Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистскую философию разрабатывали также К. Каутский, Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и др.
Формирование этого философского направления происходило в 1840-е годы. Идентичное название – «диалектический материализм». Марксистское учение о человеке в обществе – составляющая диалектического материализма, так что впервые в истории философии материалистически осмыслена была не только природа, но и общественная жизнь.
Возникновение марксистской философии явилось событием закономерным, оно отвечало потребностям своего времени. Гегелевское толкование мира оказалось не абсолютной истиной, а всего лишь приближением к ней, которое нуждалось в дальнейшем развитии и прежде всего в совершенствовании диалектического подхода.
Строительство диалектического материализма непосредственно опиралось на три теоретических источника: предшествующие материалистические учения, диалектическое миропонимание Гегеля и утопический социализм(Фурье, Сен-Симон, Оуэн).
|
|
Как Вы думаете, достаточно было просто соединить эти достижения философской мысли и получить в сумме марксистскую философию? Засомневались? И правильно сделали. Тогда попытайтесь решить более сложную задачу – ответить на вопрос «Почему нельзя?»
Объясняя происхождение диалектического материализма, Ф. Энгельс подчеркнул решающее значение в разработке диалектического понимания природы 3-х великих открытий в науке:
· Закона превращения и сохранения энергии;
· Эволюционной теории Ч. Дарвина;
· Открытия клеточного строения вещества.
Материалистическая диалектика была новым важным шагом в развитии диалектического мировоззрения – диалектика из локальной (идеалистической) диалектики Гегеля была достроена до универсального учения. К. Маркс (в «Капитале») и Ф. Энгельс (в «Диалектике природы» и «Анти-Дюринге») распространили диалектику на характеристику общественной жизни и природы.
Суть вклада К. Маркса и Ф. Энгельса в развитие философии целесообразно свести к следующим нововведениям:
· Они соединили материалистическую концепцию с диалектическим методом;
· достроили материалистическое понимание природы материалистическим учением о человеке и общества;
· показали историческую ограниченность теории «гражданского общества» и вывели необходимость смены в исторической перспективе «гражданского общества» на «человеческое общество».
· Решительно отказавшись от натурфилософии, они заложили фундамент философии науки.
В XX веке европейцы вновь открыли для себя учение К. Маркса, его теорию буржуазного способа производства, цикличности экономических кризисов. К сожалению, дело пока ограничилось реставрацией экономических знаний. Главное оружие философа – диалектика – еще не востребовано.
|
|
В заключение остановимся на основных принципах марксистской философии:
· Материализм и диалектика универсальны и едины, что доказывает вся история познания;
· Общество – естественноисторическая сфера бытия;
· Общественная история начинается с человека, представляет собой продукт человеческой деятельности во имя развития человека. Человек – высшая ценность истории;
· Реальное осуществление гуманизма возможно только при условии перехода к «человеческому обществу». «Гражданское (демократическое) общество» гарантирует Свободу, Равные условия и Братство конституционно, т.е. декларирует, а не обеспечивает. На смену буржуазной демократии придёт коммунистическое бесклассовое общество.
Одновременно К. Маркс критиковал требование анархистов уничтожить государство.
Центральные проблемы:
· Материальное единство мира;
· Движение и качественное многообразие его форм;
· Диалектика как универсальный способ развития;
· Ограниченность «гражданского общества»;
· Что должно прийти на смену «гражданскому обществу»;
· Познавательная и практически-деятельная задачи философии; практика и ее роль в познании.
Важнейшие идеи:
· Вывод о материальности всех форм бытия, их исторической взаимосвязи, сделанный на базе анализа научных открытий и общественного развития;
· Разработка диалектики природы и общества;
· Включение материалистически истолкованной практики в процесс познания в качестве основы, средства и критерия истины;
· Критика буржуазной демократии и обоснование историчности «гражданского общества»;
· Учение о коммунизме как о закономерном способе разрешения противоречий буржуазного общества;
· Теория формационного развития общества;
· Новый взгляд на отношения философии и науки – необходимость перехода от натурфилософии к философии науки.
Вопросы для самопроверки.
1. Чем революционно-демократические требования отличаются от социально-революционных? В чем особенность социальной позиции марксизма?
2. Внесите в глоссарий ключевые термины философии марксизма, используемые для описания социального бытия: общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис, надстройка.