Политико-административное устройство

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке (кошме). Провозглашаемого ханом сажали на белую кошму и трижды поднимали ее за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял вой­ну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях, а также выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В ХVII и первой половине ХVIII в. местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

Нецарствующие чингизиды — султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей — кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости (ақ суйек) наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.

Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии — предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи — богатые и кедей — бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием. Фазлаллах Ибн Рузбихан писал, что богатые казахи имели десятки домов-повозок, сотни верблюдов, много десятков тысяч овец и насчитывали в своих табунах по 15, 18 и даже 26 тыс. лошадей. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, владевший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.

В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право — сойургал. Скотоводы платили налог — зякет, делали подно­шения мясом — coгyм, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам — мардикар. Принимали на постой войска — ка­налға, а также знатных людей — жамалға. Собирался натуральный сбор для снабжения войск — тaғap. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: