Последствия имущественной дифференциации. Противостояние патрициев и плебеев

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составляли господствующее сословие, владевшие крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты – обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченные в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.

Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними земледельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Древнейшая догосударственная организация римского народа характеризуется основными чертами первобытнообщинного строя. Основная ячейка общины называется родом (gens). Род представляет собой замкнутую единицу, сохранившую в течение известного времени совместное владение землей, в частности пастбищами. Дела рода решались на собрании рода. Во главе рода стоит выборный старшина. Весьма рано возникает дифференциация между отдельными родами, и некоторые, наиболее могущественные из них, начинают считаться "старшими родами". Вместе с тем и внутри отдельных родов выделяется наследственная аристократия наиболее богатые семьи, присвоившие себе общественную землю и власть над сородичами. Члены этих семей получили название патрициев.

Кроме полноправных членов родовая организация включала и зависимых людей клиентов, не участвовавших в управлении делами рода. Институт клиентелы возникал из различных источников. Клиентами являлись как "младшие родичи", так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под покровительство коренных римских граждан (патронов). Клиенты получали от своих патронов участки земли, носили имя рода и участвовали в родовом культе. Но взамен они должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера в пользу патронов.

Общее число родов в древнем Риме 300. Десять родов составляли курию. Десять курий объединялись в трибу. Римский народ состоял из трех триб. Римляне называли себя в древности "квиритами" ("квирит" мифическое божество, покровитель древних римлян). Совокупность римских граждан и есть римская община.

В эпоху, переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме были следующие органы власти:

а) Народное собрание по куриям. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный вопрос. Решением народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

б) Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. Сенат утверждал избрание рекса и решения народного собрания и принимал непосредственное участие в делах управления.

в) Рекс избирался народным собранием. Он являлся предводителем войска и верховным жрецом и судьей.

Около 500 г. до н. э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших должностных лица "преторы", которые являлись военачальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необходимость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название консулы (обсуждать, совещаться).

Пришлые люди плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязанностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах патрициев и зажиточных плебеев. С появлением рабства общество начинает делиться на классы рабовладельцев и рабов. Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся первобытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое "право" на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничтожения первобытнообщинного строя и переход к государству, придает этому закономерному процессу особую специфику.

В VI в. до н.э. была осуществлена новая организация свободного населения. На основе реформы рекса Сервия Туллия население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам.

Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть разрядов в зависимости от величины имущества. Каждый разряд делился на точно установленное количество единиц, т.е. центурий. Количество людей в центуриях было не одинаково; центурии высших разрядов были малочисленнее центурии низших разрядов, но пользовались одинаковыми правами. Центурия являлась единицей военной, политической и налоговой. Многие важные вопросы решались на народном собрании, расчлененном на отдельные центурии, причем каждой центурии принадлежал один голос.

Каждые пять лет производилась оценка имущества граждан и новое распределение их то центуриям.

Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, так называемым т р и б а м. Город Рим был разделен на 4 трибы, к которым затем прибавилось 17 сельских триб. В территориальную трибу зачислялись все граждане, жившие в данном округе.

Распределение граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не установило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удержали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями. Поэтому период после "реформы Сервия Туллия" является временем дальнейших преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: