Социальная философия марксизма. Развитие марксистской философии В.И.Лениным

Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в основе философской системы Г.Гегеля (1770-1831). Гегель называет свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он старается охватить весь мир - природный и духовный одним понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является «Абсолютная идея», под которой понимается идея всех идей, потенциально, в скрытом, «свернутом» виде содержащая в себе всю полноту понятий идеального и материального мира. Она обладает способностью к саморазвитию. В процессе саморазвития Абсолютная идея проходит различные этапы и стадии.

На первом этапе, который Гегель называет «Логика», она разворачивается в систему категорий, то есть чистых мыслей, содержащих сущность всех вещей.

Второй этап саморазвития - природа. Превращаясь в природу, Абсолютная идея как бы опредмечивает себя и предстает в виде конкретных чувственных предметов.

Третий этап – возникновение из природы человека и его духа. Дух в своем развитии проходит три стадии. Первая стадия - субъективный дух (индивидуальный уровень). Вторая, объективный дух (надындивидуальный уровень – мораль, право, религия, искусство). И третья, высшая стадия – «Абсолютный дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении развития истории. Фактически это та же Абсолютная идея, развернувшаяся и воплотившаяся в человеческих идеях, целях, устремлениях.Таким образом, идея, разворачиваясь и пройдя ряд этапов и стадий, как бы возвращается к самой себе и самосозерцает себя посредством человеческого духа. Дальнейшее развитие Идеи не возможно. То есть можно сказать, что философская система Гегеля консервативна.

В отличие о системы, философский метод Гегеля, напротив, прогрессивен. Гегель называет его диалектическим. ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развитии. Таким образом, философская система Гегеля находится в противоречии с его диалектическим методом.

В целом учение Гегеля является вершиной немецкой классической философии, оказавшей влияние на развитие всей мировой культуры.

МАРКСИЗМ – идейно- политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. Идейную основу всего учения составляет марксистская философия. Ее возникновение связано с именами. К. Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Философию марксизма традиционно подразделяют на:

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества

Особой новизной отличаются социологические идеи марксистской философии. Маркс и Энгельс ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. В философской антропологии Маркс и Энгельс представляли человека как биосоциальное существо. Для них характерен системный подход к проблеме человека, Маркс, например, показал, что сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений.

Характеризуя общественные отношения, складывающие между людьми, Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что позволило обнаружить повторяемость в историческом развитии разных народов. Это воплотилось в понятие «общественно-экономическая формация».

Дальнейшее развитие марксистской философии связано с деятельностью его соратников, учеников и последователей. Из всех последователей особая роль принадлежит В.И.Ленину (1870-1924).

В социальной философии Ленин разрабатывал идеи: о возрастании субъективного фактора в истории; о двух фазах коммунизма; о переходном периоде от капитализма к коммунизму; о государстве диктатуры пролетариата в условиях социализма и его отмирании при коммунизме. Марксистскую философию, развитую в новых исторических условиях, было принято называть МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В 30- 90 годы XX века она была единственной, монопольной, официальной философией СССР и служила основой государственной идеологии советского государства и других стран социалистической ориентации. В целом марксистскую философию следует рассматривать, как сложный противоречивый процесс, в котором научная объективность переплеталась с элементами романтизма и утопизма, придавшими ей такой своеобразный, ярко выраженный, идеологизированный, политизированный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: