своей сути не являясь. В случае заключения контрактов они требуют последующего юридически-властного волеизъявления полномочного исполнительного органа (должностного лица); достижение соглашения между различными субъектами государственно-управленческой деятельности также затем требует соответствующего юридически-властного оформления. В силу этого само соглашение непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений, но способствует формированию сложного состава юридического факта: соглашение плюс последующее (как результат) правомерное действие властного- субъекта управления в виде издания индивидуального правового акта. В других случаях результатом соглашения может быть издание нормативного административно-правового акта, что означает невозможность рассматривать соглашение как юридический факт.
Следовательно, говорить о том, что такого рода соглашения (договоры) стали реальной правовой формой реализации исполнительной власти, оснований не имеется. Их роль пока вспомогательная. Концептуальная база для их реального использования в сфере государственно-управленческой деятельности пока еще не сформирована.
См. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471. |
Глава 12. Административно-правовые методы
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ