Введение
Лекция № 1
1.4 Предмет, содержание курса и его связь со смежными науками.
1.5 Значение курса в деле обеспечения чистоты и качественного состава воздуха в подземных сооружениях.
1.6 Вклад отечественных ученых в дело развития “Рудничной аэрологии” как науки. Главнейшие НИИ и учебные институты, ведущие работы в области “Рудничной аэрологии”.
Цель изучения темы:
1. Довести до сведения студентов содержание курса, его предмет, цели и задачи.
2. Познакомить с отечественными учеными, а также главнейшими НИИ и учебными институтами, ведущими работы в области “Рудничной аэрологии”.
По данной теме студенты должны знать:
1. Предмет изучения курса аэрологии.
2. Цели изучения курса аэрологии.
3. Историю развития “Рудничной аэрологии“ как науки.
4. Отечественные ученые, внесшие достойный вклад в дело развития “Рудничной аэрологии”.
5. НИИ и учебные институты ведущие значительные работы в области “Рудничной аэрологии”.
Вопросы для контроля и самоконтроля
|
|
1. Что изучается в курсе “Рудничная аэрология”?
2. Что является основной задачей курса?
3. Кто является основоположником курса “Рудничная аэрология” как науки?
4. Какие из НИИ и учебных институтов ведут широкие работы в области “Рудничной аэрологии”?
Предмет, содержание курса и его связь
со смежными науками
За последние годы горнодобывающая промышленность во всех странах мира подверглась коренной реконструкции на базе широкого технического перевооружения ее в направлении комплексной механизации и автоматизации всех производственных процессов, внедрения современной вычислительной техники.
Одновременно с увеличением размеров шахтных полей увеличивается глубина современных шахт, их газообильность, температура горных пород и интенсивность пылеобразования. В связи с этим проветривание шахт и кондиционирование воздуха в подземных выработках усложняется и значение рудничной вентиляции возрастает.
Жизнь, здоровье и производительность труда работников, занятых в производственных процессах, в значительной степени зависят от атмосферных условий в выработках рудников и шахт, т.е. от состояния их проветривания. Поэтому вентиляция занимает и будет занимать весьма ответственное место для обеспечения всех производственных процессов в шахтах.
Непосредственным предметом изучения курса «Рудничной и промышленной аэрологии» являются химический состав и физико-химические свойства рудничного воздуха, источники выделения газа в выработки и методы борьбы с ними, свойства рудничной пыли и меры по снижению запыленности рудничной атмосферы, законы движения воздуха в выработках и их аэродинамическое сопротивление, регулирование и распределение воздуха в вентиляционной сети шахты. Рассматриваются также вопросы, связанные с автоматизацией и проектированием проветривания шахт.
|
|
Газообильность угольных месторождений тесно связана с геологией их образования, поэтому для понимания происходящих процессов в шахтах необходимо иметь определенный уровень знаний и в этой области.
Кроме физики, химии, гидравлики, геологии, курс «Рудничной и промышленной аэрологии» связан с узкоприкладными направлениями науки, имеющими важное значение для создания безопасных условий отработки угольных пластов. К ним относятся дегазация угольных пластов, борьба с выбросами угля, породы и газа, взрывчатостью пыли и самовозгораемостью углей и т.д.
Обеспечение безопасных условий на рабочих местах и проветривание горных выработок неразрывно связаны между собой. Проведение тех или иных мероприятий, с целью создания безопасных условий регламентируется в нашей стране, правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах (ПБ) и рядом руководств и инструкций по отдельным направлениям. Наиболее важными из этих нормативных документов являются:
− Руководство по проектированию вентиляции угольных шахт;
− Руководство по дегазации угольных шахт Украины;
− Руководство по борьбе с пылью в угольных шахтах;
− Инструкция по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа.
Кроме указанных документов, имеется сборник инструкций к правилам безопасности в угольных шахтах.