Вопрос 2. Государственное и бюджетное устройство. Бюджетное устройство Российской Федерации: структура бюджетной системы, принципы ее построения

Любое государство имеет свой бюджет и свое бюджетное устройство.

Под бюджетным устройством принято понимать структуру бюджетной системы, принципы ее организации и функционирования, взаимодействие между бюджетами.

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства. В зависимости от степени разграничения власти между центром и административно-территориальными образованиями, государства делятся на унитарные и федеративные. Кроме того, есть конфедеративные государства.

Унитарные государства – это единые государства, которые состоят из административно-территориальных единиц (провинции, области, губернии). Эти образования не имеют собственной государственности или автономии. В унитарных государствах бюджетная система является двухуровневой, включающей центральный и местные бюджеты. Принимается закон о едином бюджете, характерна высокая степень централизации финансовых ресурсов и полная система бюджетного регулирования.

Федеративные государства – это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований (штатов, земель, республик).

В федеративных государствах административно-государственные образования, входящие в состав государства, имеют определенную самостоятельность в рамках распределенных между центром и ими полномочий. Для таких государств характерна трехуровневая бюджетная система:

- центральный бюджет (федеративный);

- бюджеты субъектов (административно-территориальных образований);

- местные бюджеты.

Закон о едином бюджете не принимается, характерна низкая степень централизации финансовых ресурсов и ограниченная система бюджетного регулирования.

Конфедеративные государства – это объединение государств для достижения каких-либо целей. Бюджет такого государства формируется из взносов государств-участников.

Российская Федерация является федеративным государством, поэтому бюджетная система трехуровневая.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность самостоятельных бюджетов (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы Российская Федерация определена 10 статьей Бюджетного кодекса РФ.

Принципы организации бюджетной системы:

1) единства бюджетной системы – означает единства бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок формирования доходов и расходов;

2) разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ – означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов за соответствующими бюджетами бюджетной системы;

3) самостоятельности бюджетов – означает право и обязанность органов государственной власти и ОМСУ обеспечить сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Бюджеты сельских поселений
Бюджеты городских поселений
Бюджеты муниципальных районов
Бюджеты внутригородских (Москва, Санкт-Петербург) муниципальных образований
Бюджеты городских округов
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Федеральный бюджет РФ
Бюджетная система РФ

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий, установление расходных обязательств, формирование доходов, распределение межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов – означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в полном объеме должны быть отражены в соответствующих бюджетах;

6) сбалансированности бюджета – означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлениям по источникам финансирования дефицита бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств- означает, что при составлении, исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием выделенного объема средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – означает, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджетов;

9) прозрачности (открытости) – означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденные бюджеты, материалы по исполнению бюджетов;

10) достоверности бюджета – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств – означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся од конкретных получателей средств с указанием цели их использования;

12) подведомственности расходов – означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнованияи лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

13)единства кассы - означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: