Начало политической деятельности

казахской истории найдется немного, столь часто называемых имен, как имя Абылай хана. Ему посвящали свои дастаны и жыры акыны, жырау, современники XVIII века, «века Абылая», поэты и исследователи более поздних времен. Имя Абылая, обрастая при жизни многими легендами, впоследствии долгие годы было предано забвению. И только в последнее время, благодаря позитивным процессам по возрождению подлинной истории казахского народа, казахской го­сударственности, стало возможным возвращение в историю личности, игравшей в ней значительную роль. Такой колоритной фигурой в истории казахов XVIII столетия был Абылай. Он возглавил освободительную борьбу казахского народа против джунгарских, а затем цинских (китайских) завоевателей, одним из первых осознавший историческую необходимость дружбы и добрососедства, пытался объединить раздробленные казахские владения в единое государственное образование, заставлял считаться с собой правителей соседних среднеазиатских государств.

«Самым могущественным из ханов XVIII в., Чокан Валиханов, являющийся одним из славных потомков Абылая, дал краткую, но емкую характеристику, назвав «век Абылая – веком казахского рыцарства».

Конечно, Абылай – фигура сложная и противоречивая, трудно дать однозначную оценку его деятельности, до конца раскрыть причинно-следственные мотивы его политики. Методы, которыми действовал Абылай, как объединитель казахских жузов, племен и родов, имели феодальный оттенок, далеки от цивилизованных форм правления. Тем не менее, появление на политической арене Абылая в сложное, переломное время в истории казахского народа было событием огромной важности. В преданиях об Абылае, в частности Шакарима Хаджи, говорится следующее о происхождении хана. Сын Жангир хана (1645-1652 гг.) Валибакы, обидевшись за то, что ему не достался ханский престол, уезжает в Ургенч, к отцу матери Кайып хану. Там от него родился сын, которого назвали Абылаем, от него – Коркем Вали, а его сына звали Абилмансур. Таким образом, по происхождению он чингизид, является четвертым поколением Жангир хана.

Дед Абилмансура – бек Абылай по природе был сильным и храбрым воином. В схватках один на один побеждал и уби­вал своих противников-батыров, за что в народе его прозвали «канишер Абылай» (кровожадный). Абилмансур, родившийся в 1711 г., в 12-летнем возрасте возвращается в Сары-Арку, родные края предков.

Как известно, Ташкент был захвачен ойратами в 1725 г. В другом предании отмечается, что он вместе со своими уце­левшими соплеменниками, прежде чем попасть в Туркестан, побывал вначале в Ташкенте, прибыв туда из Ургенча. Лишив­шись отца и потеряв в годы Великого бедствия мать, Абылай под именем Сабалака несколько лет скитался по степи. По сведениям Ч. Ч. Валиханова, «Абылай одно время пас лошадей у Даулетбая. Жена Даулетбая не без удивления замечала, что молодой человек никогда сам не просил пищи, пока не дадут, но и тогда брал неохотно и никогда не ел из немытой посуды. Это совершенно не киргизское поведение, эксцентричность, – замечает Ч.Ч.Валиханов, – обратили внимание хозяина, который через расспросы у Ураза (спутника Абылая), узнав о его происхождении, тотчас увез его к хану Абулмамбету, одарив его лучшею лошадью из табуна. Этот-то выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрык (пламя-хвост), первый сподвижник похода молодого султана Чалкуйрык; на котором Абылай составил себе имя батыра и уважение киргиз» Пятнадцатилетним юношей Абылай принимает участие в сражениях казахских ополчений с джунгарскими завоевателями.

Звание батыра, покровительство хана Абулмамбета, приходившегося Абылаю дядей, знатное происхождение позволили Абылаю вскоре добиться избрания владельцем в наиболее многочисленном и сильном атыгайском роде, племени аргын. Произошло это, видимо, в конце 20-х – начале 30-х гг. В его владении находилось несколько тысяч семей аргынов-атыгайцев.

Во внешней политике Абылая четко прослеживается, в основном, три направления: взаимоотношение с могучим западным соседом – Российской империей; казахско-ойратские отношения; казахско-цинские отношения. \

Здесь речь не идет о том, чтобы поставить Россию во внешней политике Казахстана, в исторических судьбах казахского народа на один уровень с Джунгарией и Цинским Китаем. Во имя исторической правды следует сказать, что характер казахско-русских отношений коренным образом отличался от взаимоотношений казахских ханств с Джунгарией. Россия и казахские ханства нуждались друг в друге для борьбы с могущественной кочевой империей Центральной Азии – Джунгарским ханством, потому что угроза, которая шла от него, была не меньшей, чем монгольское нашествие в XIII в.

Очевидно, поэтому сложившиеся исторические обстоятельства в XVIII столетии – кризис ханской власти, угроза извне и другие факторы заставляли казахских ханов и султанов из Младшего, Среднего и Старшего жузов — Абулхаира, Абулмамбета, Семеке, Абылая, Барака, Толе бия, Жолбарыса и других — искать союза с Российской империей. В 1740 г. новый хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай, пользующийся большим влиянием не только в Среднем, но и некоторых родах Младшего и Старшего жузов принимают подданство России.

Абылай в числе первых казахских правителей сделал исторический выбор, связав свою судьбу и судьбу казахского народа с Россией. Однако, надо полагать, что тогда ни Абылай, ни другие казахские владыки не могли предвидеть развития событий в будущем, что процесс сближения и последующего присоединения Казахстана к России будет сложным и противоречивым, что протекторатство или сюзеренство сменится откровенным насилием царизма, превратится в колониальную эксплуатацию.

(Протекторат – форма зависимости одного государства от другого, при которой зависимое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах.)

Абылай был выдвинут на сцену политической жизни той частью казахских феодалов, которая отстаивала идею укрепления и развития сильного централизованного государства, активную борьбу с завоевателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: