На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке (кошме). Провозглашаемого ханом сажали на белую кошму и трижды поднимали ее за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях, а также выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В ХVII и первой половине ХVIII в. местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.
Нецарствующие чингизиды — султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей — кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости (ақ суйек) наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.
|
|
Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии — предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.
В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи — богатые и кедей — бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием. Фазлаллах Ибн Рузбихан писал, что богатые казахи имели десятки домов-повозок, сотни верблюдов, много десятков тысяч овец и насчитывали в своих табунах по 15, 18 и даже 26 тыс. лошадей. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, владевший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.
|
|
Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.
В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право — сойургал. Скотоводы платили налог — зякет, делали подношения мясом — coгyм, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам — мардикар. Принимали на постой войска — каналға, а также знатных людей — жамалға. Собирался натуральный сбор для снабжения войск — тaғap. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.