Глава 1. Статистика как наука

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике Украины требует дальнейшего совершенствования системы управления и прогнозирования народного хозяйства, улучшение системы учёта и отчётности, статистической информации, широкого применения в экономических исследованиях статистических и математических методов, использования современной вычислительной техники.

Высококвалифицированный экономист должен в совершенстве владеть статистическими методами и приёмами, чтобы правильно и умело их использовать при решении вопросов стабилизации и развития экономики страны, повышения социально-экономических условий жизни населения.

Изучение курса "Статистика" ставит своей целью перед студентами экономических специальностей:

а) глубоко овладевать статистическими методами и приёмами при исследовании явлений общественной жизни;

б) в совершенстве знать систему экономических показателей социально-экономических сторон состояния, развития и эффективного использования национального производства Украины;

в) глубоко разбираться в социально-экономических условиях жизни населения;

г) анализировать расчёты обобщений статистической информации о массовых общественных явлениях.

Данное учебное пособие содержит все разделы курса "Общей теории статистики", каждый из которых состоит из теории, решения типовых задач и задач для самостоятельного решения.

Студенту представляется возможным глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по статистике, полученные на аудиторных занятиях.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

ГЛАВА 1. СТАТИСТИКА КАК НАУКА

§ 1. Возникновение и развитие статистики

Термин "статистика" происходит от латинского слова "статус" (status), что означает "положение, состояние вещей". От корня этого слова образовались слова stato – государство и statista – знаток государства. От этого же корня образовалось и существительное statistica, которое и составляет предмет изучения курса "Статистика".

Статистика возникла в глубокой древности, когда возникло государство. Сначала это была необходимость оценивать военную мощь государства (противника) до начала наступления; определить богатство государства при начислении контрибуции. Например, когда римский император Ксеркс хотел напасть на Спарту и Афины, то он дал задание советникам произвести подсчёт соотношения воинов двух сторон, качество их подготовки.

Со временем расширялось представление о мире. Развитие торговых отношений вызвало потребность в описании государств. Одно из известных описаний принадлежит Аристотелю (384 – 322 гг. до н. э.), который охарактеризовал 157 городов и государств своего времени. Этот процесс углубился в эпоху Возрождения. Венецианская республика (XII – XVII вв.) уже в XII в. обязывала своих консулов и послов по возвращении из-за границы предоставлять отчёты-реляции о политических, экономических и физических условиях различных стран. С образованием централизованных государств, особенно в эпоху капитализма, объём применения статистики значительно расширился. Переписи населения стали проводиться регулярно. Возникли элементарные формы статистического учёта и в других областях общественной жизни. Однако в этот период статистика не имела самостоятельного положения, а развивалась совместно с другими науками: политической экономией, математикой, географией, юридическими данными.

Статистика как наука появилась в конце 17 века. Её основоположниками явились английские экономисты У. Петти и Дж. Граунт, которые впервые заметили закономерности в движении населения, которые послужили появлению такого направления в статистике как "политическая арифметика". Последователи этого направления считали, что основной задачей статистики является выявление на основе большого числа наблюдений закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. От политической арифметики и ведёт своё начало статистика как наука в современном виде. Другой исторической дисциплиной, предшествовавшей современной статистике, было государствоведение, которое формировалось одновременно с политической арифметикой в трудах немецкого учёного Г. Конринга и получило особое развитие в Германии в 18 в., а позднее в России. Большой вклад в развитие статистики в 19 веке внёс бельгийский статистик Л. А. Кетле, который использовал математические методы в обработке статистических данных. Особая заслуга Кетле заключается в том, что по его инициативе возникла первая форма международного сотрудничества в области статистики – это создание Международного статистического института, который работает и по настоящее время при ООН.

Во 2-ой половине 19 в. и начале 20 в. происходит интенсивное развитие статистики. Этому способствовало проведение различного рода периодических переписей и обследований, в которых собирался богатейший материал о каждом объекте обследования (предприятие, хозяйство, отдельный человек). В это же время совершенствовались органы государственной статистики. Оформлялась специальная научная дисциплина – математическая статистика.

Большой вклад в развитие статистической теории и практики внесли русские учёные: М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, К. И. Арсеньев, Д. П. Журавский, П. Л. Чебышев, А. А. Чупров и другие.

В ХХ в. статистика сложилась как сложная, широко разветвлённая экономическая наука. Она представляет собой систему научных дисциплин, обладающих определённой спецификой и самостоятельностью. Развитию этой науки способствовали: В. С. Немчинов, В. Н. Старовский, С. Г. Струмилин, Л. М. Володарский, А. Я. Боярский, Г. Л. Громыко, Н. Н. Ряузов, А. М. Ерина, В. А. Головко, И. С. Пасхавер и другие.

Современная статистика представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых статистик и комплексных разделов. В соответствии с принятой классификацией наук различают следующие составные части статистики: общая теория статистики, в которой излагаются её общие принципы и методы; экономическая статистика. изучающая систему показателей народного хозяйства, его структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и элементов общественного воспроизводства; отраслевые статистики – промышленная, сельскохозяйственная, транспорта, связи, строительства, труда и др.; социальная статистика, которая изучает систему показателей, характеризующих образ жизни и различные аспекты социальных отношений.

Все они изучают свои объекты и протекающие в них процессы с количественной стороны, не отрываясь при этом от качественного их состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: